Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
«Музыка одна может перенести
трепет одной души в другую».
A.Герцен
I. Развитие эмоциональной отзывчивости на классическую музыку, привитие интереса и любви к ней.
2. Поднять общую музыкальность. Посредством слушания музыки у детей развивается, обогащается слуховое восприятие, повышается культура слушания.
3. Привить детям вкус к хорошей музыке. Важно с малых лет создать для ребёнка благоприятную музыкальную среду.
4. Познакомить детей с основными элементами музыки: мелодией, ладом и т.д.
Свою работу в детском саду я начала с создания атмосферы прекрасного. Постоянно совершенствую интерьер зала, который способствует познавательному, эстетическому развитию детей, вызывает положительные эмоции. Периодически меняю выставочные экспозиции к предстоящим праздникам. Обновление – неиссякаемый источник детского интереса. Входя в зал, дети не могут удержаться от восклицания: «Как красиво!»
В групповых музыкальных уголках имеются фонотеки с записью классической музыки, портреты композиторов, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры – все это даёт возможность детям закреплять в группах полученные на занятиях знания. Письменные консультации для родителей периодически обновляются.
Я использую музыку зарубежных, русских и советских композиторов на праздниках и развлечениях, в драматизациях музыкальных сказок, на музыкальных занятиях, практически во всех видах деятельности.
Отрывки музыкальных произведений классиков я использую в работе над музыкально-ритмическими движениями. Классическая музыка очень яркая, самобытная, выразительная и даёт большой простор для фантазии. Я использую её для развития танцевальных игр – импровизаций с детьми, а также при разучивании танцев.
В своей работе использую программу Радыновой « Музыкальные шедевры». Разделение музыкальных произведений по темам: «Сказка в музыке», «Природа и музыка», « Музыка о животных и птицах», «Настроения и чувства в музыке» помогает интересней проводить занятия, лучше усваивать музыкальные произведения.
Я практикую слушание классической музыки, начиная с ясельного возраста, ненавязчиво, как с установкой на её восприятие, так и без установки (как фон). И дети, не умеющие говорить, эмоционально откликаются на характер музыки. Классическая музыка – очень сильный способ воздействия на ребёнка, и если построить занятия увлекательно и ярко, дети заинтересуются этой прекрасной музыкой, к которой у них есть предрасположенность и вкус.
Произведения предлагаю небольшие, яркие, не очень быстрые по темпу, зная, что объем детского внимания невелик. Громкое звучание возбуждает детей, а быстрый темп затрудняет восприятие мелодии. На слушание надо настроиться. Я сама слушаю внимательно, с интересом, дети видят мой настрой, тоже включаются в процесс, меньше отвлекаются. Иногда во время слушания музыки зажигаю свечи. Создаётся особая атмосфера общения детей с музыкой. Здесь слова не нужны. Но такие занятия должны быть редкими, потому что могут обесцениться, стать обыденными.
На фото: Тематическое занятие «Путешествие в страну музыки». Я в роли Феи Музыки.
На занятиях по слушанию музыки предлагаю детям послушать «живой звук» на фортепиано, аккордеоне и, конечно, записи из нашей фонотеки. Дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому необходимо создавать максимально благоприятные условия для их развития. Я стараюсь найти в музыкальном произведении нравственную сердцевину и донести до детей.
Убеждена, что маленькому слушателю нужно раскрыть музыку во всем её многообразии и сложности, но облекать её серьёзное содержание в доступную форму. Не надо чересчур оберегать детей от сильных переживаний. Ребенку нужна вся гамма чувств – это путь к развитию человечности.
Для лучшего восприятия классической музыки я использую стихотворения и иллюстрации к музыкальным произведениям, а также музыкально-дидактические игры: «Солнышко и дождик», «На чём играю?», «Музыкальные инструменты», «Какого цвета музыка?», « Весело и грустно» «Море», «Три чуда», «День и ночь», «Отгадай время года», «Отгадай жанр», «Музыкальные загадки», «Назови композитора», «Музыкальная палитра», «Музыкальный светофор» и др.
