Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
В уходящем году педагоги нашего дошкольного учреждения решили заняться инновационной деятельностью по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, что является основным капиталом современного человека. Так появился проект под названием «Психолого-педагогическое сопровождение формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста».
Цель проета: Обеспечение реализации организационно-педагогических условий формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Задачи:
В рамках этого проекта каждый специалист проводил определенную работу с детьми, с родителями и педагогами. Я как музыкальный руководитель тоже подключилась к этой работе и подготовила консультацию-презентацию для педагогов, в которой познакомила их с первыми шагами в развитии эмоционального интеллекта.
«Легкая мелодия – самый лучший утешитель
для возбужденной фантазии и лекарство для мозга».
В. Шекспир
Общество, заботящееся только об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, что он чувствует, чем в том, как он думает, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал в своё время К. Д. Ушинский [6]. Сегодня в обществе искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, поэтому для современных людей проблема компетентности в процессах понимания и выражения эмоций стоит достаточно остро. Постоянно растет число людей, страдающих неврозами, так как неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам, мешают надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье, нарушают межличностные взаимоотношения.
Поэтому сейчас большое внимание уделяется эмоциональному интеллекту, т.е. способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснить причины возникновения проблем и решать эти проблемы.
В российской педагогике понятие «эмоциональный интеллект» не является новым. Многие ученые об этом явлении писали, используя другие термины в зависимости от особенностей его выражения: Л.С. Выготский – «обобщение переживаний», А.В. Запорожец – «эмоциональное воображение», В.С. Мухин – «разумность чувств». И так как, основы будущей личности закладываются в дошкольном возрасте, то проблема развития эмоциональной сферы дошкольников актуальна и достаточно сложна. В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать, так как именно от коэффициента эмоционального развития, согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит почти на 80 %, а от коэффициента умственного развития лишь на 20 %.
К тому же в последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с такими особенностями в эмоциональном развитии, как:
Почему так бывает: одни дети бойкие и активные, а другие робкие и застенчивые? Как помочь застенчивому малышу стать общительнее и раскованней? И вот здесь бесценную помощь может оказать музыка. Именно музыка – прекрасное средство, помогающее делать первые шаги в развитии эмоционального интеллекта. Музыка быстрее всего может пробудить эмоции ребёнка, достичь его души. Ведь ребёнок реагирует на окружающий мир в первую очередь через эмоции, а музыка очень значима тем, что взращивает духовные силы маленьких детей и помогает распространять добро и красоту.
Музыка – самое действенное средство в природе для воспитания любви, сердечности, чувствительности, благородства. Развитый музыкальный слух помогает общению с другими людьми. Только услышав интонации речи другого человека, различные её нюансы, можно правильно оценить душевное состояние партнёра по общению, его хорошие или плохие намерения. Музыка – это возбудитель хорошего настроения и наилучший успокоитель, снимающий нервное напряжение.
Еще одна из важнейших воспитательных задач музыки – пробуждать положительные эмоции. Положительные чувства поощряют, пробуждают положительные мысли, а положительные мысли – положительные действия.
Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее полезна и одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия.
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. В мире музыкотерапия становиться признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой.
Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребёнком, на интеграцию различных видов художественной деятельности: музыке, изобразительному искусству, художественному слову, ритмике.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности.
Музыкотерапию можно использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики, во время дневного сна и в вечернее время. Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.
Раннее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад. И уже издалека дети слышат нежную, чарующую музыку. Ярко светящиеся окна, приветливая музыка, добрые сотрудники детского сада ожидают малышей. Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой под солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом, положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей. Создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие, вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Вариантами музыки для утреннего приема могут быть следующие произведения:
1. П. И. Чайковский «Марш», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Апрель»
2. И. Штраус «Полька Трик – трак», «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса»
3. М. И. Глинка «Детская полька», «Вальс – фантазия»
4. А. Вивальди «Зима»
5. Г. В. Свиридов «Веселый марш», «Музыкальный ящик»
6. Н. А. Римский-Корсаков «Три чуда»
7. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка», Симфония № 40.
8. Й. Гайдн «Детская симфония»
9. Инструментальная музыка в исполнении Диего Модена
10. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа).
Во время прогулок музыка также оказывает свое воспитательное воздействие, стимулируя активность детей, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.
Солнечный день, морозная свежесть, бодрые и веселые аккорды музыкального произведения оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что-то придумывать. Радостная музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме. Исследования показали, что ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать и подпевать, запоминая слова новых песен.
