Международные и Всероссийские конкурсы
Победитель Всероссийской конференции «Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Музыкальные занятия, занятия по хореографии и в театральной студии в рамках дошкольного образования, с нашей точки зрения, служат, прежде всего не тому, чтобы научить детей петь, танцевать, играть на сцене. Это, как ни странно звучит, только частные задачи той или иной сферы эстетического воспитания детей.
Художественно-эстетический блок в целом направлен на формирование общей ценностной культуры подрастающего поколения, развитие и совершенствование физического и психологического состояния детей, раскрытие творческих способностей.
Говоря более простым языком, необходимо понимать, что пение на музыкальных занятиях в детском саду – это не самоцель, а способ тренировки и развития речевого аппарата, расширения лексического запаса, формирования правильной интонации и общей грамотности, что наиболее актуально в настоящее время, когда так много детей с речевыми нарушениями разного характера.
Что, например, танец в парах – это, прежде всего, один из способов коммуникативного развития детей, где целью является взаимодействие с партнером, определение в паре главного, помощь партнеру невербальным средствами (мимика, жесты, движения, взгляды), развитие пространственного мышления и т.д.
А сценическое мастерство необходимо не только и не столько для театральных постановок и праздников в детском саду, а помогает детям повысить самооценку, учит ораторскому мастерству, умению держаться перед публикой, развивает компенсаторные умения общения. И это только вершина айсберга под названием «художественно-эстетическое развитие».
Как следует из вышесказанного, музыкальный руководитель, хореограф и руководитель театральной студии имеют достаточно точек соприкосновения, поэтому взаимодействие данных специалистов в рамках всего процесса обучения – это залог гармоничного и всестороннего развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Все специалисты имеют определенный круг задач, реализуемых только средствами одной специальности – музыки, хореографии или театра, однако у всех есть области пересечения, где аккумулированы задачи, для решения которых наиболее продуктивно будет объединить усилия нескольких областей искусства.
Ниже представлены некоторые примеры общности целеполагания:
1. Музыкальный руководитель и руководитель театральной студии:
2. Музыкальный руководитель и хореограф:
3. Хореограф и руководитель театральной студии:
4. Три специалиста:
Таким образом, мы видим, что добиться максимального результата для достижения общих целей можно в рамках взаимодействия музыкального руководителя, хореографа и руководителя театральной студии. В ином случае, можно говорить о печальном опыте, описанном в басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука» – у каждого в отдельности цели благородные, однако общее дело – в нашем случае, формирование самодостаточной и всесторонне развитой личности – страдает. При работе с детьми следует быть максимально последовательным, точно очерчивать круг задач и требований, чтобы не потерять их доверие и максимально эффективно использовать каждую минуту совместной работы, превращая ее в творчество.
На основании вышесказанного, мы с коллегами в 2017-2018 уч.г. разработали совместную программу по реализации художественно-эстетического блока в ДОУ. Программа предназначена для детей подготовительной группы (6-7 лет), за основу планирования был взят календарь народных праздников. В соответствии с этим каждый специалист отбирал материал для работы с детьми: пословицы, поговорки, прибаутки, русские народные игры, хороводные танцы и другое. На стадии планирования мы определили основной материал, используемый на занятиях, а так же аспекты, которые необходимо отработать каждому специалисту в отдельности.
В качестве примера мы предлагаем небольшую музыкально-театральную зарисовку «Кострумушка» по мотивам народных осенних праздников, которая была частью осеннего праздника детей подготовительной группы.
Действующие лица: коробейники, Бабки-Ежки, Кострумушка, девушки-красавицы
Атрибуты: короба для коробейников с товаром (платки, деревянные ложки, муляжи овощей), русские народные музыкальные инструменты (трещотки, свистульки, коробочки), парики и накидки для Бабок-Ежек.
Дети появляются, держась за руки. Идут цепочкой, выстраиваются в полукруг. Говорят по ходу слова:
Поспешите все сюда
Осень в гости к нам пришла
Будем все шутить, смеяться,
Удивляться, забавляться.
Пришла Кострумушка урожайная
Для людей уважаемая.
Кострумушка: Тень-тень, потетень, Я сплету из вас плетень.
Танец «Заплетися, плетень».
