Работая по программе «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, я открыла для себя хорошо разработанный раздел по развитию чувства ритма, с приложениями и подробным описанием – «Этот удивительный ритм».
Педагоги музыкальных школ целенаправленно ведут работу над развитием чувства ритма, они преследуют определенные цели: развитие музыкальных, исполнительских способностей, освоение специальных теоретических знаний и.т.д. Зачем нам, музыкальным руководителям, развивать чувство ритма у детей-дошкольников, ведь мы не имеем главной целью подготовку детей к поступлению в ДМШ?
В связи с этим хочу процитировать доктора психологических наук, профессора В.Г. Каменскую: «…Установлено, что сниженный слух, и как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она не выразительна и слабо интонирована…». Развивая чувство ритма, мы поможем ребенку развить связную, выразительную речь.
Еще до появления технологии мультимедиа эксперты по маркетингу по результатам многочисленных экспериментов обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально – около 1/3. При комбинировании влияния (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75%.
В данной сказке «Закружила осень золотая» комбинируются все виды влияния: слуховое (услышать темпоритм музыки), зрительное (расшифровать ритмоформулы) и активно-действенное (воспроизвести ритм при помощи звучащих жестов).
Ритмическая сказка «Закружила осень золотая» предназначена для детей 5-8 лет. Она может быть использована как одна из форм музыкальной деятельности на тематическом, комплексном, интегрированном занятии для дошкольников и младших школьников.
Использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях музыкой в детском саду зримо воплощает в жизнь принцип наглядности, дополняет слуховые впечатления и представления детей, активизирует и развивает эмоциональное восприятие музыки, развивает музыкальные способности. У меня как музыкального руководителя появились новые возможности в профессиональной деятельности, в том числе, при помощи видеопрезентаций я имею возможность развивать чувство ритма детей-дошкольников.
Мои воспитанники были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, так как такая форма занятий явилась мощным толчком для развития творчества и музыкальных способностей детей.
Цель ритмической сказки: Развитие чувства ритма, усвоение восьмых и четвертных длительностей, как соотношения длинно – коротко, четвертной паузы.
Задачи:
Этапы работы:
Дети сидят полукругом (двумя подгруппами) перед экраном. Педагог говорит детям: «Осень прислала в детский сад видеописьмо с ритмическими загадками. Сейчас мы его посмотрим и постараемся отгадать эти загадки».
Дети смотрят вступительную часть. Далее появляются «овощные» ритмоформулы. Дети сначала произносят их: «ТА» – крупные овощи, «ТИ» – мелкие овощи. Образ паузы в данной сказке представлен, как съеденное яблоко. Дети при показе паузы разводят руки, произносят «МО».
Педагог направляет детей, показывает, кто сейчас будет проговаривать, а затем прохлопывать ритм (сначала ритм воспроизводят более развитые дети, остальные учатся и запоминают), после нескольких удачных воспроизведений ритма сольно, дети воспроизводят ритм тутти.
Затем дети смотрят заключение и, когда экран гаснет, педагог предлагает им пройти на «поляну, усеянную листьями» (заранее разбросайте листья по ковру) и сочинить свой, непохожий ни на чей другой, осенний танец с листочками.
Варианты работы над ритмом при повторном просмотре:
На заключительном этапе разучивания целесообразно использование мнемокарточек (см. Приложение 1.) Педагог демонстрирует мнемокарточки в процессе показа видеопрезентации при смене ритмического рисунка.
Использованная литература: «Этот удивительный ритм» И. Каплунова, И. Новоскольцева, программа «Ладушки». М. 2010.
Автор: Титаренко Оксана Анатольевна, музыкальный руководитель 1 квалификационной категории МОУ начальная школа - детский сад №37 города Сургута. Увлекается аранжировкой и пением.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.