Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Через синтез искусств (музыку и графику) развивать восприятие детей и их музыкально- художественный вкус.
1. Развивать способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства.
2. Развивать в детях способность переносить на плоскость листа музыкальные образы и конструировать их при помощи наборов из линий прямых, волнистых и ломаных.
3. Развивать в ребенке личностные высказывания, индивидуальность, музыкальное творчество.
Детские музыкальные инструменты – металлофон, ксилофон, блоктроммель двухтоновый, колокольчики, треугольники, деревянные палочки; слайды, репродукции картин художников эпохи Возрождения (портретная живопись), наборы конструктора из линий прямых, волнистых и ломаных, листы цветного картона, листы ламинита, стиплеры.
Дети под музыку С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и волк» (Тема Пети) входят в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Вы вошли в музыкальный зал, и музыка приветствовала вас! Давайте и мы скажем музыке – здравствуй!
Дети поют приветственную песенку «Музыка, здравствуй» М. Лазарева (программа «Здравствуй!»).
Далее дети проходят в зону для слушания музыки и просмотра видео.
Музыкальный руководитель: Ребята, я хочу рассказать вам одну интересную историю, садитесь удобнее, примите позу слушателя, итак… Жил-был один мальчик – Пит, или Петя по-нашему. Каждые каникулы он уезжал погостить к своей бабушке (педагог иллюстрирует свой рассказ при помощи слайдов, которые проецируются на мультимедийный экран). Вы думаете, его бабушка жила в маленьком домике в деревне? (Ответы детей).
А вот и не угадали! Бабушка владела большим красивым замком. В этом замке хранилось много старых вещей, а в главной зале были старинные часы, которые важно звонили каждый час. Маленькие стрелочки деловито тикали, а большой маятник мерно покачивался из стороны в сторону. Давайте попробуем при помощи шумовых инструментов изобразить часы бабушки.
Дети проходят к шумовым инструментам. Исполняют 2 часть «Детской симфонии» Й. Гайдна – «асы» (обр. Т.Э. Тютюнниковой). Затем вновь садятся в зону для слушания музыки.
Музыкальный руководитель: Еще в замке было много старинных портретов в огромных рамах. Это были предки Пита – прабабушки и прадедушки (демонстрация репродукций портретов кисти знаменитых художников).
Музыкальный руководитель: Пит очень любил долгими вечерами ходить по галерее и рассматривать старинные портреты. Порой ему бывало скучновато, ведь он был единственным ребенком в большом замке. Тогда Пит начинал играть с портретами. Он очень смешно разговаривал с ними и передразнивал их. Он хохотал и гримасничал, строя рожи солидным джентльменам в мундирах и дамам в кружевных платьях. И делал он это без страха, ведь нарисованные портреты не могли ответить ему. И передразнивал он их примерно так…
Дети делают артикуляционную гимнастику по методу В.Емельянова.
Музыкальный руководитель:
Старый замок полон звуков (а-а-а шепотом)
Пит сегодня – озорник!
То он выл (в-в-в),
А то мяукал (мя-у, мя-у),
То он хрюкал (хрю-хрю-хрю),
То жужжал (ж-ж-ж-ж-ж).
То он топал (топ–топ-топ),
То кричал (Ау-Ау-Ау).
Ну а то тихонько-тихо
Тонким голосом пищал (и-и-и-и-и)
Старый замок полон звуков (а-а-а-а шепотом).
Но вот что случилось дальше…
Когда Пит в очередной раз, смеясь, передразнивал портреты, с ним стало происходить что-то странное, пугающее… Портреты потускнели, потеряли краски и исчезли. Пит удивился и испугался. (Показать специально заготовленный портрет, вырезанный по контуру силуэтом). Посмотрите, что осталось от портретов – только какие-то кусочки силуэтов – прямые, ломаные и зигзагообразные (музыкальный руководитель показывает линии конструктора – ломаные, волнистые и прямые, они сделаны из картона черного цвета).
Музыкальный руководитель: Ребята, что случилось с портретами? (Варианты ответов детей). Да, ребята, они обиделись и ушли. А бабушка хитро улыбнулась и сказала Питу:
– А ты попробуй их
вернуть.
– Но как?
– Найди музыку, придумай
музыкальные портреты. Сделай им подарок.
Может, тогда они вернутся. И Пит нашел
музыку…
Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано «Багатель ля минор» № 9 оп. 119 Л. Бетховен.
Музыкальный руководитель: Давайте попробуем представить портрет, как бы собрать его в своем воображении, разгадать характер. Кто это – мужчина или женщина? Почему вы так решили? Какой характер у персонажа? Что с ним может происходить?
Далее педагог играет «Багатель ре мажор» № 3 оп. 119 Л. Бетховен. Дети разгадывают характер музыкального портрета.
Затем педагог играет «Гном» М.П. Мусоргского. Задает наводящие вопросы, создает проблемную ситуацию, активизируя детей к самостоятельному творческому поиску образов, анализу средств музыкальной выразительности.
Музыкальный руководитель: Ребята, послушаем еще раз эти музыкальные портреты, и может быть, мы сможем из кусочков силуэтов, из этих красивых линий воссоздать портреты вновь.
Теперь педагог играет только музыкальную тему. Ребята слушают фрагменты пьес и рассматривают линии конструктора, разложенные на столике перед ними, пытаясь определить, какому музыкальному отрывку она соответствует.
Дети (ответы детей подготовительной группы № 10 «Подсолнушек»): В первом музыкальном портрете («Багатель ре мажор» №3 оп. 119 Л. Бетховен) видно девушку. Она куда-то торопится, волосы развеваются на ветру, она грустит, она нерешительная – останавливается и снова бежит. Здесь подходят прямые и волнистые линии.