Кострумушка: Люди! Дождь в сентябре предвещает теплую осень… А знакомы ли вы хоть с одной Бабой-Ягой? Нет? А я знаю троих, очень милых, хороших и добрых Бабок-Ежек. Встречайте, Красноволоска! Ражепатлатка! Желтая Кудряшка!
(Выбегают три Бабки-Ежки).
Ражепатлатка: Сейчас мы закликнем ваш дождь. Красноволоска, давай, начинай.
Красноволоска: Дождик, дождик, перестань,
Куплю тебе сарафан!
Останутся деньги —
Куплю тебе серьги,
Останутся пятаки —
Куплю тебе башмаки!
Эх, ничего не получилось. Ражепатлатка, давай ты попробуешь.
Ражепатлатка: Не иди, не иди, дождичек,
Сварю тебе борщичек!
Поставлю под сенцами,
Накрою полотенцами,
Будет борщик остужаться,
Будет дождик униматься.
И у меня ничего не выходит. Выручай, Желтая Кудряшка!
Желтая Кудряшка: Дождик, дождик,
Кап, кап, кап,
Замочи дорожки,
Все равно гулять пойдем.
Мама, дай калошки!
Все трое: Ай, ничего не получилось. Да ну, вас! (Убегают).
Кострумушка: Коробейники мои, вставайте, ярмарку открывайте.
Коробейники (поднимают короба):
Мы нашу ярмарку открываем,
И веселье начинаем!
Подходите, покупайте,
Поскорее разбирайте:
Овощи, самовары, сушки,
Всяки разные игрушки.
Наша ложка хоть куда,
Ею можно без труда
Кашу есть и по лбу бить,
Продадим вам, так и быть!
Все товары хороши
Для Кострумушки-души,
Тары-бары-растабары,
Расторгуем все товары!
Кострумушка: Тень-тень, потетень.
Я сыграю вам теперь.
Русско-народная игра «Кострома». Все участники берут музыкальные инструменты и встают в круг, Кострумушка стоит в центре. Дети отворачиваются из круга.
Все хором: А где ты, моя Кострома,
А где государыня моя?
Дома ли, Кострома?
Кострумушка: Дома.
Дети поворачиваются, хором: Что делаешь?
Кострумушка: Картошку копаю (сначала имитируем движения по тексту – «картошку копаем», потом импровизация с музыкальными инструментами под музыку).
Все хором: А где ты, моя Кострома,
А где государыня моя?
Дома ли, Кострома?
Кострумушка: Дома.
Дети поворачиваются, хором: Что делаешь?
Кострумушка: Грибы-ягоды беру (сначала имитируем движения по тексту – «грибы-ягоды беру», потом импровизация с музыкальными инструментами под музыку).
Все хором: А где ты, моя Кострома,
А где государыня моя?
Дома ли, Кострома?
Кострумушка: Дома.
Дети поворачиваются, хором: Что делаешь?
Кострумушка: Вас ловлю (на последние слова Кострумушки все должны присесть, кто не успел – выходит из игры; затем под музыку Кострумушка уводит всех детей за собой).
Методические рекомендации по подготовке совместной работы специалистов в рамках проекта
1. Предварительный этап/ планирование:
2. НОД: приемы и технологии:
В этом блоке мы собрали основные приемы, технологии, игры, упражнения, использованные нами для достижения поставленных задач.
Музыкальный руководитель:
Хореограф:
Руководитель театральной студии:
3. Заключительный этап/совместная НОД
Последние два занятия перед итоговым мероприятиям планируются таким образом, чтобы присутствовали все три специалиста, каждый из которых, наблюдая работу коллеги, выступает в роли зрителя, а так же может подсказать интересные решения с точки зрения своего опыта и особого взгляда на общую концепцию.
Дети также являются активными участниками: они обсуждают свой выход, предлагают движения, пробуют меняться местами с партнерами. Так например, сценарная идея про дождик и Бабок-Ежек принадлежала как раз нашим юным актерам и пришла она им в голову, когда мы обсуждали «дорогу на ярмарку».
Таким образом, мы хотим еще раз отметить преимущества проектного метода работы, представленного выше:
В заключении мы еще раз призываем всех коллег творить, искать новое, прислушиваться к детям, потому что, в конечном счете, весь процесс воспитания и обучения в ДОУ направлен на раскрытие способностей и развитие творческого потенциала наших детей.
Разработку представила Овсянникова Маргарита Александровна, музыкальный руководитель МАДОУ 53 г. Томска.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.