Регистрация

НОД «Их трели в музыке слышны» (с ИКТ)

  • 9 января 2015

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»

 Сценарий НОД рассчитан на детей подготовительной к школе группы ДОУ (6-7 лет).

Цель: Воспитание понимания чувства прекрасного в музыке, природе, народном творчестве на основе принципа их единства.

Образовательные задачи:

  • ознакомление детей с голосами и пением птиц в природе;
  • закрепление знаний детей о голосах и возможностях музыкальных инструментов : скрипка, флейта, арфа, фортепиано, народных инструментах ( балалайка , дудочки, гудочки , окарина и т.д.);
  • восприятие шедевров мировой классики по данной теме.

Развивающие задачи:

  • развитие музыкального мышления на основе ассоциаций с природой;
  • развитие эстетического восприятия окружающего мира;
  • развитие познавательных и творческих способностей детей.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес детей как к природе, так и к музыке;
  • приобщение к музыкальной культуре;
  • обогащать музыкальный словарь детей, расширять их кругозор.

Материал и оборудование: фото соловья, кукушки, жаворонка, скворца; портреты композиторов: А.Алябьева, М.Глинки, Л.К.Дакена, Ж.К.Рамо; фонограммы голосов птиц в природе, музыкальных произведений классиков по теме; ДВД проигрыватель, мультимедиа.

Предварительная работа:

  1. Знакомство детей с певчими птицами средней полосы на НОД "Познание окружающего мира" в течение года.
  2.  Беседа о композиторах классиках, создавших мировые шедевры.
  3. Знакомство с музыкальными инструментами( по программе музыкального воспитания)
  4. Беседа о выразительных свойствах музыки ( "Музыка и природа" О.Радыновой).
  5. Разучивание песни "Кукушка" из репертуара шоу группы "Улыбка", закличек из русского народного фольклора.
  6. Просмотр презентаций "Голоса птиц в природе", " Птицы и музыка".

Методические приемы:

Мотивационно побудительный этап:

  • создание ситуации занимательности;
  • загадки по теме, восприятие звуков природы;

Организационно- поисковый этап:

  • Постановка проблемы.
  • Открытие нового знания: наглядный (показ изображения птиц и одновременное звучание их голосов), практический(восприятие фрагментов классических произведений) сопоставление звучания ;словесный (беседа. рассказ, вопросы поискового характера, ответы детей).

Заключительный этап:

  • Усвоение детьми новой информации;
  • Осмысление: анализ занятия;
  • Поощрение.

Ход занятия

Мотивационно-побудительный этап: на экране мультимедиа - лес , звучащий множеством голосов птиц , их перекличкой.

Муз. рук: Как удивительно красиво звучат лесные голоса! Настоящая музыка леса! Непонятная нам перекличка множества птиц... Давайте послушаем!

Как прекрасна наша природа, сам лес, наполненный солнцем, скользящим по ветвям деревьев и, конечно, музыка природы!. Птиц называют украшением природы!. Ребята, а вы можете назвать чье пение вы услышали?...Я вам помогу, загадаю загадку.

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней,
Кто же это?

Дети: Соловей.

Видео пения соловья в природе.

Муз. рук. Ребята , замечательный русский композитор Александр Алябьев на стихи Антона Дельвига очень давно написал красивую музыку - романс "Соловей"

Звучит романс в записи (фрагмент).

Муз. рук: Конечно , вы услышали трели в музыке, ведь она подражает голосу соловья. Романс исполняет высокий женский голос, сопрано. А на каком инструменте можно исполнить такие высокие звуки? Дети: Скрипка, флейта, окарина.

Муз. рук: Правильно. Следующая загадка:

О потомстве все хлопочут,
Ну а эта мать не хочет!
Прыгнула с высокой ветки
И яйцо - в гнездо соседки!
Вновь кукует на опушке
Пестренькая ... (Кукушка)

Видео запись пения кукушки в природе. 

