Регистрация

«Веселые игрушки»: НОД об искусстве народных игрушек (дымковские, филимоновские и матрешка)

  • 20 апреля 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Непосредственно-образовательная деятельность «Веселые игрушки» в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Незабудка» детского сада «Дружная семейка».

Цель НОД: Обобщить представления детей о народном искусстве на примере народных игрушек (дымковские, филимоновские и матрешка).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  • закрепить знания о характерных особенностях дымковских, филимоновских игрушек, о матрешке («Познавательное развитие»);
  • совершенствовать умение отгадывать загадки по опорным словам («Художественно-эстетическое развитие»);
  • развивать связную речь детей; активизировать словарный запас («Речевое развитие»);
  • совершенствовать умение двигаться под музыку («Художественно-эстетическое развитие»);
  • формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми («Социаль-коммуникативное развитие »);
  • совершенствовать двигательную активность детей («Физическое развитие»);
  • закрепить умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать количественный и порядковый счет в пределах 5 («Познанавательное развитие»);
  • воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа («Познавательное развитие»).
  • совершенствовать умение детей работать с пластилином4 развивать фантазию и воображение («Художественно-эстетическое развитие»).

Материалы и оборудование: игрушки( дымковские, филимоновские), матрешки, макеты домов, 2 корзины; музыкальное сопровождение – русские народные мелодии, «баранки», изображения матрешек, изображения конфет и тарелок с цифрами, изображения пирогов и булочек разной формы, подносы разной формы, мак, кунжут, пластилин, клей, угощение для детей(пряники).

Как весело и с пользой провести время с ребенком? В этом вам помогут развивающие игры для малышей своими рукамиЭти игры простые, весёлые, они хорошо развивают речь, мелкую моторику, творческие способности детей и одновременно с этим подготавливают ребёнка к школе. Практический опыт, наглядные материалы, полезный досуг!

Логика образовательной деятельности

Под народную музыку дети с воспитателем заходят в зал.

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? (Ответы детей).

Упражнение «Здравствуйте».

Встанем мы в кружочек дружно.
Здравствуй, правая рука! (правая рука вперед)
Здравствуй, левая рука! (левая рука вперед)
Здравствуйте, ладошки! (поворачивают ладошки вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 раза хлопают)
Здравствуйте, ножки! (пружинка)
Топ-топ-топ! (топают)
Здравствуйте, мои друзья! (берутся за руки)
Всем привет! Машу вам я! (машут друг другу рукой).

А теперь поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте, гости!

Ребята, давным-давно, когда не было магазинов,  всё покупали на базарах и ярмарках. У детей не  было столько игрушек, как у вас сейчас.  Родители придумывали детям игрушки сами.  Вот посмотрите, куколка из соломы, кукла из тряпочек (показ игрушек).

Я приглашаю вас сегодня отправиться в город мастеров, город, где живут и работают люди-мастера своего дела. Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ.

Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица: и прясть, и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали ее за это марьей – искусницей! Прослышал о ней Кощей бессмертный и решил заполучить мастерицу в свое царство. Да только Марья-искусница обернулась жар-птицей, и, улетая, стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало перо, там и появлялись на русской земле новые мастера и мастерицы! Вот такой сказ!

А теперь, ребята, нужно поторопиться в Город Мастеров, путь предстоит неблизкий.

Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём,
За вагончиком вагон.
Я колёсами кручу,
Прокатить вас всех хочу,
Чух- чух, ту- ту- ту, вас на ярмарку везу.

Под музыку дети выполняют музыкально-ритмические упражнения.

Воспитатель:  Вот мы и добрались…  В красивом-красивом городе на красивой-красивой улице стоят три  красивых-красивых домика. Посмотрте, ребята.. И живут в этих веселых  домиках  веселые игрушки. По утрам они открывают свои расписные ставенки и смотрят в окошко.

Отгадайте, дети, какие игрушки живут в этом домике? (Дымковские игрушки). Как вы догадались? (По росписи домика). Попив по утрам чаю с кренделями, они выходили на прогулку. Вот так. (Выводит из-за домика 5 игрушек). Какие они красивые, нарядные, яркие, весёлые!

  • Из какого материала их мастер сделал? (Из глины).
  • А как их изготавливает мастер? (Ответы детей).
  • Каким узором  они украшены? (Кружочки, точки, полоски).
  • Какие цвета использует мастер, украшая свои игрушки? (Ответы детей). 

Ребята вы любите играть в игрушки? (Да). Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг, как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.

Подвижная игра «Дымковские игрушки».

Звучит музыка. Дети в кругу. Воспитатель произносит «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, поводя плечиками, держа длинную воображаемую юбку. Воспитатель произносит «Конь!», «Индюк!», «Птичка»и т.д.

Воспитатель: Однажды встретились перед домиком две дымковские барышни и разговорились.

– Машенька, – сказала одна, – ты не знаешь, почему ставенки в этом домике всегда закрыты? Кто там живет?
– Не знаю,  ответила Варенька. – Смотри, у них и узоры на ставнях какие-то другие – в полосочку! Давай сходим к ним в гости!
Подошли Машенька и Варенька к домику и постучали в полосатые ставенки. Отворились расписные ставни, и увидели барышни дивные игрушки – яркие, веселые, полосатые!
 Ой, какие вы красивые! Вы кто? Мы хотим с вами познакомиться!
Вышли дивные игрушки на улицу. Стали знакомиться.
 Мы игрушки дымковские,  представились Машенька и Варенька.

