Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с ребенком старшего дошкольного возраста 5 лет, имеющим ЗПР.
Цели занятия:
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Оборудование и материалы:
Методические приемы: организационный момент, беседа, элементы экспериментирования, работа с пособиями, дидактические игры, речевые игры, элементы самоанализа, выводы, итог занятия.
Продолжительность занятия: 25 минут.
Возрастной диапазон: ребенок с ЗПР 5-6лет.
Ожидаемый результат: Закрепить навыки активного слушания, позитивного взаимодействия со взрослым, дифференциации цвета, величины. Стимулировать познавательный интерес, интерес к художественному творчеству.
Организационный момент
Встреча с ребенком присходит в группе. Приглашаю его к себе в гости. Ввожу ребенка в кабинет. За столом сидит Мишка. Обращаю внимание на Мишку:
– Смотри, кто это нас встречает? (Мишка). Он приготовил для нас интересные задания. Сам он не справился. Хитро так смотрит, думает, справимся ли мы. Как думаешь? Поможем ему разобраться? (Поможем).
Приглашаю ребенка сесть. Обращаю внимание на стоящий на столе лабиринт.
1. Дидактическое упражнение «Скользящие фигуры»
– Смотри, какой беспорядок. Все цвета перемешались. Поможем Мишке разобраться? (Поможем). Покажи мишке фигуры красного цвета, желтого, синего, зеленого, оранжевого. Молодец! Теперь переведи фигуры с одной дорожек на другую. Сначала одной рукой. А теперь двумя руками одновременно. Умничка!
2. Дидактическая игра «Заборчик»
– Смотри, какое еще задание приготовил для нас Мишка.
Кладу перед ребенком палочки Кюизенера и альбом-игру «Волшебные дорожки»: задание «Заборчик».
– Он хочет, чтобы мы помогли ему построить заборчик. Но заборчик непростой. Посмотри из каких деталей он состоит? (Ответ ребенка). Ну что, поможем Мишке? (Поможем).
Выполнение задания. По окончанию выполнения:
– Как ты думаешь, получился заборчик? (Ответ ребенка). Он понравится Мишке? (Ответ ребенка). И я так думаю, очень хороший, красивый, большой заборчик получился – такой обязательно понравится. Теперь мы его уберем, Мишка уже знает, как такой заборчик строить, потом сам себе построит.
Убираем оборудование.
3. Речевая игра «Наши ручки»
– Давай немножко отдохнем и покажем Мишке, как мы умеем играть.
Предлагаю встать и выйти на коврик. Включаю CD диск.
– Для начала приготовим наши ручки…
Где же наши ручки? – 3 раза (руки вытянуты вперед, поворачиваем кисти вправо – влево).
Нету наших ручек! (Спрятать руки за спину).
Вот, вот наши ручки! (Одна рука вперед – фонарик).
Вот наши ручки. (Вторая рука вперед – фонарик).
Пляшут, пляшут наши ручки. (Покачать руками над головой).
Пляшут наши ручки. (Покачать руками внизу).
Умничка, посмотри – и Мишка рад, что ты справился.
4. Упражнение с волчками
Предлагаю снова присесть, на столе приготовлены волчки.
– Смотри, что еще придумал Мишка: он хочет, чтобы мы запустили для него волчки. Сначала правой рукой. Потом левой. А теперь двумя руками одновременно. Попробуй запустить как можно больше волчков. Какой ты молодец!
5. Упражнение «Раскрась водой»
– Так, что это тут у Мишки?
Достаю водную раскраску, баночку с водой, кисть.
– Да тут сам Мишка, только он какой-то грустный, некрасивый, черно-белый. Поможем ему развеселиться? (Поможем). Раскрасим его.
Раскрашиваем изображение мишки водой.
– Ух ты, какой Мишка красивый получился. Тебе нравится? (Нравится). Теперь Мишка какой? (Веселый).
6. Упражнение на балансире «Покатай шарики»
– Мишка так повеселел, что хочет нам что-то интересное показать.
Подвожу ребенка с помощью игрушки к балансиру.
– Вот это да, покажем Мишке, как мы умеем? (Да).
Выполнение упражнения (катание шариков по балансиру).
7. Подведение итогов
– Мишка считает, что ты здорово справился со всеми заданиями. Я думаю, что он многому научился у тебя. А что мы сегодня для Мишки делали? (Ответ ребенка). Мишка был рад с тобой поиграть. А теперь нам пора возвращаться в группу. До свидания, Мишка!
Автор: Панкратова Надежда Николаевна, педагог-психолог I квалификационной категории, стаж работы 15 лет, МБДОУ детский сад № 27 «Сказка», Нижегородская область, городской округ город Выкса.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Надежда Николаевна! Спасибо за участие в конкурсе. Мне, учителю, трудно судить о детях с ЗПР, но по коспекту я поняла, что таким детям трудно выполнить даже то, что Вы делаете с ними на занятиях. Но даже здесь должна быть изюминка, инновация!!!!!
Желаю удачи в конкурсе.
Здравствуйте, Галина Павловна, спасибо за комментарий, за пожелание! К сожелению, такие детки часто имеют сочетанные нарушения и отставание у них идет на достаточно большое количество эпикризных сроков. А изюминка этого занятия в использовании достаточно современного оборудования и материала кабинета, так как само занятие было приурочено к "Декаде инвалидов" и входило в состав открытого дня "Индивидуальная развивающая среда для детей с ОВЗ".
Надежда Николаевна, у вас получился вполне добротный, я бы сказала, рабочий конспект занятия. Разве что вот здесь: "Ух ты, какой Мишка красивый получился. Тебе нравится? (Нравится). Теперь Мишка какой? (Веселый)" - вопрос надо бы было сформулировать точнее: "Какое теперь у Мишки настроение?" А в вашем варианте напрашивается множество иных определений, в тем более что, насколько я знаю используемое пособие, сам рисунок (а значит, мимика медведя) не меняется - лишь его цвет. Но это мелочь. Для конкурса важнее недостаток, указанный Галиной Павловной, а ведь изюминка напрашивается тематикой открытого дня в вашем ДОУ! Задействованные вами пособия и игры точно так же, как вы это сделали, обыгрываются с детьми без ОВЗ - так показали бы, каким инновационным образом с их помощью (а ещё лучше с помощью придуманных именно вами игр) можно развивать детей с ЗПР. Или же указали бы "особинки", нюансы использования пособий именно вами с учётом характера нарушения здоровья.
Добрый вечер, Надежда Николаевна. Представленный Вами материал сейчас, во время знакомства и активного внедрения ФГОС НОО для детей с ОВЗ с сентября 2016 года, очень актуальный. Но, к сожалению, форма данного материала тяжело воспринимается ввиду расплывчатости текстовой информации. Безусловно, табличный вариант был более удобен. И не только коллегам, которые познакомились с материалом и возьмут его к себе в копилочку, но и для Вас. Данный материал был бы полезен в направлении коррекционной деятельности, которую, Вы, конечно, реализуете. Только эту коррекцию, обозначенную Вами между строк, могут понять коллеги, работающие психологами или учителями в классах коррекции. В табличном варианте можно было более четко обозначить проблемное поле ребенка, коррекционно - развивающую деятельность специалиста, методы и приемы, применяемые Вами и, конечно, ожидаемый результат. Именно в графическом варианте Вы, Надежда Николаевна, и смогли бы отразить все "изюминки", на которые нужно обращать внимание. Предполагаю, что мои рекомендации помогут внести коррекцию в форму представления Вами материалов для публичной демонстрации. Успехов в конкурсе.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.