Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2011»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий.
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. ЗПР сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
Нарушение тонкой моторики у старших дошкольников с ЗПР затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является техническое творчество.
В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материями, свое умение владеть телом, голосом, речью и др.
Творческая деятельность детей появляется в виде импровизаций (рассказы, стихи, мелодии, танцевальные движения, игры) и созданных в процессе нее рисунков, лепных поделок, вышивок, аппликаций, литературных произведений, художественных композиций, монтажей и др. Одним из видов технического творчества является конструирование.
По результатам наблюдений за деятельностью детей я сделала вывод, что наиболее интересным для них является конструирование из природного материала.
Мотивация успешности при использовании природного материала сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как факто удержания внимания. В связи с этим я разработала цикл занятий по развитию технического творчества детей, которые учитывали характерные особенности детей с ЗПР и способствовали более результативному обучению и развитию.
Автор: Сторожева Светлана Анатольевна, старший воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида № 66 «Беломорочка», г. Архангельск. Педагогический стаж 10 лет. Участник городских конкурсов, участник мастер-классов, семинаров, конкурсов на базе окружного ресурсного центра.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Светлана Анатольевна, очень хороший материал. Занятие Ваше интересное, методически грамотное. Особенно хочется отметить разнообразие использованных заданий,их практическую направленность. Вы просто молодец! Желаю вам дальнейших творческих успехов.
Добрый вечер, Светлана Анатольевна! Работать с детьми, имеющими нарушения в развитии непросто... И тему по развитию технического творчества Вы выбрали очень важную и актуальную! Остаётся только восхищаться как прекрасно ребята справились с очень непростой для них задачей. Согласна с Вами, такая деятельность имеет огромное значение для общего развития детей, их умения взаимодействовать, сотрудничать. В результате занятия ребята УВИДЕЛИ результат своего труда, а значит получили положительный эмоциональный опыт, подтверждение своей УСПЕШНОСТИ!!!! А это основа их роста и развития. Безусловно, Светлана Анатольевна, ваша работа заслуживает самой высокой оценки! Спасибо за Ваше желание делиться своим опытом! Удачи Вам и успехов в нелёгком, но столь благородном труде))
Любопытная идея поделки из сена по трафарету, нигде в интернете ещё не встречала. Оригинально.
Работа замечательная! Светлана Анатольевна, скажите, у Вас функционирует отдельная группа для детей с ЗПР?
Уважаемая Светлана Анатольевна! Ваша работа имеет практическую значимость. Материал грамотно и логично изложен. Желаю творческих успехов и профессиональных побед!
С уважением, Светлана Крюкова.