Воспитатель:  Как вы думаете, дети, что сказали о себе другие игрушки? (Ответы детей).

Дети, посмотрите, какие вытянутые шеи у этих зверушек. Так лепят все филимоновские игрушки. Они как будто тянутся к солнышку. Даже шляпки у барышни и кавалера вытянуты вверх. Скажите, ребята, чем отличаются дымковские игрушки от филимоновских? (Ответы детей)  Правильно, все филимоновские игрушки в отличии от дымковских-свистульки. Они очень звонкие!

Воспитатель: Ну-ка, попробуем! (Берет игрушку и свистит). А теперь, ребята, закрывайте глазки  все, все, все, и не подсматривайте, а то фокус не получится. Раз, два, три, барыня оживи!

Дети открывайте глазки. В зал входит живой персонаж барыни.

А теперь давайте немножко поиграем с филимоновской барышней.

Подвижная игра «Барышня».

К Барышни мы близко близко подойдем, (дети, сужая круг подходят к барышни),
Барышни низки-низкий наш поклон (кланяются).
Мы над барышней посмеемся (расширяют круг и показывают на нее рукой)
Ха-хаха!
Хороша ты, наша барышня, хороша! (качают головой).
Раз, два, три!
Нас ты, барышня, догони! (дети убегают, барышня их ловит).

Воспитатель:  Ух, молодцы какие! Весело поиграли! А теперь угостим веселых игрушек пирогами да булками.  Разложите на подносы пироги и булки. Подбирайте поднос, подходящий по форме. Посыплем круглую булочку маком, а овальную-кунжутом А вот пирог сделаем с вишнями. Налепите из пластилина красного цвета вишню на пирог.

Продуктивная деятельность детей «Пироги и булочки».

Воспитатель: Ребята, а кто живет в этом красивом домике? Попробуйте отгадать:

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
 Разрумянилась немножко.
Это русская...

Дети: Матрёшка.

Воспитатель выставляет матрешек на стол.

Воспитатель: К нам пришла не одна, Она подружек привела.

Русская матрешка – самый русский национальный сувенир. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты. Давайте и мы с ними поиграем.

Дидактическая игра «Расставь матрешек по порядку».

Дети расставляют изображения матрешек от самой большой до самой маленькой.

  • Сколько матрешек у вас в ряду?
  • Которая по счету самая высокая матрешка?
  • Самая низкая матрешка? 
  • Сравните по высоте вторую и третью матрешек (Ответы детей).
  • А как вы думаете, ребята,  кто сделал таких красивых матрёшек? (Мастера-умельцы).
  • А  из какого материала? (Из дерева). 
  • Ребята,  во что одеты матрёшки? (В сарафаны и платки).
  • Да, матрешки сделаны из дерева, но дерево же светлое, не разноцветное, а матрёшки цветные, яркие. Как это получилось?  (Их раскрасили художники).
  • А в чем главный секрет матрешек? (это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще...).

Матрешки любят ездить на ярмарку и покупать там баранки к чаю.

Эстафета «Кто больше купит баранок?»

Дети делятся на две команды, по очереди бегут и покупают баранку и складывают их в корзину.

Воспитатель: Ах, матрешка-озорница! Хороша, не описать! Очень любит она с ребятами В прятки играть.

Дидактическая игра «Матрешка, где ты?» (на ориентировку в пространстве).

Ребята, а с чем еще матрешки любят пить чай? (конфеты)  Помогите мне разложить конфеты по тарелкам. Будьте внимательны и не ошибитесь. На каждой тарелочке цифра, соответствующая количеству конфет для матрешек.

Дидактическая игра «Разложи конфеты по тарелкам».

Встали  все игрушки в хоровод, закружились в танце и все перемешались.

Посмотрите, дети, сможете ли вы теперь различить дымковские,  филимоновские игрушки и матрешек? (Ответы детей).

Давайте проводим игрушки домой и закроем за ними ставенки. Ну-ка, скажите, это чей домик? А этот? (Ответы детей).

Дети по узорам на домах определяют, какая игрушка где живет. Игрушки поочередно уходят за дом, ставни закрываются.

Воспитатель:  Как быстро время пролетело, пора возвращаться в детский сад! А довезет нас лошадка!

Дети «садятся на лошадок» и под музыку проезжают по залу.

Воспитатель: Ребята,  вот мы и приехали в детский сад. А где вы  сегодня были, кого видели, что делали? (Ответы детей).

Мы сегодня чудеса видали,
В Городе Мастеров побывали!
Наше путешествие заканчивается
Чаепитие начинается!

Дети и гости угощаются пряниками, баранками.

Литература:

1. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 144 с. – (Ранний возраст).

2. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. О. П. Власенко и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 262 с .

3. Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром: Кн. Для работников дошк. Учреждений. – М. : Просвещение, 1987. – 224 с .

Автор: Морозова Мария Александровна, воспитатель ГБОУ ООШ №21 г.о. Новокуйбышевск, Структурное подразделение Детский сад «Дружная семейка».

4 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 4)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 16.09.2020 в 06:40

Хороший конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 07:35

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!