Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Я приглашаю вас в удивительный мир детского театра.
Театр – это яркие положительные эмоции, благодаря которым мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей ребенка, обогащать и развивать его личность.
Главная цель моей работы с детьми – развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста. Я нашла единственно правильный и эффективный, интересный для себя и детей способ реализации этой цели – организацию театральной деятельности в детском саду. В этом направлении я работаю на протяжении уже нескольких лет. За это время я и мои воспитанники, при помощи коллег и родителей – мы вместе построили наш детский театр.
Здание нашего театра прочно держится на основных принципах:
В окошках нашего театра вы видите весёлые лица ребятишек, они как бы приглашают нас войти. Давайте поднимемся по этим ступеням, войдем в гостеприимные, широко отрытые двери и погрузимся в волшебный мир театральной деятельности в детском саду.
Занятия с детьми в нашем театре строятся на использовании театральной педагогики, адаптированной для детей, в ней увеличены игровые моменты. Работа ведется по следующим направлениям:
Каждое направление решает группу задач.
Культура и техника речи. Не только для актеров – для всех людей необходимо владение внятной, связной, правильной, грамотной и красивой речью. На занятиях театральной деятельностью происходит совершенствование речевого аппарата детей, развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, дикции, развитие речи. Мы используем разный материал: артикуляционные гимнастики для губ и языка, скороговорки, чистоговорки и стихи, упражнения на дыхание и голос, на интонационную выразительность.
Ритмопластика. Этот раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные развивать координацию движений, учить создавать образы животных с помощью пластики и помочь обрести детям ощущение гармонии своего тела с окружающим миром.
Основы театральной культуры. Театр – это не только прелставление, но ещё и целый мир новых слов и понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это «сцена», «занавес», «кулисы». Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах по русским народным сказкам.
Сказка радует и нас, взрослых, оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием к слабому. Сказка воспитывает нравственность, ведь через сказку дети впервые прикасаются к пониманию добра и зла, трудолюбия и лености, любви и ненависти и другим нравственным понятиям. Легко драматизируются любимые детьми сказки «Репка», «Колобок», «Теремок».
В старшей группе с детьми уже можно создавать полноценные спектакли по сказке. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из героев, тем самым приближается к культуре своего народа, к нашей системе ценностей, к русскому менталитету. А с каким удовольствием дети переодеваются, создавая новый образ! Композиция создается детьми в основном для зрителей-детей. Поэтому в зале всегда царит особая атмосфера доверия ко всему, что происходит на сцене. Она объединяет и исполнителей и зрителей в едином творческом порыве.
Занятия театральной деятельностью требуют от детей систематичности в работе, трудолюбия, решительности, настойчивости в достижении цели, а это ведет к развитию волевых качеств личности, что является неплохой базой не только для последующего обучения в школе, но и для успешности в дальнейшей жизни.
Как невозможно построить большое и красивое здание в одиночку, так и нельзя создать театр одному. Увлеченные, творческие работники нашего детского сада с удовольствием сами исполняют разные роли в развлечениях и досугах, театрализованных занятиях, на праздниках, и, конечно, привлекают детей к театральной деятельности. За это время нами накоплен немалый опыт, а костюмерная пополнилась яркими, красивыми костюмами.
Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно-прикладного искусства. Убеждена, только в процессе театральной деятельности возможно всестороннее развитие творческой личности ребенка. Театральное воспитание помогает выявить и подготовить наиболее одаренных, способных детей. Пусть они не станут великими актерами, но, безусловно, вырастут яркими, талантливыми, творческими личностями.
У наших ребят в процессе театральной деятельности формируются новые умения и навыки:
Процесс создания сказки настолько увлекает детей, что они знают слова друг друга, поют песни из спектакля и на прогулке, и в вечернее время, поставив книжки на стол и имитируя игру на пианино, и даже дома. На диаграмме вы видите, как увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний и умений по всем разделам театральной деятельности по сравнению с началом учебного года.
К зданию нашего детского театра ведут разные дорожки. Дорожка связи с родителями выложена розовыми камешками. На них представлены все виды работы с родителями воспитанников:
Эта дорожка первоначально имела одно направление – от детского театра к родителям. Но постепенно родители начали понимать необходимость театральной работы в детском саду, увидели развитие детей и интерес к такой деятельности, и стали активно нам помогать в подготовке спектаклей, их оформлении, подборе атрибутов.
Другая дорожка – связь со школой и Домом детского творчества. Со школой нас во многом связывает то, что в группу ходят дети педагогов из МБОУ Лосевская СОШ №1, тоже люди увлеченные и открытые для помощи нам. От ДДТ у нас в детском саду работает театральная студия «Буратино».
Зелеными стрелочками показан творческий рост детского коллектива. Это наша дорога в будущее. Мы уже имеем опыт показа спектаклей для детей других групп нашего детского сада, выступлений перед родителями, и постановка спектаклей на районных семинарах и методических объединениях, я думаю, нам вполне по силам.
Театральная деятельность в детском саду помогает нам, взрослым, не только воплощать свои идеи, демонстрировать свои таланты, но и оставаться в некотором смысле детьми. А нашим воспитанникам она дарит радость от общения со сказкой, эмоциональное наслаждение и незабываемые впечатления на всю жизнь!
Автор: Нагорная Мария Дмитриевна, воспитатель МК ДОУ Лосевский детский сад №1 Павловского района Воронежской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая, Мария Дмитриевна! Очень хорошо расписана теоретическая часть направления, также и практика на отличном уровне! Вам от меня 5!
