Регистрация

«Веселые игрушки»: НОД об искусстве народных игрушек (дымковские, филимоновские и матрешка)

  • 20 апреля 2016

Конкурс «Методическая копилка педагога - 2016»

Номинация «Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

Непосредственно-образовательная деятельность «Веселые игрушки» в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Незабудка» детского сада «Дружная семейка».

Цель НОД: Обобщить представления детей о народном искусстве на примере народных игрушек (дымковские, филимоновские и матрешка).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  • закрепить знания о характерных особенностях дымковских, филимоновских игрушек, о матрешке («Познавательное развитие»);
  • совершенствовать умение отгадывать загадки по опорным словам («Художественно-эстетическое развитие»);
  • развивать связную речь детей; активизировать словарный запас («Речевое развитие»);
  • совершенствовать умение двигаться под музыку («Художественно-эстетическое развитие»);
  • формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми («Социаль-коммуникативное развитие »);
  • совершенствовать двигательную активность детей («Физическое развитие»);
  • закрепить умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать количественный и порядковый счет в пределах 5 («Познанавательное развитие»);
  • воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа («Познавательное развитие»).
  • совершенствовать умение детей работать с пластилином4 развивать фантазию и воображение («Художественно-эстетическое развитие»).

Материалы и оборудование: игрушки( дымковские, филимоновские), матрешки, макеты домов, 2 корзины; музыкальное сопровождение – русские народные мелодии, «баранки», изображения матрешек, изображения конфет и тарелок с цифрами, изображения пирогов и булочек разной формы, подносы разной формы, мак, кунжут, пластилин, клей, угощение для детей(пряники).

Как весело и с пользой провести время с ребенком? В этом вам помогут развивающие игры для малышей своими рукамиЭти игры простые, весёлые, они хорошо развивают речь, мелкую моторику, творческие способности детей и одновременно с этим подготавливают ребёнка к школе. Практический опыт, наглядные материалы, полезный досуг!

Логика образовательной деятельности

Под народную музыку дети с воспитателем заходят в зал.

Воспитатель:  Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение? (Ответы детей).

Упражнение «Здравствуйте».

Встанем мы в кружочек дружно.
Здравствуй, правая рука! (правая рука вперед)
Здравствуй, левая рука! (левая рука вперед)
Здравствуйте, ладошки! (поворачивают ладошки вверх-вниз)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 раза хлопают)
Здравствуйте, ножки! (пружинка)
Топ-топ-топ! (топают)
Здравствуйте, мои друзья! (берутся за руки)
Всем привет! Машу вам я! (машут друг другу рукой).

А теперь поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте, гости!

Ребята, давным-давно, когда не было магазинов,  всё покупали на базарах и ярмарках. У детей не  было столько игрушек, как у вас сейчас.  Родители придумывали детям игрушки сами.  Вот посмотрите, куколка из соломы, кукла из тряпочек (показ игрушек).

Я приглашаю вас сегодня отправиться в город мастеров, город, где живут и работают люди-мастера своего дела. Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ.

Жила в одном селении девушка Марья. Такая мастерица: и прясть, и ткать и игрушки из глины лепить, а уж посуду расписывала – залюбуешься! Прозвали ее за это марьей – искусницей! Прослышал о ней Кощей бессмертный и решил заполучить мастерицу в свое царство. Да только Марья-искусница обернулась жар-птицей, и, улетая, стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало перо, там и появлялись на русской земле новые мастера и мастерицы! Вот такой сказ!

А теперь, ребята, нужно поторопиться в Город Мастеров, путь предстоит неблизкий.

Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём,
За вагончиком вагон.
Я колёсами кручу,
Прокатить вас всех хочу,
Чух- чух, ту- ту- ту, вас на ярмарку везу.

Под музыку дети выполняют музыкально-ритмические упражнения.

Воспитатель:  Вот мы и добрались…  В красивом-красивом городе на красивой-красивой улице стоят три  красивых-красивых домика. Посмотрте, ребята.. И живут в этих веселых  домиках  веселые игрушки. По утрам они открывают свои расписные ставенки и смотрят в окошко.

Отгадайте, дети, какие игрушки живут в этом домике? (Дымковские игрушки). Как вы догадались? (По росписи домика). Попив по утрам чаю с кренделями, они выходили на прогулку. Вот так. (Выводит из-за домика 5 игрушек). Какие они красивые, нарядные, яркие, весёлые!

  • Из какого материала их мастер сделал? (Из глины).
  • А как их изготавливает мастер? (Ответы детей).
  • Каким узором  они украшены? (Кружочки, точки, полоски).
  • Какие цвета использует мастер, украшая свои игрушки? (Ответы детей). 

Ребята вы любите играть в игрушки? (Да). Давайте ненадолго в них превратимся. Становитесь в круг, как только я буду называть какую-нибудь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движении.

Подвижная игра «Дымковские игрушки».

Звучит музыка. Дети в кругу. Воспитатель произносит «Барыня!», и дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, поводя плечиками, держа длинную воображаемую юбку. Воспитатель произносит «Конь!», «Индюк!», «Птичка»и т.д.

Воспитатель: Однажды встретились перед домиком две дымковские барышни и разговорились.

– Машенька, – сказала одна, – ты не знаешь, почему ставенки в этом домике всегда закрыты? Кто там живет?
– Не знаю,  ответила Варенька. – Смотри, у них и узоры на ставнях какие-то другие – в полосочку! Давай сходим к ним в гости!
Подошли Машенька и Варенька к домику и постучали в полосатые ставенки. Отворились расписные ставни, и увидели барышни дивные игрушки – яркие, веселые, полосатые!
 Ой, какие вы красивые! Вы кто? Мы хотим с вами познакомиться!
Вышли дивные игрушки на улицу. Стали знакомиться.
 Мы игрушки дымковские,  представились Машенька и Варенька.

