Регистрация

Интегрированное занятие для старших дошкольников «Музыкальные портреты»

  • 7 сентября 2010

Конкурс «Моя педагогическая инициатива»

Цель занятия:

Через синтез искусств (музыку и графику) развивать восприятие детей и их музыкально- художественный  вкус.

Задачи занятия:

1. Развивать способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства.

2. Развивать в детях способность переносить на плоскость листа музыкальные образы и конструировать их при помощи наборов из линий прямых, волнистых и ломаных.

3. Развивать в ребенке личностные высказывания, индивидуальность, музыкальное творчество.

Оборудование:

Детские  музыкальные  инструменты  –  металлофон,  ксилофон,  блоктроммель  двухтоновый,  колокольчики,  треугольники,  деревянные  палочки;  слайды,  репродукции  картин  художников  эпохи  Возрождения  (портретная  живопись),  наборы  конструктора  из  линий  прямых,  волнистых  и  ломаных,  листы  цветного  картона,  листы  ламинита,  стиплеры.

Ход  занятия

Дети под музыку С. Прокофьева из симфонической сказки «Петя и волк» (Тема Пети) входят в музыкальный зал.

Музыкальный  руководитель: Здравствуйте,  ребята!  Вы  вошли  в  музыкальный  зал,  и музыка  приветствовала  вас! Давайте и мы скажем  музыке  –  здравствуй!

Дети  поют  приветственную  песенку  «Музыка, здравствуй» М. Лазарева (программа «Здравствуй!»).

Далее дети  проходят в зону для слушания музыки и просмотра видео.

Музыкальный  руководитель:  Ребята, я хочу рассказать вам одну  интересную  историю, садитесь удобнее, примите позу слушателя, итак… Жил-был один мальчик – Пит, или  Петя  по-нашему.  Каждые  каникулы  он  уезжал  погостить  к  своей  бабушке (педагог  иллюстрирует  свой  рассказ  при  помощи  слайдов,  которые  проецируются  на  мультимедийный  экран).  Вы  думаете,  его  бабушка  жила  в  маленьком  домике  в  деревне?  (Ответы детей).  

А  вот  и  не  угадали!  Бабушка  владела  большим  красивым  замком.  В  этом  замке хранилось  много  старых  вещей,  а  в  главной  зале  были  старинные  часы,  которые важно звонили каждый час. Маленькие стрелочки  деловито  тикали,  а  большой  маятник  мерно  покачивался  из  стороны  в  сторону. Давайте попробуем  при  помощи  шумовых  инструментов  изобразить  часы  бабушки. 

Дети проходят к шумовым инструментам. Исполняют 2 часть «Детской симфонии» Й. Гайдна – «асы» (обр. Т.Э. Тютюнниковой). Затем  вновь садятся  в зону для слушания музыки.

Музыкальный руководитель: Еще  в  замке  было  много  старинных  портретов  в огромных  рамах. Это были предки Пита – прабабушки и прадедушки (демонстрация репродукций  портретов  кисти  знаменитых  художников).

Музыкальный  руководитель: Пит  очень  любил  долгими  вечерами  ходить  по  галерее  и  рассматривать  старинные  портреты.  Порой  ему  бывало  скучновато,  ведь  он  был  единственным  ребенком  в  большом  замке.  Тогда  Пит  начинал  играть  с  портретами.  Он  очень  смешно  разговаривал  с  ними  и  передразнивал  их.  Он  хохотал  и  гримасничал,  строя  рожи  солидным  джентльменам  в  мундирах  и  дамам  в  кружевных  платьях.  И  делал  он  это  без  страха,  ведь  нарисованные  портреты  не  могли  ответить  ему. И  передразнивал  он  их  примерно  так…

Дети делают артикуляционную  гимнастику  по  методу  В.Емельянова.

