Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
В системе эстетического воспитания лепка занимает определенное место и имеет свою специфику. Сюжет данного занятия передает эпизоды из окружающей жизни через познания, творчество, игру (коллективная лепка детей 5-6 лет).
Задачи занятия:
1. Закрепить умения детей применять знакомые приемы лепки, продолжать учить анализировать особенности строения разных животных, соотносить части по величине и пропорциям.
2. Учить самостоятельно определять способ лепки на основе обобщенной формы: из цилиндра, конуса и овала, передавать несложные движения.
3. Развивать воображение и чувство композиции.
4. Формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.
Материалы и оборудование: пластилин, стеки, клеенки, салфетки (бумажные и из ткани), дощечки, игрушки животных, макет «Улица нашего города».
Предварительная работа.
– Ребята, давайте вспомним, как мы с вами создавали одну из улиц нашего микрорайона. Как называется эта улица? ( Это улица Ленинградская). А давайте вместе отправимся в путешествие по этой улице города?
– Ребята, а это настоящая улица? (нет, это макет «Улица нашего города»).
– Что вы видите на этом макете? (красивые, аккуратные, многоэтажные дома, четкие силуэты деревьев, люди идут по тротуару, линии дорог, проезжая часть, пешеходный переход, транспорт).
– А вам не кажется, что на улице как-то пустынно?
– Нет животных.
– Да правильно! Нет животных, без них нам скучно. Животные часть природы.
– Каких животных мы видим каждый день на улицах нашего города? (наших домашних животных – это кошки и собаки). Это самые верные друзья людей. И не важно, какие они большие или маленькие, какой они породы, мы их все равно любим.
– А теперь вспомните, как вы ходили в зоопарк. Каких животных вы видели в зоопарке? (львы, лисицы, волки, медведи, обезьяны, тигры). Как называются одним словом эти животные? (дикие).
– Расскажите о них, какие они? (дети дают внешнее описание диких животных, делятся своими воспоминаниями, впечатлениями).
– Давайте оживим нашу улицу и вылепим домашних или диких животных. Нужно подумать, какое животное каждый из вас будет лепить, вспомнить его внешний вид. Как мы будем лепить животное?
Все животные такие разные, но при этом некоторые животные из них похожи друг на друга формой тела (вот медведь – он большой, сильный, у него толстое туловище, а ноги крепкие, короткие, морда вытянутая, уши короткие). Животных также можно передать в любом действии (лиса бежит, крадется, прислушивается; кошка сидит на тротуаре, греется на солнышке).
– А теперь давайте договоримся, кто кого будет лепить и какого размера будут фигурки, чтобы кошка или белка не оказались больше медведя.
Напоминаю детям, что будем лепить конструктивным способом, делить кусок пластилина на части или скульптурным способом из целого куска пластилина. Вспоминаем способы лепки. Частично показываю детям.
– Сейчас я предлагаю провести небольшую пальчиковую гимнастику, чтобы наши пальчики стали ловкими и умелыми. (Пальчиковая гимнастика «Собака» и «Кошка»).
По ходу занятия проводится индивидуальная работа: помощь в выборе животного, помощь в определении способа лепки; с помощью вопросов устанавливается, правильно ли дети воспринимают форму и размер головы, туловища, лап.
Дети лепят животных по своему желанию и по способностям,окончательную проработку производят при помощи стеков, ими намечают глаза, рот, а также шерстку животного, затем размещают на заранее подготовленной композиционной основе «Улица нашего города».
После занятия в свободное время дети по своему желанию дополняют или изменяют композицию.
При рассматривании работ все отмечают, что самыми интересными будут те, где больше ощущается движение, характер животного.
Список используемой литературы:
1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие/ И.Е. Аверина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006.
3. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. – М.: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004.
Автор: Давлетшина Наталья Владимировна, воспитатель второй квалификационной категории МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №27», Асбестовский городской округ Свердловской области. Педагогический стаж 18 лет. В свою работу включаю активные методы работы с детьми: игры-занятия, опыты, эксперименты, проектную деятельность. Часто выступаю перед педагогической и родительской общественностью, провожу консультации, мастер-классы и открытые занятия для педагогов и родителей.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Вроде бы всё интересно и самобытно, но - как же дикие животные попали на улицы города? а домашние животные в городе - получается, они без хозяев, бродячие? Мне кажется, стоило как-то обыграть эту ситуацию.
Спасибо за комментарий. Хочу ответить на ваш вопрос, так как действительно к нам в город, летом и осенью, приезжают выездные зоопарки. И на макете очень хорошо видно, что дикие животные отдельно в зоопарке, а домашние на улицах, возле домов. А за ними ухаживают и обыгрывают ситуацию дети.
Если я правильно поняла, то макет города у вас уже давно был сделан. И Вы решили его использовать на занятии по лепке диких животных. Кажутся не совместимы эти темы: "Родной город" и "Дикие животные". На Ваш вопрос: "Не кажется ли вам пустынно в городе?" дети отвечают: "Нет диких животных". Получается, им уже давным-давно внушили, что в городе расхаживают дикие животные по улицам?
Макет города можно было бы использовать, например,при изучении правил дорожного движения и т.д.
Спасибо за комментарий. Но хочу уточнить, что на улице гуляют домашние животные, а дикие животные в зоопарке, это хорошо прослеживается на макете. Вы пишите что не совместимы "Родной город" и "Дикие животные", но ведь речь идет и о домашних животных. Я, согласна с вами, что макет сделан за несколько дней до занятия вместе с детьми. Для этого у воспитателей и есть так называемая предварительная работа. Ведь к нам в город летом и осенью действительно приезжают выездные зоопарки, которые дети посещают вместе с родителями.