Воспитатель:  Как вы думаете, дети, что сказали о себе другие игрушки? (Ответы детей).

Дети, посмотрите, какие вытянутые шеи у этих зверушек. Так лепят все филимоновские игрушки. Они как будто тянутся к солнышку. Даже шляпки у барышни и кавалера вытянуты вверх. Скажите, ребята, чем отличаются дымковские игрушки от филимоновских? (Ответы детей)  Правильно, все филимоновские игрушки в отличии от дымковских-свистульки. Они очень звонкие!

Воспитатель: Ну-ка, попробуем! (Берет игрушку и свистит). А теперь, ребята, закрывайте глазки  все, все, все, и не подсматривайте, а то фокус не получится. Раз, два, три, барыня оживи!

Дети открывайте глазки. В зал входит живой персонаж барыни.

А теперь давайте немножко поиграем с филимоновской барышней.

Подвижная игра «Барышня».

К Барышни мы близко близко подойдем, (дети, сужая круг подходят к барышни),
Барышни низки-низкий наш поклон (кланяются).
Мы над барышней посмеемся (расширяют круг и показывают на нее рукой)
Ха-хаха!
Хороша ты, наша барышня, хороша! (качают головой).
Раз, два, три!
Нас ты, барышня, догони! (дети убегают, барышня их ловит).

Воспитатель:  Ух, молодцы какие! Весело поиграли! А теперь угостим веселых игрушек пирогами да булками.  Разложите на подносы пироги и булки. Подбирайте поднос, подходящий по форме. Посыплем круглую булочку маком, а овальную-кунжутом А вот пирог сделаем с вишнями. Налепите из пластилина красного цвета вишню на пирог.

Продуктивная деятельность детей «Пироги и булочки».

Воспитатель: Ребята, а кто живет в этом красивом домике? Попробуйте отгадать:

Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
 Разрумянилась немножко.
Это русская...

Дети: Матрёшка.

Воспитатель выставляет матрешек на стол.

Воспитатель: К нам пришла не одна, Она подружек привела.

Русская матрешка – самый русский национальный сувенир. В нее играют дети в разных уголках нашей планеты. Давайте и мы с ними поиграем.

Дидактическая игра «Расставь матрешек по порядку».

Дети расставляют изображения матрешек от самой большой до самой маленькой.

  • Сколько матрешек у вас в ряду?
  • Которая по счету самая высокая матрешка?
  • Самая низкая матрешка? 
  • Сравните по высоте вторую и третью матрешек (Ответы детей).
  • А как вы думаете, ребята,  кто сделал таких красивых матрёшек? (Мастера-умельцы).
  • А  из какого материала? (Из дерева). 
  • Ребята,  во что одеты матрёшки? (В сарафаны и платки).
  • Да, матрешки сделаны из дерева, но дерево же светлое, не разноцветное, а матрёшки цветные, яркие. Как это получилось?  (Их раскрасили художники).
  • А в чем главный секрет матрешек? (это кукла с сюрпризом: внутри большой матрешки сидит матрешка поменьше, а в той еще и еще...).

Матрешки любят ездить на ярмарку и покупать там баранки к чаю.

Эстафета «Кто больше купит баранок?»

Дети делятся на две команды, по очереди бегут и покупают баранку и складывают их в корзину.

Воспитатель: Ах, матрешка-озорница! Хороша, не описать! Очень любит она с ребятами В прятки играть.

Дидактическая игра «Матрешка, где ты?» (на ориентировку в пространстве).

Ребята, а с чем еще матрешки любят пить чай? (конфеты)  Помогите мне разложить конфеты по тарелкам. Будьте внимательны и не ошибитесь. На каждой тарелочке цифра, соответствующая количеству конфет для матрешек.

Дидактическая игра «Разложи конфеты по тарелкам».

Встали  все игрушки в хоровод, закружились в танце и все перемешались.

Посмотрите, дети, сможете ли вы теперь различить дымковские,  филимоновские игрушки и матрешек? (Ответы детей).

Давайте проводим игрушки домой и закроем за ними ставенки. Ну-ка, скажите, это чей домик? А этот? (Ответы детей).

Дети по узорам на домах определяют, какая игрушка где живет. Игрушки поочередно уходят за дом, ставни закрываются.

Воспитатель:  Как быстро время пролетело, пора возвращаться в детский сад! А довезет нас лошадка!

Дети «садятся на лошадок» и под музыку проезжают по залу.

Воспитатель: Ребята,  вот мы и приехали в детский сад. А где вы  сегодня были, кого видели, что делали? (Ответы детей).

Мы сегодня чудеса видали,
В Городе Мастеров побывали!
Наше путешествие заканчивается
Чаепитие начинается!

Дети и гости угощаются пряниками, баранками.

Литература:

1. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 144 с. – (Ранний возраст).

2. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа / авт. – сост. О. П. Власенко и др. – Волгоград: Учитель, 2011. – 262 с .

3. Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром: Кн. Для работников дошк. Учреждений. – М. : Просвещение, 1987. – 224 с .

Автор: Морозова Мария Александровна, воспитатель ГБОУ ООШ №21 г.о. Новокуйбышевск, Структурное подразделение Детский сад «Дружная семейка».

4 из 5 звезд
(голосов: 1, сумма баллов: 4)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 16.09.2020 в 06:40

Хороший конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 07:35

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!