  1. Покусать  кончик  языка.
  2. Покусать  язык,  высовывая  его  вперед  и  убирая  назад,  покусывать  всю  поверхность.
  3. Проткнуть  языком  попеременно  верхнюю  и  нижнюю  губы,  правую  и  левую  щеки.
  4. Пощелкать  языком,  меняя  объем  рта  так,  чтобы  звуковысотность  щелчка  менялась.
  5. Оттопырить  нижнюю  губу,  придав  лицу  обиженное  выражение.
  6. Поднять  верхнюю  губу,  открыв  верхние  зубы,  придав  лицу  выражение  улыбки.
  7. Положить  указательные  пальцы  обеих  рук  на  мышцы  под  глазами  и  сделать  гимнастику  лица,  поднимая  лицевые  мышцы,  как  гантели

Музыкальный  руководитель:  

Старый  замок  полон  звуков  (а-а-а  шепотом)
Пит  сегодня  –  озорник!
То  он  выл  (в-в-в),
А  то  мяукал  (мя-у,  мя-у),
То  он  хрюкал  (хрю-хрю-хрю),
То  жужжал  (ж-ж-ж-ж-ж).
То  он  топал  (топ–топ-топ),
То  кричал  (Ау-Ау-Ау).
Ну  а  то  тихонько-тихо
Тонким  голосом  пищал  (и-и-и-и-и)
Старый  замок  полон  звуков  (а-а-а-а  шепотом).

Но  вот  что  случилось  дальше…

Когда  Пит  в  очередной  раз,  смеясь,  передразнивал  портреты,  с  ним  стало  происходить  что-то  странное,  пугающее…  Портреты  потускнели, потеряли  краски  и  исчезли.  Пит  удивился  и  испугался. (Показать  специально  заготовленный  портрет,  вырезанный  по  контуру  силуэтом). Посмотрите,  что  осталось  от  портретов – только  какие-то  кусочки  силуэтов – прямые,  ломаные  и  зигзагообразные  (музыкальный  руководитель показывает линии конструктора – ломаные,  волнистые  и  прямые,  они  сделаны  из  картона  черного  цвета).

Музыкальный  руководитель:  Ребята, что случилось с портретами? (Варианты  ответов  детей).  Да,  ребята,  они  обиделись  и  ушли.  А  бабушка  хитро  улыбнулась и  сказала  Питу:

– А  ты  попробуй  их  вернуть.
– Но  как?
– Найди  музыку,  придумай  музыкальные  портреты.  Сделай  им  подарок.  Может, тогда  они  вернутся.  И  Пит  нашел  музыку…

Музыкальный  руководитель  исполняет  на  фортепиано  «Багатель ля минор» № 9  оп. 119 Л. Бетховен.

Музыкальный  руководитель: Давайте  попробуем  представить  портрет,  как  бы  собрать  его  в  своем  воображении,  разгадать  характер. Кто  это – мужчина  или  женщина?  Почему  вы  так  решили?  Какой  характер  у  персонажа?  Что  с  ним  может  происходить?

Далее  педагог играет «Багатель ре мажор» № 3 оп. 119 Л. Бетховен.  Дети  разгадывают  характер  музыкального  портрета.

Затем  педагог  играет  «Гном» М.П. Мусоргского.  Задает  наводящие  вопросы,  создает  проблемную  ситуацию,  активизируя  детей  к самостоятельному творческому  поиску  образов,  анализу  средств  музыкальной  выразительности.

Музыкальный руководитель:  Ребята,  послушаем  еще  раз  эти  музыкальные  портреты,  и  может  быть,  мы  сможем  из  кусочков  силуэтов,  из  этих красивых  линий  воссоздать  портреты  вновь.

Теперь  педагог  играет  только  музыкальную  тему. Ребята  слушают  фрагменты  пьес  и  рассматривают  линии  конструктора,  разложенные  на  столике перед ними, пытаясь определить, какому музыкальному отрывку она соответствует.

Дети (ответы  детей  подготовительной  группы  № 10 «Подсолнушек»):  В  первом  музыкальном  портрете  («Багатель  ре  мажор»  №3  оп.  119  Л. Бетховен)  видно  девушку.  Она  куда-то  торопится,  волосы  развеваются  на  ветру,  она  грустит,  она  нерешительная  –  останавливается  и  снова бежит.  Здесь подходят  прямые  и  волнистые  линии.

