Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Аннотация проекта
Педагогический проект направлен на решение ряда педагогических проблем и противоречий, сложившемся в современном дошкольном образовании.
Цель педагогического проекта заключается в создании и внедрении комплексной системы применения игр-драматизаций в качестве вспомогательного средства обучения в воспитании у старших дошкольников любви к книге.
Реализация проекта осуществлялась через непосредственную работу с детьми, просветительную работу с субъектами образовательного процесса ( педагоги, родители/законные представители), создание информационно-развивающей пространственной среды.
Результаты итогового мониторинга реализации проекта подтверждают эффективность предлагаемой системы практического применения практических технологий в работе с дошкольниками.
Предлагаемый проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей, профильных специалистов дошкольных учреждений и может быть использован в работе по воспитанию любви к книге у старших дошкольниковю
Дошкольное образование является открытой книгой социально-педагогической системой. В основе, которой лежит социальный заказ, определяемый государством, социальными институтами.
Краеугольным камнем инновационной экономики является инициатива « наша новая школа», которая требует от дошкольного учреждения обеспечение качественной подготовки малышей к школе. На создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализация права ребенка на доступное, качественное образование направлено ведение « Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ( Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655).
Как известно современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка-дошкольника, так как он является своеобразным читателям. Слово «читатель» по отношению к дошкольнику условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения вырабатывается у ребенка. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.
Актуальность педагогического проекта
Проблема сохранения интереса к книге, чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Как научить ребенка «добывать» самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают , что наш век – век развития компьютерных и других технологических технологий, различного вида связей не актуально говорить о книнге, чтении. Бурные успехи НТР порождают невольную переоценку многих ценностей, когда достоинства человека определяются не столько его нравственными качествами, духовным богатством, а сколько естественно-научными знаниями, техническими способностями.
Это достаточно четко проявляется в семейном воспитании, когда родителей порой интересуют только те педагогические средства, которые стимулируют подготовку ребенка к овладению точными наукам, когда освященное многовековой традицией общение дошкольников в семье с помощью потешек, песенок, сказок, игр недооценивается и заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми. Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье, как семейное чтение. Техника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Аксиомой в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка всего того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и отрицать все то, что таит в себе электронный мир. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. По мнению Л.С Выготского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многими исследователями доказано, что художественная литература огромное влияние на развитее и обогащение детской речи, она служит могучим действенным средством умственного нравственного и эстетического воспитания детей. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.
В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. В нашей группе было проведено анкетирование детей и родителей, которое показало, что 80% детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют, засыпают под его звуки. Только 20% из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по воспитанию у старших дошкольников любви к книге. Дети дошкольного возраста слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает. Каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Опыт работы показывает, что особую роль в воспитании любви к книге принадлежит игре-драматизации, так как она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения
Л.П. Стрелкова отмечает, что художественная литература, и особенно сказки, являются для детей дошкольников особой формой действительности - это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.
Н. Губанова считает, что особый характер приобретает замысел в играх-драматизациях, детям необходимо хорошо понять и прочувствовать образы героев, их поведение, помнить текст - произведения. Игры-драматизации помогают дошкольникам глубже почувствовать ее художественную ценность, способствуют развитию выразительности речи и движений.
Н.С. Карпинская отмечает, чтоигра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т.е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость.
Концептуальные основы
В основе проекта представлены концептуальные идей:
Концептуальные идей направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на создание эмоциональной благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения « ориентированного на завтрашний день развития» ( Л.С. Выготский).
Исходя из обозначенной проблемы и её актуальности, была определена цель проекта: представить систему работы по использованию игр-драматизаций в воспитании любви к книге.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы, методической и периодических изданий по проблемам использования игр-драматизаций в воспитании любви к художественной литературе
2. Определить конкретные способы реализации материала по использованию игр-драматизаций в воспитании любви к книге у старших дошкольников.
3. Провести оценку эффективности использования игр-драматизаций в процессе воспитания любви к книге.
Объект – процесс воспитания любви к книге.
