Решение жизненных задач способом театрального действия после представления музыкальной сказки М.Красева «Муха-Цокотуха».
Шекспир сказал, что «жизнь – театр». Каждый из нас играет, учится играть разные роли. Кто-то делает это искусно – меняет сознательно множество ролей, кто-то имеет одно «ярко выраженное» амплуа, кто-то достигает «вершин режиссуры», используя «роли», ждёт устраивающего его финала, а кто-то живёт, даже не догадываясь, что он «играет роль» в чьём-то спектакле…
Для каждого человека есть «стандартный» набор жизненных ролей – роль ребёнка, Матери, отца, брата, сына, дочери, сестры, школьника, студента, друга, невесты, жениха и т.д. Театр жизни заставляет нас играть эти роли – понятно, в зависимости от нашего ресурса, потенциала, внешних условий успех у этих ролей бывает абсолютно разным.
Древние греки в этом отношении были «продвинутыми» педагогами: они раздавали всем свободным гражданам Греции бесплатно билеты на представления театра, чтобы каждый мог посмотреть на себя (на то, как он играет «свою» роль) со стороны. Ведь не зря слово «театр» очень созвучно названием некоторых медицинских профессий – психиатр, педиатр, фониатр. Театр же, по сути, означает «врачующий душу».
Потому-то и существуют, и не просто существуют, а очень востребованы в педагогике принципы так называемой «театральной педагогики». А в дошкольном образовании просто можно играть «в театр», ведь неслучайно природа (физика) обучения дошкольников и младших школьников – игра. Игра – это то искусственное пространство, где ребёнок безболезненно для себя (это же «понарошку») может поиграть разные роли – найти в себе сильные стороны, научиться «языку» жестов, взглядов, мимики, движения. Конечно, это обучение не как дисциплины в театральном ВУЗе – сценическая речь, сценическое движение, этюды. Но это их синкретическое единство, 1 ступень развития, с которой начали свою историю все искусства, та первая, изначальная ступень всего зарождающегося, что, развиваясь, будет делиться со временем на направления, виды, жанры и т.д., то есть усложняться, как усложняется всё, что растёт на этой Земле.
Эстетическое развитие дошкольников за счет расширенного спектра образовательных областей (английский и французский языки, хореография, музыка, театрализованная деятельность, шахматы, гимнастика и др.) можно получить в Классическом пансионе МГУ имени М.В. Ломоносова. Авторская модель организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном отделении предполагает формирование одаренной личности.
Все воспитанники в нашем детском саду желают «играть в театр», по понятным причинам детям это нравится. Причём дети овладевают синкретическим единством как минимум 3 видов искусств, играя в музыкальных сказках: литературы (смысл сюжета, разговорные диалоги), танца (сольные и групповые) и музыки ( соло, дуэты, ансамбли, хоры), абсолютно естественно и органично переходя с одного вида искусства на другой ( как бы сказал современный педагог – разные виды деятельности).
В ноябре 2012 года старшая группа дала 6 представлений музыкальной сказки М.Красева «Муха-Цокотуха» родителям, детям сада, детям 58 детского сада, сотрудникам нашего дошкольного учреждения.
Дети, играя роль, учатся находиться как минимум в 3 контурах – внутреннем ( внутри сюжетного действия, на сцене), внешнем ( работая на сцене всегда с учётом «на зрителя» – поворот, взгляды, речь, не исключая работы на партнёра) и промежуточном (находясь за кулисами, между выходами на сцену, причём без внешнего контроля взрослых, осуществляя и вырабатывая только свой самоконтроль). Вот вам и социализация и формирование поведенческой модели.
После 6 представлений было проведено анкетирование как участников музыкальной сказки, так и зрителей – слушателей (сотрудников и воспитанников) – анализ ответов позволяет сделать вывод о том, что среди всех участников театрального действия (с одной и с другой стороны) не было ни одного недовольного, а, значит, занятия искусством ( в детском саду!) вызывают исключительно положительные эмоции, у всех. Хороший, согласитесь, задел для формирования социальноадаптированной личности.
Самыми понравившимися эпизодами были эпизоды «контрастного действия» – нападения Паука, неожиданное появление Комара, освобождение Мухи, бой Паука с Комаром ( что говорит об уровне артистизма участников постановки), также самыми понравившимися эпизодами были – сольная ария Мухи, хор гостей за столом, ария Комара (очень здорово эмоционально сыгранная Ромой Краюшкиным) и финальные песня и пляска ( общие). Все это ещё раз подтверждает старую истину , что обучение, игра, коллективное пение доставляют огромное удовольствие, а ещё и формируют коммуникативную культуру, то есть способность к общению и удовольствие от такого общения.
Некоторым детям понравились социальные театральные роли («билетёр» стоял при входе в музыкальный зал и отрывал «контроль» на настоящих театральных билетах).
Все дети-актёры отмечали именно объективно лучшие сыгранные роли, эпизоды, а не своё выступление ( что говорит о формировании критического мышления у артистов «труппы»).
И ещё один эпизод – кода спектакля. Дети почувствовали изнутри «дыхание театра». поскольку все как один отметили, что им понравилась процедура финальной серии поклонов после окончания спектакля – от заглавной пары Мухи-Комара до общего линейного поклона.
Хочется надеяться, что жизненные роли этим актёрам удастся сыграть на «хорошо» и «отлично», ведь они почувствовали многогранность и многослойность этого бесконечного театра, который называется Жизнь.
Автор: Черемисина Алеся Михайловна, музыкальный руководитель МКДОУ№ 36 г.Железногорска Красноярского края.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Алеся Михайловна, полностью с вами согласна, что музыкальная сказка положительно и многогранно влияет на развитие дошкольников. какие счастливые ваши дети-театралы, ведь занимаясь этим прекрасным делом они так много приобретают! И конечно же жизненные роли этим актёрам удастся сыграть на «хорошо» и «отлично».
Спасибо,Вера Викторовна, за добрые слова!Так хочется, чтобы все наши воспитанники вошли во взрослый мир органично и естественно ,более уверенно в себе и своих силах.