Мы никогда не задумываемся над тем, насколько важно изобразительное искусство в жизни ребенка. Нет, речь идет не о серьезных занятиях в художественном кружке или школе. Обычное рисование, когда малыш, высунув от усердия язык и изо всех сил стиснув в кулачке карандаш, водит им по листу бумаги (или по обоям).
Для родителей это просто мазня, бессмысленное нагромождение линий и завитушек, но для ребенка это – серьезная работа, возможность отразить свои чувства, переживания, эмоции. Ведь сегодня уже ни от кого не секрет, что детский рисунок – это настоящий психологический портрет маленького автора, отражение не только его личности, но и всего окружения – семьи в первую очередь.
Когда карапуз впервые проявляет интерес к карандашам, ручкам и фломастерам, необходимо поддержать в нем этот интерес и не запрещать ему создавать свои первые шедевры.
Однако пускать все на самотек и оставлять двухлетнее чадо наедине с карандашом или маркером не стоит. Не только потому, что его «художества» в считанные минуты могут покрыть все комнату, но и в целях собственной безопасности малыша – ведь ему пока трудно держать пишущий инструмент в руках, и он может нечаянно сунуть его в нос или даже поранить глазки.
Малыш, сосредоточенно сопя, полчаса работает над листом бумаги, а потом с гордостью показывает его маме. И что она видит на картине? Жуткие каракули, настоящий хаос из линий, спиралей, волн и углов.
Но не надо сразу пугаться – это мы, взрослые, видим каляки-маляки, а ребенок видит на своем рисунке созданный им мир. Он с легкостью расскажет (в силу своего умения говорить, конечно), где на листе мама, а где папа, где он сам, а где домашняя кошка. Самое интересное, что малыш помнит композицию своего рисунка, и если попросить его показать всех персонажей его картины спустя неделю и даже месяц, он уверенно покажет на те же самые завитушки, что и в первый раз.
Каракульный период крайне важен для развития ребенка, поэтому его ни в коем случае нельзя пресекать. Каждая палочка на рисунке, каждая линия имеют для малыша значение. Неважно, что папу он изобразил в виде перекрещивающихся волн, а маму – в виде огромной спирали. Важно, что ребенок ассоциирует каждый элемент своей картины с реальным миром.
В это время ребенок учится:
Если страшно, что ребенок заляпает всю комнату, надо просто не оставлять его одного, следить за ним во время рисования. Со временем можно предлагать ребенку другие изобразительные средства, например, краски акварель или гуашь на водной основе.
Между прочим, многие родители, чтобы не переживать по поводу испорченных стен в детской, оклеивают их белой бумагой, и ребенок может наслаждаться рисованием без ограничений. Когда же потребуется место для новых шедевров, можно просто наклеить на стену чистый лист.
Постепенно каракули ребенка будут превращаться в схематичные и узнаваемые изображения. Самые простые рисунки – человечки, домики, деревья, солнце. Эти схематичные изображения очень напоминают наскальную живопись первобытных людей – ведь они тоже пытались запечатлеть самое важное в своей жизни – охоту, семью, духов. А малыш рисует маму и папу, дом в котором живет его семья, и себя самого.
Поначалу понятие пропорции для ребенка не существует, так же, как и цвета. Для рисунка он может выбирать их неосознанно. Так что не стоит удивляться зеленой маме, оранжевому папе и синему солнцу.
Удивляться не стоит – а объяснить ребенку азы рисования не помешает. Например, ему полезно узнать, что изображенные мама и папа могут отличаться не только цветом, но и длиной волос, одеждой, размером.
Постепенно рисунки будут становиться все более реалистичными и понятными без объяснений, ребенок будет смелее использовать разные цвета и материалы. Ко всем своим занятиям, будь то игра или рисование, ребенок относится с полной серьезностью, и любой достигаемый им результат дается ему очень непросто.
Любые насмешки и шутки могут быть восприняты юным художником болезненно настолько, что он прекратит попытки рисовать, даже если ему нравится это занятие. Любые попытки выразить себя посредством изобразительного искусства необходимо поддерживать в ребенке, нужно помогать ему развивать свои наклонности и найти спящие в нем таланты.
Мальчики и девочки рисуют по-разному. Уже к шести-семи годам в детских рисунках проявляются особенности, заложенные психологическими различиями полов. Мальчишеское восприятие мира и отражение действительности на бумаге отличаются от картин, нарисованных девочками.
Для девочек важны образы, эмоции. Они тщательно прорабатывают детали рисунка – лица персонажей, детали одежды, дизайн интерьера. Если попросить девочку нарисовать дом, она его, конечно, нарисует. Но вокруг дома будет разбит сад, на окнах появятся занавески, по небу поплывут облака, а хозяева в саду за маленьким столиком устроят чаепитие. А вот сам домик потеряется на фоне этих деталей.
Рисунок мальчика на ту же тему окажется другим. Сад и облака могут появиться, но они будут изображены схематично, никаких людей, кошек и занавесок, зато по картине будет понятно, кирпичный это дом или деревянный, как устроена его крыша, топится ли печь, есть ли у него фундамент. Рядом с домом окажется машина, которая будет прорисована с не меньшей тщательностью, чем сам дом.
Рисование помогает ребенку выплеснуть эмоции, которые он пока просто не умеет выразить словами. Но заставлять его рисовать насильно не стоит, так можно отбить у него интерес к эстетическому восприятию искусства. Пусть маленький художник не станет талантливым живописцем, но навыки, приобретенные в процессе занятий рисованием, пригодятся ему в дальнейшей жизни:
Так что, собираясь для ребенка купить игрушки в интернет-магазине, не помешает заглянуть в раздел, где представлены товары для творчества. Коробке с красками и толстому альбому ребенок будет радоваться не меньше, чем новой кукле или машинке, кто знает, не спит ли в малыше будущий Рафаэль.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.