Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»
Название проекта: «Мьюзик Лэнд».
Руководители проекта: музыкальный руководитель, методист ДОУ.
Вид проекта: Музыкально-игровой развивающий.
Цели: формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, музыкально- эстетической, продуктивной. Овладение детьми игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации. Формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством игры.
Задачи: Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик, игра помогает ребёнку внимательно и сознательно слушать музыку. В игре обучающийся выполняет различные задания, связанные с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств, активизирует чувства, воображение, мышление.
Образовательная область: Музыка.
Участники проекта :
1. Педагоги: воспитатели группы, музыкальный руководитель.
2. Дети старших возрастных групп.
3. Родители и другие члены семьи.
Ожидаемый результат:
Продукты проекта: Диагностические карты, тесты, опросники по изучению семьи.
Содержание проекта
Первое занятие вводит в сюжет всех занятий проекта. Дети прилетают на планету Феи Музыкалии. И на космодроме встречающие их экскурсоводы рассказывают, какие способности дети смогут развить на этой планете, какая гармония царит здесь. Но чтобы вступить на эту планету, нужно выполнить задания. На практических занятиях дети выполняют задания жителей этой планеты: чародейки Мелодии, леди Гармонии, братьев Диеза и Бемоля и Бекара, пуделя Интервала. В оставшееся время после выполнения диагностических упражнений, дети отгадывают загадки местных жителей. После чего жители планеты Феи Музыкалии предлагают детям научиться самим придумывать загадки. А для этого нужно отправиться в страну принцессы Домисольки и её семи гномиков..
В эту страну можно попасть, пройдя по музыкальному мосту Радуга. Теперь детей встречают цветные человечки (гномики-нотки: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си и их принцесса Домисолька) и знакомят со своим красивым городом с разноцветными улицами. Эти добрые и веселые человечки дают новые задания детям, поют вместе с детьми простые песенки и сочиняют простейшие мелодии. Еще гномики рассказывают об искусстве сопоставления и сочетания цветов, о красках в музыке и показывают детям гордость их городка – галерею рисунков в музее живописи, и предлагают детям пополнить галерею рисунков своими шедеврами, т.е нарисовать музыку. Дети рисуют музыку.
После цветного города дети отправляются по дороге выложенной разноцветными нотками и попадают в город Инструментарий, где жители этого города-инструменты все плачут. Выясняется причина: злой волшебник Кластер перепутал голоса инструментов и теперь они звучат не своими голосами. По мере работы над знакомством с каждой группой инструментов дети приводят город в порядок и даже помогают каждому жителю найти свой голос.
Здесь закрепляются знания детей о разнообразии музыкальных инструментов, их внешнем виде, звучании; дети научаются различать группы музыкальных инструментов (ударные, струнные, духовые); познакомятся с историей возникновения этих групп инструментов; подвести к пониманию того, что человек – создатель и исполнитель музыки.После того, как каждый инструмент обретет свой голос, местные жители устраивают праздник, угощая детей конфетами и исполняя для них концерт с участием самих детей.
Но, как говорится, делу время, потехе час. Дети отправляются на работу на завод по созданию объемных ноток-длительностей. Рабочие этого завода Ритм и Темп рассказывают детям, как изготавливаются объемные фигуры ноток из разверток в технике квиллинг, дают понятия о длительностях. Дети посещают конструкторское бюро, кабинет экономиста, плановика, инженера по технике безопасности и т.д. Дети вместе с работниками создают из объемных форм интересные фигурки нот, которые получают в подарок.
Далее детям предлагается путешествие к цветным островам на морском фрегате, где имеются не простые паруса, а музыкальные. Каждое новое понятие, которое вводится в ходе проекта, появляется на парусах фрегата. Цвет музыкальных островов зависит от того, какого цвета «киты» показывают дорогу к острову: марш – красный, танец – зеленый, песня – желтый.
