Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Велико значение музыкальной деятельности в решении задач эстетического воспитания, так как она по своему характеру является художественно-эстетической деятельностью. Важно у детей воспитывать умение видеть и чувствовать прекрасное, способность к эстетической оценке, художественный вкус и творческие способности, любовь к родному краю, народному творчеству.
Задачи:
Зал оформлен в стиле казахской юрты. Здесь расположены предметы быта, отдельно лежат музыкальные инструменты и атрибуты для игр.
Под казахскую музыку дети входят в зал. Хозяйка юрты встречает детей.
Хозяйка: Сәлемет сізбе, балалар! Рада видеть вас у себя в гостях. Проходите, рассаживайтесь. В моей юрте всем найдётся местечко.
Дети рассматривают юрту, рассаживаются.
Ребёнок: Скажите, а почему в нашей юрте так много музыкальных инструментов?
Хозяйка: Потому что моя юрта не простая, а музыкальная. Здесь собраны почти все инструменты, на которых играет казахский народ. Обратите внимание на то, что все инструменты небольшие. Кто мне скажет почему?
Правильно, потому, что казахи вели кочевой образ жизни и в пути большие инструменты могли им мешать. Они не смогли бы их перевезти. А эти инструменты можно было возить без всяких проблем. Здесь есть много музыкальных инструментов, но сегодня мне бы хотелось поговорить об одном.
Гость радуется песенному гулу
Не ведая ни грусти, ни хандры
У нас, дружок, не сыщешь ни аула,
Ни даже дома без ... (домбры).
Хозяйка: Из аула в аул кочевали певцы-акыны, принося с собой радость и веселье. Там, где появлялся акын, исчезали грусть и печаль. Слышите звуки домбры? К нам идёт акын.
Входит акын (здоровается по – казахски, садится).
Акын: Домбра – одна из любимых музыкальных инструментов у казахского народа. Путешественники часто брали домбру с собой в дорогу, она им помогала в пути, юноши соревновались в пении, а девушки танцевали под её волшебные звуки.
Акын исп. кюй
1. Девочка (с домброй): Я вам пою про мою домбру,
Как дружно я с нею живу.
Каждыйй день домбру свою в руки бери
И в танце радостно кружись.
Ты домбра моя, любимая домбра,
Звуки чудные меня.
2. Девочка: На волшебной домбре кюй сыграю я,
Пусть не угасает иузыка моя.
И для вас с домброй моею танцую я,
Пусть чарующей музыкой кюя
Наполнится стерь золотая.
Исполняется «Казахский танец».
Хозяйка: Ребята, музыка может о многом рассказать о многом. Она может рассказать, как бежит осенний ручей, как стремительно несёися табун лошадей, как грустно бывает в дали от дома, как весело и звонко смеются дети, играя в степи. Послушайте, о чём нам расскажет музыка?
Слушание «Сары Арқа» Курманғазы.
Хозяйка: Ребята, что вы услышали, что представили, когда слушали этот кюй?
Как он называется? (Сары Арқа)
Кто его сочинил? (Курманғазы)
Как раньше казахи называли своих композиторов и сочинителей кюев? (Кюйши).
А вы видели, как состязаются между собой батыры в своей ловкости?
Игра «Тенге алу» (подними монету).
Хозяйка: Много различных легенд сложено о домбре, и одну из них я вам хочу рассказать.
Показ слайдов «Легенда о золотой домбре».
Хозяйка: Ребята, мы увидили легенду о золотой домбре. А сейчас мы послушаем её в музыке. Теперь мы услышим, что же рассказала домбра своей музыкой? В кюе будут звучать топот копыт, свист стрел, стремительные звуки погони и крик раненого хана. И перед вами снова встанет живая легенда о домбре.
Слушание «Аксак кулан».
Вот что может сделать волшебная сила искусства. Мы с вами смогли в музыке увидеть целый рассказ. А каким образом вы могли бы рассказать эту историю, не говоря ни слова?
Психогимнастика: изобрази сказку с помощью мимики, жестов, пластики.
Акын: Уважаемая хозяйка, я хотел бы подарить вам на память о нашей встрече эту замечательную домбру. Берегите её и не давайте пылиться. Мне бы хотелось, что бы кто-нибудь из вас научился играть на ней. До следующей встречи!
(Акын уходит).
Хозяйка предлагает гостям обратить внимание на сундучок, стоящий возле домбры. В сундучке – сюрприз. Его можно увидеть, отгадав загадки.
На огонь поставишь, закипит,
Крышку сбросить наровит.
Он открыт всегда гостям
Хлебосольный.... (дастархан)
Не наемся я никак,
Очень вкусный ....(баурсак).
Открывается сундучок, в нём угощения. Хозяйка приглашает к столу, раздаёт баурсаки.
Хозяйка: Спасибо, что пришли. Заходите ещё, в моей юрте ещё много интересного осталось.
Список литературы:
1. Гвоздецкий И.А., Николаев В.А. Казахстан. Издательство Мысль. Москва, 1971.
2. Жанайдоров О. Предания Древнего Казахстана. Детская энциклопедия Казахстана. – Алматы: «Аруна», 2008.
3. Жанайдаров О. Легенды древнего Казахстана. Издательство Алматы, Аруна, 2007
4. Жандаев М.Ж. Природа Заилийского Алатау. Издательство Казахстан, Алма-Ата, 1978.
5. Казахстан (из серии "Советский Союз"). Издательство Мысль, 1970.
6. Койгубаев Е. Краткий толковый словарь топонимов Казахстана. Алма-Ата, 1974.
Автор: Сусленкова Лариса Владимировна, музыкальный руководитель 1 квалификационной категории ясли-сада №8 «Теремок», город Экибастуз Павлодарской области, Республика Казахстан. Педагогический стаж 28 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Лариса Владимировна. Замечательное, насыщенное занятие, развивающее в детях чувство прекрасного и патриотизма. Однако, необходимо было указать возраст детей, а в приложении не дублировать конспект, а лучше бы разместили легенду о золотой домбре и презентацию. Спасибо за работу. Удачи!
Спасибо большое за теплые слова, в дальнейшем учту все ваши замечания и пожелания.
Уважаемая Лариса Владимировна! Прекрасно, что Вы прививаете детям любовь народному творчеству, к своей Родине! Хороши девочки в национальных костюмах! Хотелось бы в приложении ознакомиться с Легендой о золотой домбре.Спасибо за участие в конкурсе! Успехов в любых начинаниях!
Здравствуйте Лариса Владимировна.Дошкольники знакомятся с традициями своего народа на музыкальном занятии. Интересное, насыщенное интегрированное занятие, нарядные ребята в национальных костюмах, музыкальный зал оформили в стиле казахской юрты, молодцы. Почерпнула для себя историческую информацию, "Почему у казахов инструменты небольшой величины". Спасибо.У меня вопросики: на основе какой программы составлена ваша ООП?, и еще: почему доминантное занятие?Вам 5, удачи.
Добрый день, Лариса Владимировна! Мне очень приятно ваше участие в конкурсе, а ваш материал рассказал о работе нашего города о привитии любви к родному краю и народному творчеству. Использование интересных приёмов позволит детям запомнить нужную информацию. Ну а костюмах дети чувствуют себя по особенному, становятся частичкой свой родины. Но есть небольшие недочёты: в конспекте указаны задачи, а приложении цели. Не увидела я в конце занятия рефлексии. Какую сказку в психогимнастике показали дети, и на каком языке? А также желательно рассказать о правилах игры и показать слайды о легенде. С добрыми пожеланиями удачи и творчества, 5!