Используемые музыкальные произведения:
1. А. Т. Гречанинов «Моя лошадка»
2. Русская народная музыка «Ах вы, сени…», «Пойду ль я, выйду ль я», «Во саду ли, в огороде»
3. В. А. Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает»
4. С. В. Рахманинов «Итальянская полька»
5. В. А. Моцарт «Симфония №40»
6. М. И. Глинка «Марш Черномора»
7. В. Г. Кикта «Оранжевый скоморох»
8. В. Агафонников «Сани с колокольчиками»
9. Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка»
10. Г. В. Свиридов «Весенний марш»
11. А. П. Петров «Я шагаю по Москве».
Сон. Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого в детском саду созданы все необходимые условия: в каждой группе есть магнитофон, и уже подобранная соответствующая музыка под названием «Колыбельная» или мелодичная классическая и современная релаксирующая музыка, наполненная звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Такая музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие: у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, они на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:
1. Колыбельные: «Спи, засыпай, маленькая принцесса», «Приход весны», «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Сколько звездочек на небе», «Спи, малыш мой, засыпай», «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей») .
2. П. И. Чайковский «Октябрь»
3. Ц. А. Кюи «Колыбельная»
4. Г. В. Свиридов «Грустная песенка»
5. К. В. Глюк «Мелодия», мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»
6. Л. В. Бетховен «Сурок»
7. Ф. Шуберт «Вечерняя серенада», «Аве Мария»
8. К. Дебюсси «Облака»
9. Инструментальная музыка: Frederic Delarue.
10. Samudra Ocean «Голоса океана».
Пробуждению детей после дневного сна помогает тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
1. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка», «Турецкое рондо»
2. К. Сен-Санс «Куры и петухи»
3. А. Т. Гречанинов «Материнские ласки»
4. И. Штраус «Полька – пиццикато»
5. Н. А. Римский-Корсаков «Полет шмеля», «Белка»
6. П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей», «Вальс цветов», «Шестая симфония», 3-я часть.
7. Л. В. Бетховен «Соната № 14»
8. Ф. Шопен «Прелюдия 1, опус 28»
9. М.И. Глинка «Камаринская».
Установлено, что музыка – воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка.
Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии:
Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психо-эмоциональном состоянии.
Способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства, и именно музыка – прекрасное средство, помогающее делать первые шаги в развитии эмоционального интеллекта, так как быстрее всего может пробудить эмоции ребёнка, достичь его души.
Литература:
Автор: Самороднова Ирина Михайловна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, СП Детский сад «Сказка» ГБОУ Гимназия № 1, г. Похвистнево. Педагогический стаж 34 года. Имею Почетную грамоту Министерства науки и образования РФ.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-prezentacija -muzykoterapija-v-povsednevnoi-zhizni.html - "Консультация для родителей (презентация) «Музыкотерапия в повседневной жизни» - автор не Вы - Опубликовано: 17 июля 2013 в 17:07
http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/ 2012/04/12/muzykoterapiya-kak-metod-psikhokorrektsii - Опубликовано 12.04.2012 - 0:44 - Якименко Галина Михайловна.
Представленная Вами разработка полностью дублирует вышеназванные материалы.
Не устану повторять: портал "О детстве" хорош тем, что здесь, действительно, можно узнать, насколько ваш материал профессионален и компетентен (чего не встречала на других сайтах, где нет Экспертного совета в режиме работы onlain, нет педагогов-активистов, желающих помочь узнать правду о своей публикации, пусть даже и "горькую")... Это помогает расти профессионально, не боясь узнать о своих ошибках и промахах. И, я думаю, не станет меньше по этой причине участников конкурсов - настоящих педагогов, педагогов, на которых держится Российское образование!
Здравствуйте, Ирина Михайловна! Вашу работу я приняла, как консультацию, а вот итогов вашей совместной работы с педагогами не увидела. А конкурс предполагает, что вы поделитесь своими наработками.
Уважаемая Ирина Михайловна. Сама тема интересная, действительно, в нашей жизни так мало места хорошей, " качественной" музыке, зачастую дети не имеют представления о классике. И , конечно, музыкотерапия действенный метод.Однако, хотелось бы увидеть результат Вашей работы, а не только теорию. Презентация, к сожалению, разочаровала. Очень много текста, изобилие анимации. Спасибо за работу. Удачи!
Доброго времени суток уважаемая Ирина Михайловна! Очень жаль, что материал дублирован из других источников. Развитие эмоционального интеллекта через музыкальное восприятие интересно и крайне важно в наш век компьютеризации. Если Вы начали работу в данном направлении, то где же Ваши положительные результаты, диагностика для определения уровня эмоционального интеллекта Ваших воспитанников? Спасибо за участие в конкурсе!
Работа только началась и будет продолжаться в течение 3-х лет. Пока мы только сами находили материал, знакомились с этой темой и знакомили воспитателей, поэтому и появилась такая консультация. О результатах пока говорить рано. Спасибо за комментарии!