В необычное музыкальное путешествие нас приглашают сегодня три знакомых нам «кита»: песня, танец, марш. Они покажут нам путь к чудесным цветным островам, на которых находятся музыкальные страны. Выполняя задания трёх китов, дети знакомятся с жанрами в музыке, пополняя паруса фрегата новыми словами-терминами.
Заинтересовавшись жанрами в музыке , дети, желая получить знания о настроениях в музыке, отправляются в город, расположенный на холме Лад, где встречаются с клоунами Мажором и Минором. Дети узнают, что одна и та же мелодия может звучать с разным настроением. В этом загадочном городе дети путешествуют по улицам Пентатоники , Музыкальных стилей и Тональностей. На улице Тональностей домиков нет, там расположен парк с разными аттракционами. В этом парке дети соревнуются в слуховых викторинах, играя в специальные игры. Дети также играют с клоунами Мажором и Минором и получают от этого огромное удовольствие.
Но случается непредвиденное: злая паучиха Пауза нападает на город. Оказывается , волшебник Кластер разозлился за то, что дети вернули голоса инструментам и послал Паузу нарушить порядок и в городе на холме Лад, Паучиха по указу Кластера опутала все паутиной и наступила зловещая тишина. И дети придумывают, как можно спасти город от зла и тишины (методика «Мозговой штурм»). Выбирается самый оптимальный вариант.
Педагог аккуратно подводит к мысли, что не нужно уничтожать паука (посмотрите, какие у неё добрые глаза, просто, видимо, с ней что-то случилось). Паузу надо убедить, что без музыки не может существовать даже она сама. Дети доказывают это, называя признаки паука. После чего все отправляются в путь к замку короля Регистра.
А находится этот замок не далеко – не близко, не высоко – не низко, а за глубокими морями и дремучими лесами. Пробираясь сквозь эти дебри, дети знакомятся высотой и качеством звуков, ищут ключи Скрипичный и Басовый для того, чтобы открыть ворота замка короля Регистра. Занятия проводятся в помещении, где можно с детьми поиграть в подвижные игры.
Возвращаясь туда, где обычно проводились занятия, дети встречают короля Регистра, он живет в замке на берегу реки Гаммы. Он рассказывает детям об определенных участках диапазона голоса или инструмента, имеющих отчетливые колористические и тембровые качества, играет с детьми в дидактические игры на определение тембров и регистров. И конечно же, не обошлось без волшебных сказок. У короля Регистра богатая библиотека, где есть аудиокниги со сказками на любой вкус.
Окунувшись в события дней минувших, дети знакомятся с музыкальными сказками («Колобок на новый лад», «Теремок на новый лад», «Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл «Муха цокотуха», «Три медведя» и.т.д.). Вместе с королем Регистром они инсценируют сценки из этих сказок и играют с героями сказок в театрализованные игры.
Сюжет этот обыгрывается в основном в воображении детей с использованием плана страны. Многие идеи по сюжету принадлежат самим детям, так как они активно принимают участие в игре воображения. Однако следует привлекать родителей, педагогов, детей других групп, чтобы какие-то сценки разыграть. Особенно это необходимо на теоретических занятиях для лучшего восприятия детьми информации. Желательно, чтобы беседы с детьми проводил не только педагог. Практические же занятия насыщены различного рода играми, поэтому перегружать их еще и театральными постановками не стоит, достаточно мультимедийного оборудования.
Тщательно продумывается форма проведения каждой игры, участие и взаимодействие детей (индивидуальное соперничество или игра в команде). Итоги по разделам программы подводятся подсчетом количества баллов в накопительной системе. Последнее же итоговое занятие с диагностическими заданиями можно провести в виде конкурсной программы с участием родителей, учителей и психолога. С учителями и психологом должно вестись тесное сотрудничество на протяжении всего времени занятий детей по этому проекту.
