Международные и Всероссийские конкурсы
Победитель Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Задачи:
• Образовательные:
Вызвать у детей интерес к таким зимним явлениям, как снежная метель, вьюга, пурга, вихрь.
Познакомить с тем, как поэты и композиторы отражали эти явления в своем творчестве.
• Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное переживание необычного состояния зимней погоды, стремление соотносить восприятие живописного пейзажа литературного и музыкального произведения с собственным опытом.
• Развивающие:
Развивать отзывчивость на поэтические, музыкальные образы, сопереживание им, желание дополнить свой пейзажный рисунок услышанным, прочувствованным.
Развивать творческие способности, фантазию детей.
• Технические:
Закреплять навыки рисования гуашью способом 1) набрызга; 2) поролоновыми тычками; 3) большой, жесткой кистью; 4) наложения манки на клей.
• Речевые: Развивать умение формировать эмоционально-эстетические суждения, оценки, обогащать образную речь детей. Ввести в активную речь понятия: вьюга, буря, метель, пурга, вихрь.
Материал: гуашь белая, большие жесткие киста, тычки с поролоном, зубные щетки, клей, манка, запись музыки: П.И.Чайковского «Февраль»; В.А.Моцарт «Симфония №40».
Подготовительнаа работа. Чтение литературных произведений о буране, вьюге, метели, пурге. Отрывки из повести «Чук и Гек» А.Гайдара. Сказки: «Снежная королева» Г.Х.Андерсена, «Двенадцать месяцев» С.Маршака и др. Наблюдения на прогулках. Рассматривание иллюстраций.
Дети рассаживаются на стульчиках на ковре. Воспитатель обращает внимание на зайчика, спрятанного под белым покрывалом.
Воспитатель: Посмотрите, дети, кто-то здесь прячется, сидит, дрожит. Давайте посмотрим, кто это? (Достает зайчика). Дети, кто это? Тише, не пугайте его. Сейчас я у него узнаю, почему он так дрожит. (Прикладывает к уху).
Воспитатель: Говорит, что бегал по лесу, искал что ему поесть, а на его след напала лиса, вот-вот найдет и съест его. Давайте поможем зайчику. Предлагайте как.
Воспитатель подводит детей к решению, что зайчика можно отправить в тот лес, который они нарисовали. Лес – родной дом зайчика, где он привык жить, а его следы можно замести с помощью метели, вихря, вьюги, пурги, бурана.
Воспитатель: Учить нас всеми этому будет волшебница – кисточка. Сейчас я ее позову:
Крибле-крабле-бис
Фея-кисточка появись!
(Достать кисточку).
Воспитатель: Дети, поздоровайтесь с феей. (Посмотреть на нее, поставить на подставку). Послушайте, что мне рассказала кисточка.
Зимой бывает разная погода – и солнечная, и пасмурная. Но иногда – бывают дни, когда дует сильный ветер, он поднимает с земли снег до небес, и тогда ничего, кроме этой белой пелены, не видно. Люди называют это погодное явление – метель, вихрь, вьюга, пурга, буран. Звери в лесу в такую погоду ищут укромное местечко, где-нибудь под корягой или под корнями упавшего дерева, или в кустиках, и пережидают такую непогоду – снег и ветер.
Очень славится метелями, бурями, пургой зимний месяц – февраль. Помните, в сказке «Двенадцать месяцев» он приказал ветрам, бурям, ураганам дуть, что есть мочи, а к ночи разыграться вихрям, вьюгам и буранам. Кружиться, дымиться и взбивать летучие снега?
Выполняя её приказ:
Поднялись ветры буйные,
Сошлись с ураганами,
В полях, лесах, играючи,
Запели, закружилися. (С.Дрожкин)
– Что сделали ветры буйные? Вот еще стихотворение И.Никитина, послушайте:
Зашумела, разгулялаеь
В поле непогода
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога;
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу.
Поднялась пыль да вьюга
Не видать и свету.
– Что стало со следом на дороге? А вот еще стихотворение Ф.Шкулаева:
Снег сыпучий, будто тучи,
Расстилался по земле...
Сосны пели и шумели...
Вьюга плакала во мгле...
– Что делала вьюга? А вы знаете стихи про вьюгу, метель, вихрь, буран? (Дети рассказывают стихи).
Легкой дымкой, невидимкой
Разгулялася пурга
И скрывала покрывалом
Холмы, долы и луга... (Ф.Шкулаев).