Предмет – использование игр-драматизаций в процессе формирования интереса, а затем и любви к книге.
Гипотеза проекта – есть возможность предположить, что добиться качественных изменений формирования интереса и воспитания любви к книге можно за счет специального включения игр-драматизаций в процесс педагогического воздействия у детей старшего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат – повышение интереса детей и родителей к книге, возрождение традиций домашнего чтения, повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Методологические основы проекта
Методологическая основа проекта базируется на следующих положениях: исследования проблемы влияния культуры на обогащение духовного мира личности (В.С. Библер, Л.Н. Коган, В.Н. Межуев и др.); классические и современные исследования, отражающие феноменологическую традицию в науке (Х.-Г. Гадамер, Э. Гуссерль, М.П. Гурьянова, Г.П. Звенигородская, М.М. Кром, М.Н. Певзнер, Л.В. Трубайчук и др.);
Объект опирается на общепедагогические принципы:
Основное содержание проекта
Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны. Но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относится к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека. Программа «Радуга», по которой работает детский сад, ориентирована на воспитание интереса и любви книге, умения слушать, принимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям.
Для успешной реализации проекта определены задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
В детском саду |
В семье |
Ежедневное чтение художественных произведений; |
Ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном; |
Ввести в круг детского чтения детскую периодику; |
|
Следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе , о пользе чтения; |
|
Учить ребенка правильному обращению с книгой. Концентрировать его внимание на том, кем создана книга. Как называется, кто ее иллюстрировал; |
|
Учить ребенка правильному обращению с книгой. Концентрировать его внимание на том, кем создана книга. Как называется, кто ее иллюстрировал |
|
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приемы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя; «письмо», якобы адресованное к детям автором произведения; игры-беседы детей с персонажами; пересказ того или иного события от имени героя; игры-упражнения , игры-загадки, направленные на формирование различных способов передачи характера и настроения литературного героя.
Реализация проекта включат ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на решение задач и достижение целей проекта.
1 этап – анализ проблемы и определение стратегических целей проекта. Проведение детальной и комплексной оценки сложившейся ситуации: выявление и анализ проблем; четкое определение стратегических целей и задач; разработка концепции, позволяющей придать правильное направление проекту и заложить базу для реализации всех этапов; анализ ресурсов; определение способов и критериев оценки и способов мониторинга проекта.
2 этап – организационный. Осуществлен анализ литературы по проблеме воспитания любви к книге детей старшего дошкольного возраста, определена цель, объект, предмет исследования, составлен план работы. На этом этапе были составлены списки участников, собраны анкеты для родителей, разработана беседа – опрос с детьми « Моя любимая книжка», диагностика старшего дошкольного возраста по теме « Ребенок и книга», собрана методическая литература по данному вопросу, проведено анкетирование родителей « Семейное чтение».
3 этап – основной. Анализ опыта работы воспитателей по воспитанию любви к книге старших дошкольников, разрабатывалась диагностики уровня сформированности устойчивого интереса к книге детей старшего дошкольного возраста, апробация педагогического проекта воспитания любви к книге. На этом этапе происходила большая часть работы по приобщению детей к книге. Эта работа была разделена на блоки: совместная деятельность с детьми, работа с родителями, методическая работа.
4 этап – аналитический. Выявление эффективности разработанного мною педагогического проекта, оформление результатов. Уточнялся диагностический инструментарий, проводился контрольный этап исследования; обобщались, а также анализировались результаты педагогического эксперимента, формулировались выводы.
Характеристика условий реализации проекта (ресурсы)
Ресурсное обеспечение педагогического процесса в свете воспитания любви к книге у старших дошкольников заявленное в проекте является достаточным для его реализации: используемая система воспитания любви к книге у детей старшего дошкольного возраста разработана мною в соотвествии с требованяиями Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, учитывает общие и специфические особенности психические особенности детей дошкольного возраста.
Программное обеспечение: используемый проект разработан мною в полном соответствии с требованиями комплексной программы «Радуга» (авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др.) с учетомФГТ
Нормативно-правовые ресурсы: пакет документов регламентирующего характера; группа детского сада, игровая комната, музыкальный зал, соответствующие современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям.
