Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Я открываю бабушкин сундук.
В нём тишина. Чу! Слышу сердца стук.
И вдруг я говорю с собой открыто:
«Спокойней будь, здесь ничего тобою не забыто».
Покорно сердце замирает
И разговор о жизни начинает.
Сегодня в моей памяти промчатся все минувшие годы. Сегодня со мною «заговорят» молчаливые свидетели семейной истории: самотканые полотенца с вышивкой и кружевами, вязаные воротнички, полосатые половики, холщовые юбки и сарафаны, свадебные обрядовые наряды, утюг и керосиновый фонарь, резиновые ботиночки на каблучке, карманные часы на цепочке, бережно завёрнутые в белый платок военные письма-треуголки, с ними фотографии деда, пожелтевшая от времени похоронка и бабушкины документы. Сбоку, в ячейке, узелок с благословеньем прабабушки, церковные свечи, несколько монет, пучок вербы, корни пиканника и листок с молитвами.
Я открываю бабушкин сундук, чтобы пригласить в свой просторный музейный зал этих молчаливых свидетелей истории. Я хочу познакомить их с моими друзьями-дошколятами, у которых ещё всё впереди. Мы поведём с ними разговор о смысле жизни, этот разговор будет ярким и интересным. В разговоре будут участвовать гости-предметы. Они расскажут о своём прошлом, о людях, живущих рядом с ними, о народных праздниках и традициях, о событиях минувших лет, о ремесле-кормильце и так далее. Будем говорить о житье-бытье. Раскрывать красоту Человека, красоту Жизни следует соответствующими средствами. Я для этого выбрала комплексные тематические выставки.
Но всему своё время. А пока надо подготовиться к этой встрече: оформить выставку репродукций важных картин, собрать фотоматериалы по теме, продумать игры и хороводы, подобрать записи музыкальных сопровождений и эффектов, посетить библиотеку, пригласить мастеров-умельцев, привлечь родителей к сбору экспонатов и информации, открыть свою мастерскую или «научную лабораторию». И всё это для того, чтобы наши дети не росли «Иванами, родства непомнящими».
Душа народа, жизнь и быт,
Его культура и обряды,
Его поэтика и песни,
Его ремёсла и наряды.
В чём суть его?
Постичь придётся
Поколеньям нашим молодым,
Всё это отголоском отзовётся
И близким станет, и родным.
И вот мы все вместе: прошлое, настоящее и будущее. Сегодня гостей встречает бабушка Аграфена с весёлым звоночком. Именно его переливчатый звон помогает разбудить «время истории». Бабушка ласково и заботливо обнимает детей: кого погладит, кого прижмёт, кого словцом подбодрит, как своих внучат. О здоровье спросит и не забудет совет добрый дать. Покажет и расскажет, как веничек связать, да ещё и при какой болезни – какой полезней.
И про своего мастеровитого деда Гаврила не забыла. Любит она его за трудолюбие и «золотые» руки. Всё в его руках спорится. А какой пестерь он из бересты связал, а для бабки своей он придумал хлебницу берестяную, хлеб в ней долго не черствеет и не портится. Пробовали гости такой хлеб – ох, и вкусный показался! А как завела бабушка хоровод с песней «Во поле берёза стояла», лапти сами со стены и прыгнули, на ноги запросились, а тут и лукошко не устояло – в руки попало. А пестерь-то, пестерь устал со спины на спину перебираться. Заметила бабуля, что понравился детям пестерь, хотела подарить, чтоб в школу ходить. Да не взяли дети его. У них теперь ранцы придуманы.
Прервал беседу стук в дверь. А это ещё один гость пришёл – наш дядя Саша. Он тоже с природой дружит. Вторую жизнь берёзкам даёт. Принёс он свои чудеса из бересты: конфетницу, игольницу-лапотки, самовар сувенирный, туесок для инструментов-помощников. А потом на берестяной грамоте, зачитал указ о заботливом отношении к природе-Матушке.
Вот так общались прошлое и настоящее. «А где же будущее?» – спросите вы… В мечтах, придуманных историях и фантастических рисунках детей! Разошлись гости по домам, но не забыла бабушка Аграфена отправить детям гостинец – берестяные салфетницы с сюрпризом.
Чу! Снова бьётся сердце,
Ведь мне придётся вновь и вновь
Влачить теперь своё наследство,
Чтоб воспитать в потомках
К Родине любовь!
Не перестаёшь удивляться тому, «как щедра матушка История на великие нравственные образцы! Живут в ней красивые человеческие мысли, поступки, отношения». Бывают моменты, когда моё жизненное небо заволакивает тучами, тогда я ощущаю неведомую силу, которая помогает мне выстоять это ненастье. Недаром народная мудрость гласит: «В родном доме и стены помогают». Я в очередной раз говорю «спасибо» своим предкам, что научили меня жить честно, справедливо, жить во благо других.
Автор: Наталья Павловна Смагина, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ общеразвивающего вида № 16 «Малыш» города Омутнинска Кировской области, стаж работы по специальности – 24 года.
О себе: Педагог, открытый к инновациям, активно внедряю новшества в свою педагогическую деятельность. Постоянно совершенствую свое педагогическое мастерство через самообразование, курсовую подготовку, участие в экспертных комиссиях. Имею ряд заслуг и достижений:
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Наталья Павловна! Замечательная идея в вашем эссе, но, на мой взгляд, сомнительно говорить с детьми о смысле жизни , доставая из сундука дорогие и незабвенные ( для Вас!) вещи. Думаю , детям это будет не совсем понятно, не доступно, хоть и наглядно! Надо искать другие формы работы , методические приемы ближе к восприятию ребенка, чтобы увидел, потрогал, поиграл, нарисовал, слепил и т.д. Экскурсии по Третьяковке или другому музею составляются с учетом возраста посетителей! Побывайте с группой детей ну хотя бы 8-10 лет! Будут избранные картины, избранные залы и т.д. Все соответственно возрасту!Что понятно взрослому, ребенок не осилит! Опытные экскурсоводы преподносят материал изысканно! Давайте и мы с вами будем стремиться к тому же ! А, кстати , дети дошкольного возраста рисуют по собственному представлению, это не всегда фантазии, а просто недостаток знаний по изо. И при чем тут будущее? Сегодня большинство детей окружают очень современные вещи, а вот как перекинуть мостик из прошлого в настоящее для ребенка 6-7 лет это большой и сложный вопрос!..