Автор: Ефанова Надежда Сергеевна, музыкальный руководитель 1 категории, МБДОУ №2 «Улыбка», г.Кызыл, Республика Тыва, стаж 11 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Какой замечательный проект, Надежда Сергеевна, просто зачиталась! Но для полного признания коллегами должно быть правильное его оформление: публикация практической части. И как-то насторожили меня "Продукты проекта"...
Здравствуйте Надежда Сергеевна! Вы просто фонтанируете своими идеями! Очень увлекательное путешествие по "Музыкальной Стране" Педагога, любящего свою работу, всегда отличает буйство идей и красочность преподнесения их воспитанникам. Но для конкурса, где педагоги делятся не только идеями, но и практическим материалом, методическими наработками в виде конкретной работы, этого недостаточно. Ваш проект рассчитан на год, так покажите план проведенной работы за этот период.Каких успехов Вы добились, каков результат? Дополните, пожалуйста, свой замечательный материал и Вы будете "обречены"на победу!
Как хорошо, что я не в жюри и могу выставлять оценку по критерию "мне нравится"! Конечно, для применения в работе хотелось бы более конкретной информации, но сама идея замечательная!
Уважаемая Надежда Сергеевна! У вас очень хорошая идея,но есть несколько замечаний. Конечно, диагностические карты, тесты, опросники по изучению семьи не являются продуктом проекта.Это теоретическое обеспечение проекта, методы способствующие реализации проекта.А вот продукта проекта, к сожалению нет.Нет конечного результата и выводов. Ведь любой проект предполагает презентацию результата. А в целом, очень интересная работа. Спасибо за участие! Удачи!
Надежда Сергеевна, Вашему художественному слову можно только позавидовать.С интересом познакомилась с Вашим опытом. Деткам повезло, ведь рядом педагог с таким творческим задором.Хотелось бы познакомиться с разработками этих замечательных игр, их в Вашей копилке должно быть много. И еще, может лучше назвать ваш опыт "Игры в музыкальной стране"?
Здравствуйте, Надежда Сергеевна! В вашем материале много интересных изюминок и открытий. Понимаю, что деткам очень нравиться такой вид деятельности. Мне же хотелось увидеть ту работу которую оказали вам родители, какие диагностические задания вы предложили? Желаю Вам удачи в конкурсе!
Здравствуйте всем! Спасибо за отклики и пожелания, я постараюсь учесть все написанное выше. Проект родился и применяется в работе только с сентября 2014 уч года ( а проект рассчитан на 1 учебный год), поскольку в этом учебном году я взяла тему по самообразованию "МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА". Понимаю, что без конечного результата и итогов проекту недостает целостности. Реализация близится к завершению, в апреле будут подведены итоги, и на моей странице все желающие ознакомятся с планом, заданиями,материалами,разработками занятий и даже авторским сборником игр, сочиненным для проекта. Не делаю этого сейчас по причине того,что мне не хотелось бы, чтобы мой материал был позаимствован и присвоен кем то еще,поскольку непорядочных людей предостаточно.Что касается названия проекта,то оно мне попросту нравится, Музыкальная стана в переводе на русский язык, все более чем понятно,да и детям нравится, звучание необычное,тем более что некоторые детки изучают английский, им только на пользу пополнить словарный запас.
Уважаемая, Надежда Сергеевна! Очень увлекательное путешествие, очень интересные творческие идеи, но есть и технические замечания:
1. Целей много и они глобальны (развить все) с результатом (продуктом) никак не связаны.
2. Задачи сформулированы не корректно.
3. Путаница с участниками проекта: в Приложении "Дети от младшего до старшего возраста", а в описании "Дети старших возрастных групп".
4. Содержание это сказка, а должна быть структура (можно в таблице).
На мой взгляд, у Вас отличные идеи их нужно грамотно оформить.
Желаю удачи в конкурсе и творческих успехов!
Уважаемая Надежда Сергеевна! Поздравляю Вас с выходом в финал третьего этапа конкурса! Желаю удачи
Уважаемая Надежда Сергеевна! Поздравляю с выходом в финал. Дорогу осилит идущий! Удачи!
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!