Прописано взаимодействие на горизонтальном (родители) и вертикальном уровне (учреждения). Сказка просто волшебная желаю удачи в конкурсе!
Здравствуйте, Мария Дмитриевна! Вы проделали большую и кропотливую работу по привитию у детей интереса к театральной деятельности. Интересно идти по дорожками к детскому театру. По настроению детей видно, как они увлечены и довольны своими результатами. Мария Дмитриевна, поскольку вы работаете над данной темой не первый год, наверное есть и перспективное планирование по возрастам. От меня 5!
Уважаемая, Мария Дмитриевна! С интересом познакомилась с Вашим материалом, сама увлечена театрализацией в ДОУ , считаю её одним из лучших способов развить индивидуальные способности детей.Работа грандиозная, увлекательная, понравились Ваши цветные дорожки. возьму на "вооружение". Занятия по ритмопластике и культуре речи нравятся детям, это видно по их эмоциональному отклику. С удовольствием бы познакомилась с перспективным планированием кружковой деятельности, сценариями представлений, конспектами по работе над представлениями. Уверена, что материал имеется в наличии. Впечатляет, проведенная Вами, диагностика развития детей в процессе театральной деятельности!
Желаю Вам удачи!
Уважаемая Любовь Николаевна, большое спасибо вам за поддержку! Для меня очень важна ваша высокая оценка моей деятельности.
Здравствуйте, Мария Дмитриевна.Конечно же,очень радует,что Вы поддержали инициативу ваших коллег(ведь эта программа разработана не Вами,верно?).Если можно - поясните,каким образом Вам удалось проследить динамику тех сторон детского развития,которые Вы представили в презентации - слайд 12. Как вообще это можно оценить у дошкольника? Существуют какие-то критерии,методики.или Вы всё это сами отследили чисто визуально? Мне кажется,представленное Вами занятие -"Культура и техника речи" - это рядовое занятие логопеда.Или это одно и то же?Буду ждать ответа!
Уважаемая Любовь Владимировна! Спасибо за вдумчивый комментарий. Вы — Профессионал! Диагностику у дошкольников проводят в форме наблюдений за детьми в процессе детской деятельности. Программа предполагает формирование у детей определённых умений и навыков. Сравнение уровня овладения этими умениями на начало и конец года и позволило мне сделать соответствующие выводы.Что касается приложения «Культура и техника речи», то это не занятие, а несколько упражнений на артикуляцию, подобранных мною для демонстрации и объединённых по сюжету. Упражнений на артикуляцию множество, такую гимнастику можно проводить на каждом занятии для разминки артикуляционного аппарата. Видела ваш проект на конкурсе — это что-то грандиозное!
Мария Дмитриевна,я всё равно не понимаю - как это можно отследить визуально?Это нереально. Артикуляционные упр - ия - на мой взгляд,культуру речи они не формируют. Спасибо Вам за высокую оценку моей работы!!! Я отнюдь не считаю себя профессионалом,но всё равно - СПАСИБО!!!
Уважаемая Мария Дмитриевна! Замечательный материал по организации театральной деятельности в детском саду. Спасибо за идею, обязательно воспользуюсь этим материалом в работе со своими детьми. Мария Дмитриевна, сколько театральных постановок у Вас получается в год? Спасибо! Вам от меня 5!
Театрализация прекрасный вид детского развития во всех неправлениях:речь, музыка, образное восприятие. Три года работы в этом направлении-срок не малый. Желаю хороших спектаклей авторских, где будет видна Ваша индивидуальность и Ваши практические находки!
Уважаемая, Мария Дмитриевна! Очень хорошая работа. Посредством вашей деятельности у ребят развиваются коммуникативные, познавательные навыки. Спасибо за приложения, можно увидеть работу, как говорится "в живую". Правда , действительно немного смутил 12 слайд, как вы проводили диагностику? А вот костюмы отличные, и мордашки на фотографиях счасливые.Удачи вам в работе и конкурсе! Спасибо.
Уважаемая Олеся Викторовна! Спасибо вам за поддержку! Диагностику проводила в форме наблюдения за детьми в процессе детской деятельности. В программе предполагается формирование у детей определённых умений и навыков. Сравнение этих навыков на начало и конец года позволило мне сделать выводы о том, что мой труд не напрасен.
Уважаемая, Мария Дмитриевна! Интересная, на высоком уровне работа по театрализации в детском саду представлена Вами на конкурс. Упражнение на артикуляцию, думаю, многие коллеги - педагоги возьмут себе в копилку материалов по развитию речи дошкольников.Слайд 12 действительно немного портит картину всей работы. Вам нужно было приложить материалы для диагностики, критерии по которым Вы сделали диаграмму (связная, диалогическая, монологическая речь, дикция, правильная артикуляция, культура общения и др.).И еще, можно приложить разработки, сценарии театральных постановок, их в Вашей копилке должно быть достаточно, если в этом направлении работаете уже несколько лет. За такой огромный труд ставлю Вам 5, желаю успеха в конкурсе.
Уважаемая Мария Дмитриевна!Поздравляю Вас со званием лауреата. Дальнейших успехов!
Мария Дмитриевна, поздравляю со званием лауреата! Желаю новых педагогических идей!
Спасибо большое за поздравление и поддержку! Поздравляю и вас с победой!
Уважаемая Мария Дмитриевна! С победой Вас, со званием лауреата!Успехов Вам и творческой работы!
Уважаемая Мария Дмитриевна, в вашей работе недоступны видео материалы, в презентации отсутствуют фото. Прошу вас восстановить эти приложения к работе.