Я систематически провожу обучение детей навыкам элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах. Знакомлю детей с инструментами симфонического оркестра по группам: ударные, клавишные, смычковые, щипковые, духовые. В старшей группе мы слушали стеклянные, деревянные, металлические звуки и знакомились с инструментами, подходящими по звучанию к этим группам. Дети обычно сами интуитивно выбирают подходящие инструменты к данному произведению. Я выступаю в роли дирижёра. Импровизации под фонограмму помогают детям лучше запоминать название произведения и композитора.
В своей работе при знакомстве детей с жизнью и произведениями композиторов особое внимание учу детей тщательно вслушиваться в каждую музыкальную фразу, улавливать смену настроения, динамические и темповые изменения. Знакомлю детей со структурой музыкального произведения (песня состоит из вступления, куплета, припева, проигрыша). Учу детей различать инструментальную и оркестровую, органную и вокальную музыку. Дети знакомы с понятиями: оркестр, балет, опера, гимн, композитор, музыкант, солист, певец, хор. А также изучаю элементарную музыкальную грамоту.
Широко использую классическую музыку для развития детского музыкального творчества. Предлагаю детям прослушать музыку (не называя композитора и названия пьесы), поделиться своими впечатлениями, пофантазировать. Затем в зависимости от ответа ребёнка, предлагаю ему исполнить этюд импровизацию или нарисовать рисунок (то, что он представил). Ведь дети рисуют себя, свое настроение и восприятие. Это не только обогащает и развивает музыкальный слух и память детей, но и помогает творческому самовыражению каждого ребёнка, воспитаний эстетического вкуса, повышения их активности и нравственного становления.
К сожалению, у нас в городе нет театра, где дети могли бы послушать «живую музыку». Дорогими и желанными гостями бывают у нас учащиеся из школы Искусств с концертами, приезжают артисты Калининградской филармонии с музыкальными сказками. Так наши дети впервые увидели и услышали настоящую арфу, которая сопровождала любимую сказку «Золушка». А также познакомились со звучанием флейты и скрипки в сказке «Новые приключения Буратино». У детей остались яркие воспоминания от такого общения с миром музыки.
Обучая на образцах прекрасного, мы, взрослые, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка. Эстетическое воспитание вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, диктует определенные нормы поведения и взаимоотношений.
Провела занятия « Детские песни Шаинского», « Музыка П.И. Чайковского», «Путешествие в страну музыки», «Встреча с музыкой», «Кабалевскому – 100лет», «Мы любим музыку» и др. В конце года провожу «Музыкальные конкурсы» по подгруппам или между двумя группами, в которых дети показывают свои знания, полученные за год.
Приобщая детей к классической музыке во всех видах деятельности, я не ставлю себе задачу вырастить вундеркиндов или музыкантов. В своей работе я стараюсь вызвать в ребенке отклик его сердца на добро и зло окружающего мира, научить детей слушать и смотреть на мир не только ушами и глазами, но и сердцем.
На фото: Музей детских музыкальных игрушек самоделок находится в музыкальном зале в доступном для детей месте.
Автор: Марквальд Майя Хамитовна, музыкальный руководитель высшей категории МДОУ Детский сад комбинированного вида «Орлёнок», Город Неман, Калининградская область. Стаж работы 15 лет.
Об авторе: Участница районного конкурса «Педагог дошкольного образования», победитель в номинации «Вдохновение» – 2003г, победитель в номинации «Творческая мастерская» – 2010г. Хобби – вязание крючком, белорусская выцинанка.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Майя! Знакома с другими Вашими материалами... и этот как всегда на высоте. С интересом познакомилась с вашим опытом работы, слушание музыки действительно процесс, требующий от педагога кропотливого труда, рада, что у Вас всё получается! Удачи! С уважением...
Энглена, спасибо вам! Благодаря вам опубликовала свою работу на этом сайте. И вам творческих успехов! Удачи в этом конкурсе!
Майя Хамитовна, добрый вечер! Музыка одна может перенести трепет одной души в другую». A.Герцен - замечательные слова. Чем Вы занимаетесь - это прекрасно!!! Вы - Молодец! Приглашаю познакомиться с моей работой - День рождение леса в номинации Методическая работа в ДОУ. С уважением Ирина Николаевна