Второй музыкальный портрет («Багатель ре мажор» №3 оп. 119 Л. Бетховен) – тоже девушка. Только она совсем другая. Веселая и озорная, в красивом платье кружевном. Кажется, что она танцует и кружится, любуется в зеркало. Здесь подойдут изогнутые и волнистые линии.
Фото 1. «Багатель ля минор»: Стремительная девушка с зеркалом в руках.
Фото 2. «Багатель ре мажор»: Кокетливая девушка в кружевном платье.
Третий музыкальный портрет – мужчина. Он злой, задумал что-то плохое и крадется, прячется за деревьями. Его движения некрасивые, резкие. Здесь подойдут ломаные линии.
Музыкальный руководитель: Вы молодцы, вы умницы, так хорошо разгадывали музыкальные портреты, а теперь давайте попробуем превратиться в них.
Дети проходят в зону для музыкально-ритмических движений, работают в парах. Один – скульптор, другой – глина.
Музыкальный руководитель: Не забудьте, что скульптор вежлив и терпелив, а глина мягкая и податливая!
Звучат багатели Л. Бетховена и «Гном» М. Мусоргского в записи. Дети создают живые скульптуры, передающие музыкальный образ.
Музыкальный руководитель: Вы были хорошими скульпторами, и ваши скульптуры мне понравились! А теперь проходите за столы, и мы попробуем из линий угловатых, резких, прямых и волнистых создать музыкальные портреты.
Теперь дети на плоскости листа работают над характером и пластикой своих персонажей, вспоминают положение корпуса, рук и ног, пользуясь линиями из конструктора, выкладывают графические портреты того персонажа, который им понравился больше всего. Графические коллажи дети вкладывают в листы ламинита и закрепляют стиплером.
Музыкальный руководитель: Отлично, ребята! Вы справились с заданием и создали прекрасные музыкальные портреты, помогли Питу, и его предки вернулись на свои места, в портретные рамы. Давайте устроим парад портретов – пройдем торжественным шагом вокруг зала!
Парад портретов. Дети движутся танцевальным шагом под музыку И.С. Баха «Полонез» из Сюиты № 2 для камерного оркестра.
По ходу движения дети закрепляют свои работы на заранее приготовленные места на боковой стене.
Музыкальный руководитель: Вот так закончились приключения Пита. И нам с вами пора прощаться. Но прежде давайте вы вспомните, что больше всего запомнилось и понравилось вам на сегодняшнем занятии.
Дети садятся на ковер, делятся своими впечатлениями.
Музыкальный руководитель: А теперь давайте вместе попрощаемся с музыкальным залом и музыкой.
Дети поют прощальную песенку «До свиданья, музыка» М. Лазарева (программа «Здравствуй!»), выходят из зала.
Литература:
1. Т.Э. Тютюнникова. «Веселая шарманка»: Шумовой оркестр для детей. Москва, 2007 г.
2. Н. Басина, О. Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке…». Москва, 1997 г.
3. М.Л. Лазарев. Программа «Здравствуй!». Москва, 2002 г.
Автор: Титаренко Оксана Анатольевна, музыкальный руководитель МОУ начальная школа – детский сад №37 город Сургут, ХМАО, Тюменская область, стаж работы по специальности 14 лет.
О себе: Увлекаюсь пением и аранжировкой, а также созданием видео-дидактических пособий для дошкольников. Являюсь лауреатом городского конкурса сценариев «Выпуск детей в школу», г. Тюмень.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Оксана Анатольевна! Ваша работа поражает своей необыкновенной свежестью. Спасибо за идею проведения нестандартного музыкального занятия. Интересно Ваше мнение о моей работе http://www.deti-66.ru/forteachers/kindergarten/methodology/1871.html с уважением...
Из своего опыта работы прекрасно представляю,как трудно знакомить детей с классической музыкой. А тут в игровой форме педагог нашла способ увлечь детей классикой. Прекрасно. Поздравляю!
Оксана Анатольевна! Увлекательное интегрированное занятие у Вас получилось: сюжет интересный, тема современна, интеграция продумана. По-хорошему удивляет работа с конструктором, изящные, по-настоящему музыкальный коллажи получились у ребят. Спасибо за подробный конспект... отличная работа!!! С уважением...
Уважаемая Оксана Анатольевна! Приятно, что моё мнение о Вашем занятии совпало с теми закмечательными отзывами Ваших коллег, которые я прочитала на форуме http://forum.in-ku.com !
Ирина Адриановна! Спсибо за отзыв, мне очень приятно получить его от педагога такой квалификации! Неожиданно, что Вы знакомы с отзывами моих коллег с другого сайта.
Поздравляю с заслуженной победой! Желаю дальнейших успехов в творчестве!
Оксана, спасибо большое за интересное занятие. Безусловно оно заслуживает награды. Поздравляю с победой!!!!! Знай наших!
Пусть Новый год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется — то и сбудется,
Что не ладится — позабудется,
Пусть хорошее преумножится
И удачно в дальнейшем сложится!
Доброе утро, Оксана Анатольевна !!! Поздравляю Вас с победой в конкурсе!!! Познакомившись с Вашей работой, сделала вывов - Вы грамотная и творческая личность!!! К сожалению, я узнала о конкурсе только 12 января 2011 года, а 14 января отправила свою методическую разработку на конкурс. Очень бы хотелось узнать Ваше мнение о моей работе - День рождение Леса. Буду очень благодарна!!!!!!! С уважением Ирина Николаевна
Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Не могу пройти мимо вашей работы. Я далека от музыки, но ваше занятие не оставило меня равнодушной. Настолько необычно оно, интересно, разнопланово. Музыкальные портреты из деталей конструктора меня просто поразили - ничего подобного не видела))). Вы большая Молодец. Желаю Вам удачи! 5!
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!