Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Программные задачи
Развивающая задача: Продолжать знакомить детей с разными видами народно-прикладного искусства. Закреплять умение составлять композицию, на основе народно-прикладного искусства. Развивать чувства композиции.
Образовательная задача: Учить определять колорит, элементы росписи и украшения «Семеновской матрешки». Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы», назначение предметов, материал из которого сделана посуда. Учить составлять узор из растительных элементов (ветка, кустик, ягодка).
Воспитательная задача: Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества.
Предварительная работа: Продолжать знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, беседа о традиционных промыслах. Оформление в группе уголка изодеятельности, пополнение изделиями народных мастеров. Рассматривание наглядно-дидактического пособия «Хохлома», «Дымка».
Наглядное пособие: Дидактическое пособие «Хохлома», « Семеновская матрешка».
Материал: силуэт «чаша», гуашь, кисточка №3, ватная палочка, емкость с водой, тканевая салфетка для рук, указка.
Словарная работа: Кустик, усики, Семенова, Хохлома.
Стук в дверь передают телеграмму.
Воспитатель: (читает телеграмму): «Сегодня открывается выставка народно-декоративного промысла. Приглашают всех, всех, всех. И на этой выставке можно «расписывать» посуду». Дети, а вы хотели бы посетить эту выставку?
Дети. Да.
Воспитатель. Дети давайте вспомним как вести себя в музеях, выставках?
Дети.
Открывается дверь дети входят в зал.( На столах расставлены народные игрушки.)
Девочка (в сарафане) Мы матрешки! Я из города Семенова. В нашем городе есть фабрика, где делают такие красивые куклы – матрешки. Это мои сестренки, их ровно 5, 10. Наши мастера - умельцы украшают их красивыми узорами. Наш город расположен среди лесов. Лес – наш кормилец.
Воспитатель. Дети посмотрите … Какие умельцы сделали эту красоту? Дети, как вы думаете, почему матрешки разные?
Дети: сестренки; они сестренки большой матрешки, и живут одна внутри другой.
Воспитатель. Дети, обратите внимание на матрешку, она стройная, в сарафане, передник вышит яркими узорами. Какие краски использовали мастера?
Дети: красный, желтый, зеленый, малиновый. Узор (цветы, листья,) растительный.
Воспитатель. А теперь пройдем в следующий зал: «Золотая хохлома».
Один из деревянных промыслов зародилось в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев (липа, береза, ольха). В селе Хохлома с давних времен проходили ярмарки по продаже деревянных посуд, расписных ложек. Это дало название целому промыслу.
Они ярко-красочные. А как же они становятся такими красивыми?
Сначала посуду вырезают из дерева, высушивают на станке, затем покрывают слоем жидкой глины и просушивают. Желтый металлический порошок соединяют с маслом и растапливают, после нагревания в печи предают изделию неповторимый золотистый блеск. Вот откуда пошло название «Золотая хохлома». Золотая потому, что все изделия блестят как золото.
Воспитатель. Дети, какие цвета использовали для украшения узора?
Дети. Красный, черный, зеленый, желтый.
Воспитатель. Какими узорами мастера украшали свои изделия?
Дети.
Воспитатель. Мастера украшали свои изделия (травинкой, кустиком, ягодкой…). Давайте вместе повторим: кустик, усики. Дети, а вы хотите попробовать украсить эту чашу?
Дети. Да.
Воспитатель. Дети, садитесь на свои рабочие места.
Народные мастера наносили узор кончиком кисти, очень осторожно, ведь работу нельзя портить. Рисунок наносится только один раз.
Показ воспитателя и дети украшают чаши. Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа с Камилем, Раилем, Кириллом.
Воспитатель. Дети, а вы хотите устроить выставку ваших работ? Давайте устроим выставку!
Дети вывешивают свои работы.
Воспитатель. Я очень рада, что у вас получились такие замечательные чаши. Эти чаши ничем не отличаются от работ мастеров. Какие красивые кустики с ягодками у вас получились! Молодцы! После тяжелого труда мастера собирались около самовара пили чай с бубликами, пели песни, танцевали.
Девочка в сарафане. Я вас тоже приглашаю на танец «Самовар».
Исполняется танец «Самовар».
Воспитатель. Дети, а самовар то «волшебный» внутри конфетки.
Дети угощаются, любуются выставкой.
Литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Москва, 2005 г.
2. «Изобразительная деятельность в детском саду» Лыкова И.А., Москва, 2009 г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №9 2008 г.
4. Скоролупова О.А. «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством». Москва, 2009 г.
Автор: Салахова Лилия Сириновна, воспитатель 1 квалификационной категории МБОУ детский сад «Берёзка», пос. Новый Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Здравствуйте, Лилия Сириновна! Народной росписью с детьми занималась не один год, а по Вашему конспекту не смогла бы провести занятие, но пусть это будет моё мнение. Задачи в прогр. содерж. надо определять по-точнее и в ходе занятия от них не отступать(в "Программе.."-общие). 2 вида искусства не взяла бы, если в дальнейшем планировала роспись с показом - много времени уходит. У Вас был показ, а в прогр. содерж. не поставлена задача на обучение, закрепление или совершенствование технических навыков росписи: я не поняла, что вы показывали. Фото, конечно, не с занятия, а могли бы похвалиться как дети нарисовали(зайдите в мой профиль и полюбуйтесь на рисунки моих воспитанников, 2-й год, выпуск,статья"Я поделюсь своим мгновением"). В конспекте фраза "Народные мастера...очень осторожно, ведь работы нельзя было портить". Народные мастера писали "скорописью"- быстро, могли не исправлять, когда потечёт краска. Рисовали самодельными кистями из беличьих хвостов "ляпушками" и свои рисунки называли мазанными, а вот современ. мастера осторожно прорисовывают...Этот факт прописан в литературе. Почему в Вашем конспекте "желтый металлический порошок..." Вы дали детям неправильные знания о технологии подготовки посуды к росписи.("Хохлома" Н.Бедник стр.28-30) Потом ещё танец с чаепитием...Сколько времени длилось Ваше занятие? Презентация отличная и её стоит оценить на 5! Жаль,что Вы не поставили задачу о развитии эстетического вкуса. В группе на фото виден уголок, оформили презентацию, наверное есть какие-нибудь игры по народным росписям(на доске я разглядела картинки о дымке). Дети могут и не выдать нам "шедевров", пусть рисуют как чувствуют. Знания попробуйте доносить достоверные, и Вы и Ваши воспитанники испытают эстетическое наслаждение. Можно разработать цикл занятий на имеющемся у Вас материале. Я желаю Вам больших творческих успехов!
Лилия Сириновна, интересная работа. Успехов и новых творческих идей!
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!