Муз. рук: Голос кукушки вряд ли спутаешь с каким -либо другим! Его легко повторить. Давайте попробуем! Споем попевку "О чем поешь, кукушечка?-(Дети)-Ку-ку, ку-ку,ку-ку! А теперь послушаем пениептицы в произведении французского композитора К.Л.Дакена. Оно так и называется "Кукушка"

Запись "Кукушка" К.Л.Дакена (поисковая ситуация). 

Муз. рук: Вы услышали "кукование" Дети : "Да!"

Муз. рук: А сейчас мы с вами исполним песню Андрея Варламова "Кукушка"и будем двигаться по кругу, "путешествовать".

Запись песни "Кукушка"(группа "Улыбка"). Дети исполняют песню и энергично проходят змейкой, выходят на круг.

Воспитатель: ребята, а куда мы попали? (На экране видео луга. ) Правильно, мы вышли на луг.

Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Рано выпорхнув спросонок,
Кто поет нам? (Жаворонок)

Звучит пение жаворонка (запись).

Воспитатель: Да, жаворонок бывает лесной , но чаще полевой. И умеет петь, находясь высоко в небе "между небом и землей"...Мы с вами присядем и послушаем...

Муз. рук. Музыка Михаила Ивановича Глинки на слова Н. Кукольника , романс "Жаворонок"

Звучит романс "Жаворонок" М.Глинки

Муз. рук: Характер музыки напевный, грустно - печальный. Мелодия ? Дети: Красивая, нежная, задушевная. Слова рассказывают о жаворонке, маленькой птичке, поющей очень звонко. А как на Руси закликали птиц? Дети: Жаворонки прилетали первыми, люди придумали много песенок- закличек , чтобы скорее наступила весна. А также лепили жаворонков из глины и теста, выходили в поле и закликали птиц.

Воспитатель: А давайте исполним с вами закличку про жаворонка!

Дети хором исполняют "Жаворонушки".

Воспитатель: Отгадайте, какая еще птица прилетает весной?

Отступили снега и метели,
Птицы с юга домой прилетели.
Кружат, трели разводят певцы.
Кто весну прославляет? (Скворцы)

Воспитатель: Правильно. Сейчас мы с вами поиграем в игру "КОШКА И СКВОРЦЫ"
Один ребенок “кошка”, 6 — 8 детей - “скворцы”(одевают шапочки. )Остальные дети по 5 — 6 человек берутся за руки и образуют кружки — “скворечники”. В каждом размещается по 2 “скворца”. “Кошка” находится в стороне. Звучит веселая музыка “скворцы” летают по комнате врассыпную. С окончанием музыки появляется “кошка” и старается поймать “скворцов”. “Скворцы” прячутся в “скворечнике”. В одном скворечнике могут находиться только два “скворца”. Пойманного “скворца” “кошка” уводит в свой дом. Игра повторяется сначала.

Воспитатель: В заключении мы услышим музыку - загадку. Слушайте! Что нового вы услышите?

Звучит "Перекличка птиц" Ж.Ф.Рамо (оркестр русских народных инструментов)

Дети отвечают : Как и в лесу, в музыке мы услышали перекличку голосов в исполнении музыкальных инструментов. Услышали трель соловья и жаворонка , интонации пения кукушки. Это очень радостная и красивая музыка.

Муз. рук: Молодцы, правильно. Музыка и природа взаимосвязаны. Музыканты - композиторы сочиняют музыку, подсказанную им природой ! Вы теперь и в лесу не растеряетесь, узнаете по голосу птичку , и на концерте услышите в музыке трели птиц!

Мне приятно подарить вам в конце занятия маленьких птиц ( игрушки)для вашего музыкального уголка, ведь птицы--наши друзья и украшение природы! До свидания, до новых встреч!

Под музыку "Перекличка птиц" Ж.Ф.Рамо, дети прощаются и друг за другом уходят.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

  • Аудиозаписи: "Голоса леса", голоса в природе кукушки, соловья, жаворонка;
  • Романсы: "Соловей" А.Алябьева, "Жаворонок "М.Глинки;
  • "Кукушка" К.Л.Дакен, "Перекличка птиц" Ж.К.Рамо; muzofon.com;
  • Загадки: kladraz.ru.
  • О.П.Радынова "Природа и музыка"
  • М.Картушина "Вокально-хоровая работа в ДОУ"
  • Иллюстративный материал: images. yandex.ru;
  • Видео материал:- YouTube www.youtube.com/watch?v=RF15XeknRCw, smotri.com/video/view/?id=v4776985a6c и др.