Второй  музыкальный  портрет  («Багатель  ре  мажор»  №3  оп.  119  Л.  Бетховен) –  тоже  девушка.  Только  она  совсем  другая.  Веселая  и  озорная,  в красивом  платье  кружевном.  Кажется,  что  она  танцует  и  кружится,  любуется  в  зеркало.  Здесь  подойдут  изогнутые  и  волнистые  линии.

«Багатель ля минор»: Стремительная девушка с зеркалом в руках.«Багатель ре мажор»: Кокетливая девушка в кружевном платье.

Фото 1. «Багатель ля минор»: Стремительная девушка с зеркалом в руках.
Фото 2. «Багатель ре мажор»: Кокетливая девушка в кружевном платье.

Третий музыкальный портрет – мужчина. Он злой, задумал что-то плохое и крадется, прячется за деревьями. Его движения некрасивые, резкие.  Здесь подойдут ломаные линии.

Музыкальный  руководитель: Вы молодцы, вы умницы, так хорошо разгадывали музыкальные портреты, а теперь давайте попробуем превратиться в них.

Дети проходят в зону для музыкально-ритмических движений, работают в парах. Один – скульптор, другой – глина.

Музыкальный  руководитель:  Не  забудьте,  что  скульптор  вежлив  и  терпелив,  а  глина  мягкая  и  податливая!

Звучат багатели Л. Бетховена и «Гном» М. Мусоргского в записи. Дети создают живые скульптуры, передающие музыкальный образ.

Музыкальный  руководитель:  Вы  были  хорошими  скульпторами,  и  ваши  скульптуры  мне  понравились!  А  теперь  проходите  за  столы,  и  мы  попробуем  из  линий  угловатых,  резких,  прямых  и  волнистых  создать  музыкальные  портреты.

Теперь  дети  на  плоскости  листа работают  над  характером  и  пластикой  своих  персонажей,  вспоминают  положение  корпуса,  рук  и  ног,  пользуясь  линиями  из  конструктора,  выкладывают  графические  портреты  того  персонажа,  который им  понравился  больше всего.  Графические  коллажи  дети  вкладывают  в  листы  ламинита  и  закрепляют  стиплером.

Музыкальный  руководитель: Отлично, ребята!  Вы  справились с заданием и создали  прекрасные  музыкальные  портреты,  помогли  Питу,  и  его  предки  вернулись  на  свои  места,  в  портретные  рамы.  Давайте  устроим  парад  портретов  –  пройдем  торжественным  шагом  вокруг  зала!

Парад портретов. Дети движутся танцевальным шагом под  музыку И.С. Баха «Полонез» из Сюиты № 2 для камерного оркестра.

По  ходу  движения  дети  закрепляют  свои  работы  на  заранее  приготовленные  места  на  боковой  стене.

Музыкальный  руководитель:  Вот  так  закончились  приключения  Пита.  И  нам  с  вами  пора  прощаться.  Но  прежде  давайте  вы  вспомните,  что  больше  всего  запомнилось  и  понравилось  вам  на  сегодняшнем  занятии.

Дети садятся  на  ковер,  делятся  своими  впечатлениями.

Музыкальный  руководитель:  А  теперь  давайте  вместе  попрощаемся  с  музыкальным  залом  и  музыкой.

Дети поют прощальную песенку «До свиданья, музыка» М. Лазарева  (программа  «Здравствуй!»),  выходят  из  зала.

Литература:

1. Т.Э. Тютюнникова. «Веселая  шарманка»: Шумовой оркестр для детей.  Москва, 2007 г.

2. Н. Басина, О. Суслова «С  кисточкой  и  музыкой  в  ладошке…». Москва, 1997 г.

3. М.Л. Лазарев. Программа «Здравствуй!». Москва, 2002 г.

Автор: Титаренко Оксана Анатольевна, музыкальный руководитель МОУ начальная школа – детский сад №37 город Сургут, ХМАО, Тюменская область, стаж работы по специальности 14 лет.

О себе: Увлекаюсь пением и аранжировкой, а также созданием видео-дидактических пособий для дошкольников. Являюсь лауреатом городского конкурса сценариев «Выпуск детей в школу»,  г. Тюмень.