Вьюга, завывая,
Сыплет пылью снеговой,
Грустно душу наполняет
Ветра дикий, грозный вой. (С. Фруг).
Буря мглою небо кроет;
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. (А.Пушкин).
Воспитатель: Мгла – это, когда плохо видно.
Мчатся тучи, вьются тучи.
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (А.Пушкин)
Воспитатель: О чем говорилось в этих стихотворениях? Кто что услышал, запомнил? (Ответы детей).
Итог: Так поэты отражают вьюгу, метель, пургу, буран в своих произведениях.
А сейчас фея-кисточка вам предлагает представить как эти явления отражаются в музыке. Представьте то, о чем вам расскажет музыка П.И.Чайковского «Февраль». Закройте глазки и послушайте произведение.
♫ Прослушивание произведения П.И.Чайковского «Февраль».
Воспитатель: О чем вам рассказала музыка? Что вы представили? (Ответы детей). А теперь кисточка-волшебница хочет превратить вас в легкие, воздушные, ветерку послушные снежиночки. Слушайте внимательно музыку, она вам подскажет движения.
Достали ленточки из-под стульчиков, вышли в середину. Подальше друг от друга, чтобы не мешаться.
(Убрать столик с зайчиком. Взять в руки кисточку).
Крибле, крабле джаю –
Вас в снежинки превращаю!
Повернулись вокруг себя, теперь вы снежинки.
♫ Физкультминутка «Метелица».
Воспитатель: Запорхали, как снежинки. (Дети по своему желанию выполняют разные движения. В конце музыки присесть). И на землю улеглись.
(Обращает внимание на зайчика. Взять в руки).
Воспитатель: Зайчик продолжает дрожать и бояться, что лиса найдет его по следу. Давайте ему помогать. Вы теперь знаете из стихов и музыкальных произведений, что такое вьюга, метель, пурга, буран, давайте все это нарисуем. Положите ленточки на стол, возьмите стульчики и поставьте каждый рядом со своим рисунком. Разверните их к доске.
(Взять с собой зайчика и кисточку. Дети садятся лицом к доске).
Воспитатель: Как хорошо мы с вами нарисовали каждый свой кусочек леса. А если соединить все рисунки вместе, то получится один большой лес. Вот там и будет прятаться наш зайчик, а его следы вы сейчас постараетесь замести. Будете рисовать метель, вьюгу, буран, пургу. Волшебница-кисточка предлагает вам нарисовать необычным способом, а по-волшебному: одни будут рисовать набрызгом, другие тычком, с помощью поролона, третьи – большой кистью, четвертые – будут обсыпать манкой.
Помните: всем детям, кроме тех, которые будут рисовать набрызгами, нужно изобразить вихревые потоки воздуха со снегом. Рисовать надо круговыми движениями, закруживая снег.
Чтобы снежные потоки у вас получились как настоящие – легкие, воздушные, – рисовать нужно почти сухой кисточкой, поролоном. Чтобы не было – помарок, первые пробные мазки нужно делать на рабочем листочке. Не зарисовывайте свои рисунки. Мазки должны быть легкими, прозрачными.
Поворачивайтесь к своим рабочим местам и приступайте к работе.
(Дети рисуют под музыку).
Анализ детских работ
Выставлять работы детей по мере их выполнения на доску.
Воспитатель: Зайчик, тебе понравились рисунки детей? (Зайчик кивает головой).
Рассказать о некоторых работах, похвалить их способы рисования, выделить какие-то особенности.
Зайчик благодарит детей за работы, говорит, что теперь ему не страшно, лиса его следы не найдет.
(Раздается стук в дверь, со спины детей. Воспитатель быстро убирает зайчика в пустую коробку.)
Воспитатель: Ой это наверное лиса к нам стучится. Посмотрите, а зайчик-то исчез. Это волшебница-кисточка отправила его в ваш лес. Теперь-то ему не страшна лиса. Она его не найдет. А за ваше доброе дело волшебница-кисточка приготовила вам угощение.
Разработчик занятия: Глазунова Наталья Васильевна, воспитатель, детский сад №184, г. Саратов.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Отличные работы получились у ребят! Хорошо продумано и прописано открытое занятие! Возьму себе в копилочку!
Замечательная работа! Интересная! Наглядная ! А рисунки выше всех похвал!