Рисунки детей после занятия. Фото птиц на занятии.

Экспозиция наглядного материала по теме "Птицы и музыка".

Автор: Фролова Александра Яковлевна, музыкальный руководитель 1 квалификационной категории, педагогический стаж 18 лет. МБДОУ Центр развития ребенка -детский сад №47"Радуга", п. Правдинский Пушкинского муниципального района Московской области.

4.5 из 5 звезд
(голосов: 18, сумма баллов: 81)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (31)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Любовь Владимировна 10.01.2015 в 16:47

Здравствуйте, Александра Яковлевна.Приятное,доступное для детей занятие.Немного непонятна фраза "Воспитание понимания чувства прекрасного в музыке" - может быть,было бы правильней "формирование"? Но эта мелочь не снижает всю целостность занятия.

Александра Яковлевна 11.01.2015 в 21:25

Большое спасибо, 160 человек нашего МБДОУ это все мои воспитанники, любимые мною. Поэтому просто научить чувствовать скорее всего, ведь сначала был звук, а слово позднее (из библии)

Светлана Александровна 10.01.2015 в 17:21

Александра Яковлевна, спасибо за добротную работу, материалы занятия логично выстроены, доступны, и что особенно тронуло, эстетично и со вкусом оформлены, удачи Вам и вашим воспитанникам!

Александра Яковлевна 11.01.2015 в 21:25

Большое спасибо!

Татьяна Николаевна 10.01.2015 в 19:20

Здравствуйте, Александра Яковлевна. Вот такими должны быть занятия по приобщению к музыкальной культуре. Дети очень любят музыкальные занятия, но если они так разработаны и используются разнообразные приёмы - это только во благо! Спасибо. Вам 5!

Александра Яковлевна 11.01.2015 в 21:28

Большое спасибо,но как ни странно , опыт 35 педагогических лет!

Любовь Николаевна 12.01.2015 в 17:53

Уважаемая Александра Яковлевна! Спасибо Вам за проделанную работу и предоставление материала на конкурс! Подход творческий, с изюминкой! Небольшое замечание: по своему опыту знаю, что дети, хотя и подготовительной группы, невнимательно воспринимают большое количество(больше трех) репродукций, в Вашем случае портретов композиторов. В конце занятия лучше бы сами дети сделали самоанализ, по- научному рефлексию. Желаю Вам дальнейших творческих успехов, музыкальных детей и, конечно, победы!

Александра Яковлевна 12.01.2015 в 19:05

Большое спасибо за профессиональный комментарий. В данном случае(Перекличка птиц Ж. Рамо) -четвертый композитор , но его нельзя было исключить, т.к мы начали занятие с пения множества птиц и непременно надо было услышать перекличку у Рамо, как итог всего занятия и как подтверждение , что многоголосие тоже воспринимается детьми нормально, как в жизни! Для меня это и есть результат(самоанализ) : слышат 1 голос, умеют его выделить из многих, слышат сразу много голосов и в природе, и в музыке! Но процент слышащих детей даже в школе увы, невысок. Большое спасибо за пожелания!

Анна Николаевна 12.01.2015 в 19:23

Всегда поражаюсь способностью людей слышать и понимать музыку без слов, подумаю как применить материалы Вашего занятия в своей практике, отличная работа!+5!

Энглена Александровна 16.01.2015 в 20:30

Отличное занятие, спасибо за полезный опыт!

Ольга Ивановна 17.01.2015 в 14:32

Большое спасибо! Возьму вашу идею для урока по окружающему миру!

Олеся Викторовна 17.01.2015 в 20:37

важаемая Александра Яковлевнбо ! Спасибо за работу! На занятии вы развиваете умение слушать музыку, ассоциировать, развиваете в детях чувство прекрасного. Занятие динамичное, познавательное. Удачи Вам в работе и конкурсе!

