Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2015»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения детей с нарушением слуха и имеет коррекционно-компенсаторную направленность.
Коррекция нарушений осуществляется посредством участия детей в музыкально-ритмической деятельности, протекающей на основе развития сенсорных процессов, формирования реакции на звучание музыки. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Находясь в непосредственной связи по своим задачам слухового восприятия и устной речи, а также с развитием основных движений. Музыкальное воспитание направлено на формирование восприятия музыки, голоса, ритма речи и ритмичности движений.
Задание по развитию слуха и голоса усваиваются и выполняются детьми на слухо-зрительной основе. Сурдопедагоги и воспитатели, находящиеся в поле зрения детей, поддерживают их речевую активность в период разучивания постоянным повторением речевого материала в ритме музыки. Развитие голоса детей неразрывно связано с их музыкально-слуховыми впечатлениями от восприятия регистров фортепьяно. Основной методический прием, направленный на формирование умения изменять высоту голоса, состоит в обучении детей соотношению своих голосовых проявлений с регистрами клавиатуры фортепьяно.
В работе с детьми с нарушением слуха за основу взяты «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (М., «Мозаика – синтез» 2010 г. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой) и Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста» (М., «Просвещение» 1991 г. Авторы: Л.П.Носкова, Л.А.Головчиц, Н.Д.Шматко). В составлении авторской программы по развитию слуха и голоса детей с нарушением слуха были использованы: пособие для музыкального руководителя специального детского сада «Музыкальное воспитание глухих дошкольников» М., «Просвещение» 1977 г. (Автор: Г.И.Яшунская); «Основная общеобразовательная программа детского сада общеобразовательной компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников, детей с задержкой психического развития интеллектуальной недостаточности и со сложными нарушениями развития», принятой на заседании педагогического совета (Протокол 1 от 29.08 2011, приказ 25.а от 29.08 2011).
Глухой ребенок лишен радости воспринимать жизнь во всей её красоте. Поэтому одной из главных задач является развитие тактильно-вибрационного чувства и остаточного слуха, которые в свою очередь помогают становлению речи, позволяющей правильно реагировать на окружающую действительность.
Цели программы: Развивать слух и голос у детей с нарушением слуха, слухозрительное и эмоциональное восприятие музыкального материала, мышление, двигательную активность, закреплять полученные ранее знания (от простого к сложному), используя современные образовательные технологии:
Решаются следующие задачи:
1. Научить слушать и воспринимать музыку, используя остаточный слух.
2. Обогащать духовный мир ребенка.
3. Расширять представления ребенка о прекрасном.
4. Помогать сурдопедагогу средствами музыки (пения), обучать детей приемам правильной речи.
5. Выработать умение согласованно действовать в коллективе.
6. Укреплять нервную систему детей с природными дефектами.
Певческие упражнения для глухих дошкольников строятся с учетом их возрастных возможностей. Протяжные музыкальные звуки в певческих упражнениях помогают закрепить навык чтения с губ. Пение способствует обучению по произношению отдельных звуков и слов, а также делает речь эмоционально окрашенной. Голос ребенка приобретает звонкость, становится модулированным.
Целевые ориентиры по развитию слуха и голоса на конец учебного года, дети должны уметь:
Младший возраст (1 год обучения):
1. Реагировать на «фортепьянный сигнал».
2. Проявлять голосовые реакции в сочетании с игровыми движениями.
3. Пропевать гласные (а.о.у.и)и слоги.
4. Соотносить заданные образцы с регистрами фортепьяно.
Средний возраст (2 год обучения)
1. Реагировать на начало и окончание музыки.
2. Различать темпы (быстро-медленно), регистры (низкий, средний, высокий).
3. Проявлять голосовые реакции в сочетании с игровыми движениями на протяжении музыкального периода (8-16 тактов).
4. Выполнять имитационно-двигательные задания: кошка-мяу, мишка-топ-топ, собака (ам, ам).
5. Уметь тянуть гласные в слогах, словах.
Старший возраст (3 год обучения)
1. Уметь реагировать на начало и окончание музыки (восприятие слуховое).
2. Различать темпы (быстро-медленно), регистры (низкий, средний, высокий), динамику (громко, тихо).
3. Уметь изменять высоту своего голоса в звукоподражательных упражнениях.
4. Уметь петь протяжно, отрывисто.
Подготовительный возраст (4 год обучения)
1. Различать на слух темпы (спокойно,быстро-медленно).
2. Различать эмоции весело-грустно.
3. Различать регистры (низкий, средний, высокий).
4. Уметь петь протяжно, нараспев.
5. Уметь говорить громко-тихо петь протяжно, отрывисто.
Таким образом на музыкальных занятиях глухой ребенок закрепляет различные слова и словосочетания, которые даются в виде табличек, дактильно, устно. Готовясь к каждому занятию, музыкальный руководитель должен продумывать, какие слова могут использованы, их количество и форму подачи.
Автор: Ханина Лариса Николаевна, музыкальный руководитель, ГДОУ ТО №1, г. Тула.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Что-то никто не торопится оставлять здесь свой отзыв - как и я, познакомившаяся с материалом почти неделю назад и отложившая комментирование "на потом". Это потому, что на первый взгляд ничего нового не предложено - знакомые тексты из программ по музыкальному развитию и из фольклора, а вступление к программе постулирует очевидное...Но ценность этой работы в том, что в ней показано, как простыми средствами можно решать сложные задачи, как применять творческий (а использовать привычные дошкольному работнику тексты, решая нестандартные задачи - это творчество!) подход в работе с детьми с нарушением слуха. Я не знаю, какие фотографии могли бы сопровождать данную конкурсную работу, но вынуждена её, помимо других критериев, оценивать ещё и за визуальное сопровождение.Отдельное спасибо за грамотность текста.
Может,я слишком придирчива,но,увы! - так и не смогла обнаружить,что именно позволяет называть эту программу "авторской".Извините!
Добрый день, Лариса Николаевна. Познакомилась и я с представленным материалом. Очень хорошо, что педагоги, работающие в ДОУ выставляют материалы для публичной экспертизы. Если прислушаетесь к рекомендациям, то следующие документы будут более совершенны. Ваш материал очень особенный, так как направлен на обучение детей с нарушением слуха. Позвольте мне дать Вам несколько рекомендаций. На титульном листе Вы обозначили свое авторство, а в пояснительной записке указываете на основания для разработки. Что из этого следует? А следует то, что Вы являетесь составителем, а не автором. Думаю, я уже обозначала, что программа направлена на работу с особенными детьми. Дети с ОВЗ требуют коррекционно -развивающих приемов и методов, определенных технологий, которые тоже нужно было обозначить. В программе , что в ПЗ программы необходимо было более конкретно указать возраст детей, общее количестов часов на каждую категорию, время, отведенное для занятий и т.д., что создаст некую картинку большого документа. Тематическое планирование, обозначенное в программе, лучше представлять в таблице со всеми планируемыми результатами. Успехов в конкурсе.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.