Материально-технические ресурсы: Группа детского сада, игровая комната, музыкальный зал соответствуют современным санитарно-гигиеническим и методическим требованиям.
Кадровое обеспечение: уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта, считаю достаточным: высшее образование, Нижневартовский государственный институт, специальность «преподаватель психологии и педагогики», повышение квалификации: «Реализация содержания программы «Радуга» с учетом ФГТ в ДОУ» Нижневартовский государственный гуманитарный университет, 2011 год, удостоверение № 1926 ».
Сроки реализации проекта – 2 года. Определяются продолжительность воспитания любви к книге у детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет.
Партнерами в реализации настоящего педагогического проекта являются воспитатель группы, имеющий высшую квалификационную категорию, родители ( законные представители) детей, музыкальный руководитель, логопед имеющий высшую квалификационную категорию.
Целевой аудиторией являются воспитанники МБДОУ ДСКВ № 29 «Ёлочка» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, посещающие дошкольное образовательное учреждение на основании Заключения Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии г. Нижневартовска с диагнозами, соответствующей профилю компенсирующей направленности ДОУ.
Количественный состав:
Ожидаемые результаты
Автор: Горячевская Валентина Николаевна, воспитатель МАДОУ г.Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка», г.Нижневартовск.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Осмелюсь предположить, что автору этой работы нужно было писать обобщение опыта по плану личного творческого развития, возможно, к аттестации - и отсюда такое стремление изложить простые вещи сложным языком. Во время чтения мне вспомнился главный герой рассказа В.Шукшина "Срезал"...Что это за "краеугольный камень инновационной экономики, которым является инициатива «наша новая школа»?" Валентина Николаевна, так какой "ряд педагогических проблем и противоречий" был вами решён? Озвучена одна основная проблема - сохранение интереса к книге. И она действительно лишь озвучена, потому что путь решения - использование игр - драматизаций - упоминается лишь вскользь.
Уважаемая Валентина Николаевна, спасибо за участие в конкурсе! По заголовку, нашла родственную душу, в надежде почерпнуть новое для себя...но не нашла. Описыаете всё правильно, убедительно, но в работе не хватило нескольких отрывков этих самых драматизаций. А ведь действительно сложно составить даже короткую сценку, чтобы соблюсти авторский стиль, не исказить смысл. Вот это и была бы Ваша и только Ваша работа сценариста.
Добрый вечер, Валентина Николаевна. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования подтолкнуло специалистов дошкольных учреждений активно включиться в работу. Появилось очень много материла, которыми охотно делятся профессионалы. Ваша работа не осталась незамеченной. Безусловно, она вызывает интерес, но... "ухо режет" некоторая формулировка мыслей, некорректная ссылка на нормативные документы, "оплошности" в пунктуации. Например, "Предлагаемый проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей, профильных специалистов дошкольных учреждений и может быть использован в работе по воспитанию любви к книге у старших дошкольниковю". Про "краеугольный камень" - без комментариев. Далее, lzk меня непонятной осталась эта фраза: "На создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализация права ребенка на доступное, качественное образование направлено ведение « Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ( Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655)". Какой-то каламбур!
Вновь перечитала раздел IV ФГОС ДО "Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования" и нет ни одной строчки о самостоятельном "добывании" информации из книг!!! Откуда воспитатели и методисты дошкольных учреждений вы все "это" берете?
А вот про "игры-драматизации" я согласна. Только эмоциональное переживание дошкольника с героями различных произведений раздвинет границы его жизненного опыта, позволит формировать активную речь ребенка, проявлять интерес дошкольника к стихам, песням и сказкам, осознанному рассматриванию картинок (раздел 4 п. 4.6 ФГОС ДО)! Но, к сожалению, в представленном Вами материале системы применения игр-драматизаций в качестве вспомогательного средства обучения в воспитании у старших дошкольников любви к книге я так и не увидела, хотя направление деятельности замечательное! Думаю, материал требует корректировки. Удачи в конкурсе!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.