Олеся Викторовна 17.01.2015 в 20:41

Уважаемая Александра Яковлевна! Ради Бога простите за ошибку!

Татьяна Борисовна 18.01.2015 в 16:58

Хорошая работа, пять!

Галина Викторовна 25.01.2015 в 12:54

Уважаемая Александра Яковлевна! Интересно познакомиться с данным сценарием. Воспитание понимания чувства прекрасного в музыке - высочайшая цель. Думаю, многие коллеги, музыкальные руководители, могли бы для себя взять Ваш опыт.Фото композиторов и птиц лучше было бы разместить в презентации, так сказать, использовать ИКТ в занятии. Спасибо! Вам 5 за конспект. Удачи!

Ольга Юрьевна 30.01.2015 в 15:41

Уважаемая Александра Яковлевна, ваше занятие очень понравилось! Спасибо за творческий подход и использование разнообразных приемов- 5.

Марьяна Богдановна Муравлева 01.02.2015 в 23:39

Уважаемая Александра Яковлевна! Ваша работа мне очень понравилась так как прописано методическое сопровождение, видна интеграция образовательных областей, большой дидактический материал, а особенно понравилась Ваша любовь к своему "делу". Желаю Вам удачи в конкурсе и творческих успехов!

Ануфриева Ирина Викторовна 07.02.2015 в 01:19

Уважаемая Александра Яковлевна! Шикарное занятие (извините за эмоции), что особенно понравилось: материалы занятия эстетично оформлены, со вкусом. Практически значимая работа, из которой видно, что вы творческий человек, любящий то, чем занимаетесь! Удачи Вам!.

Туманова Екатерина Леонидовна 13.02.2015 в 10:40

Александра Яковлевна, только посмотрев рисунки детей, можно уже сделать вывод о том, что занятие очень интересное. Через обратную связь (это рисунки детей) видно, что Вы очень ответственно и внимательно подошли к разработке данного мероприятия. Творческих Вам успехов, новых идей и высоких результатов!

Александра Яковлевна 14.02.2015 в 02:03

Уважаемые коллеги! Огромное спасибо за ваши оценки. советы, добрые пожелания!

Олеся Викторовна 17.02.2015 в 14:28

Уважаемая Александра Яковлевна! Поздравляю со званием лауреата! Дальнейших творческих успехов!

Любовь Владимировна 18.02.2015 в 03:53

Поздравляю Вас!

Галина Викторовна 18.02.2015 в 12:10

Александра Яковлевна, поздравляем со званием лауреата. Удачи!

Александра Яковлевна 20.02.2015 в 21:33

Огромное спасибо за поздравления , неожиданно. но радостно назваться лауреатом. Всем удачи!

Любовь Николаевна 21.02.2015 в 13:02

Александра Яковлевна! Поздравляю Вас с маленькой победой, со званием лауреата! Желаю Вам творческих успехов в музыкально - педагогической деятельности, повышать свой профессионализм!

Александра Яковлевна 22.02.2015 в 12:44

Большое спасибо за добрые слова! Удачи Вам!

Нагорная Мария 28.02.2015 в 14:50

Поздравляю Вас со званием лауреата!

Любовь Владимировна 27.04.2015 в 18:28

Александра Яковлевна!Поздравляю с победой!
"... Уж с музыкой нам не проститься…
А в том и её красота,
Что в музыке – ветер, и птица,
И волны, и женщина та…"

Александра Яковлевна 14.05.2015 в 00:38

Огромная благодарность за все оценки, советы. пожелания в мой адрес. Спасибо судьям за их терпенье и работу. Отличный сайт, "прозрачный", прекрасный для общения. А для Вас,Любовь Владимировна, мой экспромт."К Музыке"

Как часто мы в порыве вдохновенья,
Услышав вновь любимых звуков ряд,
Участвуем в таинстве единенья,
Когда душа и сердце говорят.
Пусть нам дано одно предназначенье —
Творить , о Музыка, на благо бытия.
Но нет во мне ни капельки сомненья:
О, Музыка , и в сотый раз я б выбрала тебя!

Елена Елена Елена 16.09.2020 в 06:38

Хороший конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 07:24

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!