Фото автора

4.5 из 5 звезд
(голосов: 40, сумма баллов: 179)
  • 7 сентября 2010
  • 15877
  • 17

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (17)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Энглена Александровна 07.09.2010 в 19:12

Оксана Анатольевна! Ваша работа поражает своей необыкновенной свежестью. Спасибо за идею проведения нестандартного музыкального занятия. Интересно Ваше мнение о моей работе http://www.deti-66.ru/forteachers/kindergarten/methodology/1871.html с уважением...

Туманова Екатерина Леонидовна 07.09.2010 в 22:20

Из своего опыта работы прекрасно представляю,как трудно знакомить детей с классической музыкой. А тут в игровой форме педагог нашла способ увлечь детей классикой. Прекрасно. Поздравляю!

Оксана Анатольевна Титаренко 08.09.2010 в 07:34

Спасибо за отзывы!

Людмила 10.09.2010 в 09:21

Интересно детям, полезно взрослым. Спасибо автору и успехов!

Людмила Валентиновна 10.09.2010 в 20:50

Спасибо за необычное, интересное занятие!

Светлана Сергеевна 22.09.2010 в 08:30

Спасибо и удачи!

Светлана Александровна 23.09.2010 в 08:04

Оксана Анатольевна! Увлекательное интегрированное занятие у Вас получилось: сюжет интересный, тема современна, интеграция продумана. По-хорошему удивляет работа с конструктором, изящные, по-настоящему музыкальный коллажи получились у ребят. Спасибо за подробный конспект... отличная работа!!! С уважением...

Наталья Александровна 26.09.2010 в 17:23

Искусство пробуждает желание творить. Понравилось! 5

Ирина Адриановна 03.10.2010 в 10:52

Уважаемая Оксана Анатольевна! Приятно, что моё мнение о Вашем занятии совпало с теми закмечательными отзывами Ваших коллег, которые я прочитала на форуме http://forum.in-ku.com !

Оксана Анатольевна Титаренко 03.10.2010 в 17:39

Ирина Адриановна! Спсибо за отзыв, мне очень приятно получить его от педагога такой квалификации! Неожиданно, что Вы знакомы с отзывами моих коллег с другого сайта.

Наталья Александровна 04.10.2010 в 00:36

Поздравляю ПОБЕДИТЕЛЯ!!!

Энглена Александровна 04.10.2010 в 15:55

Поздравляю с заслуженной победой! Желаю дальнейших успехов в творчестве!

Наталья 27.10.2010 в 23:09

Оксана, спасибо большое за интересное занятие. Безусловно оно заслуживает награды. Поздравляю с победой!!!!! Знай наших!

Любовь Владимировна 01.01.2011 в 09:06

Пусть Новый год вам принесет
Здоровье, радость и успех,
Не будет тягостных забот,
Звучит почаще звонкий смех.
Пусть что хочется — то и сбудется,
Что не ладится — позабудется,
Пусть хорошее преумножится
И удачно в дальнейшем сложится!

Солдатова Ирина Николаевна 24.01.2011 в 10:01

Доброе утро, Оксана Анатольевна !!! Поздравляю Вас с победой в конкурсе!!! Познакомившись с Вашей работой, сделала вывов - Вы грамотная и творческая личность!!! К сожалению, я узнала о конкурсе только 12 января 2011 года, а 14 января отправила свою методическую разработку на конкурс. Очень бы хотелось узнать Ваше мнение о моей работе - День рождение Леса. Буду очень благодарна!!!!!!! С уважением Ирина Николаевна

Наталья Николаевна 03.02.2012 в 10:59

Здравствуйте, Оксана Анатольевна. Не могу пройти мимо вашей работы. Я далека от музыки, но ваше занятие не оставило меня равнодушной. Настолько необычно оно, интересно, разнопланово. Музыкальные портреты из деталей конструктора меня просто поразили - ничего подобного не видела))). Вы большая Молодец. Желаю Вам удачи! 5!

Елена Елена Елена 13.01.2020 в 13:42

Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!