Друзья! Хочу поделиться интересной методикой по развитию чувства ритма у дошкольников. Движения, соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, преподнесённые в форме игры, – находка для увлекательных занятий с детьми.
Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с методикой практика-новатора Т. Э. Тютюнниковой. В своей работе она уделяет большое внимание теме детского элементарного музицирования. Она – последователь идеи Карла Орфа об обучении музыке в творческой деятельности.
Меня заинтересовал ряд приёмов, объединённых идеей обучения через творчество. Это:
1. Музыка моего тела (музицирование со звучащими жестами).
2. Игры со звуками.
3. Речевое музицирование.
4. Импровизированное движение.
Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетману. Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше придумывают сами.
Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку удивительную эмоционально-двигательную разрядку. Видимо, поэтому и существует у всех народов мира.
Звучащие жесты в орфовской педагогике принято на определённом этапе «переносить» на инструменты. Если инструментов нет, - их звучание могут заменить простейшие предметы: наполненные крупой коробочки от «киндер-сюрприза», карандаши, рыболовные колокольчики, стаканчик из-под йогурта с надетой на него канцелярской резинкой и т. д.
Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.
Логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами. В китайской книге мудрости Ли Ги написано: «Свободно двигающиеся руки хлопают, хватают палочку и ударяют по звучащему дереву, металлу, натянутой коже…Рот, которому недостаточно восклицаний, посылает своё дыхание в звучащую трубку…Так рука и нога подчиняются ритму и дыханию…»
Анализ педагогической практики показывает прямую зависимость между простотой инструмента и возрастом детей. Чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Чем беднее музыкальный опыт ребёнка, тем с более простых инструментов нужно начинать обучение.
Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха, образно-ассоциативного мышления, когда происходит перенос природных (дождь, буря) и бытовых звучаний (часы) на инструмент.
Очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных….):
Фото 1. «Солисты в оркестре».
Важна и последовательность действий педагога. При том, что ведущая фраза здесь «сыграй, как ТЫ хочешь», Т. Э. Тютюнникова выделила такие словесные формы, побуждающие детей к действию:
Приведённые словесные побуждения относятся и к играм голосом, к речевому музицированию. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключённый в словах, фразах, очень хорошо ощущается детьми: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой остинато. Ритмичное декламирование текста становится речевым музицированием при условии творческого игрового подхода. Чем разнообразнее речевая ритмика, тем богаче предпосылки для развития полиритмического слуха.
Каждое занятие мы начинаем с игровых упражнений на основе речевого музицирования. Так, например, в младшей группе весь цикл «Игрушки» Агнии Барто мы превратили в небольшой спектакль, в котором дети с удовольствием участвуют в передаче образов бычка, зайки, козлёнка… Ритмично произносимые слова сопровождаются жестами, а это способствует установлению координации между словесным и несловесным общением.
Речь основана на движении. Ритмизованную речь называют логоритмикой, а жест, сопровождающий или заменяющий слово, – логопластикой. Жест вносит в речевое музицирование театральные возможности, превращая его в театрализованную игру.
Комплексное использование речи, движения и музыки воспринимается детьми с восторгом, приносит много радости и создаёт основу для творчества.
Без движения творческое музицирование потеряет для детей большую часть своей привлекательности. Обучение воспринимать музыку через импровизационное движение – одна из задач творческого музицирования. Импровизированное движение в момент восприятия музыки становится педагогическим приёмом. При этом музыка предварительно не прослушивается, и движения не разучиваются отдельно от музыки.
Всё, что умеют делать дети (бегать, прыгать, наклоняться, ходить, поднимать и опускать руки, шевелить пальцами, поворачивать голову, приседать…), становится их словарём для двигательного переживания музыки.
Фото 2. «Цыганочка»
Непроизвольное движение под музыку приносит чувство освобождения, помогает создать свой внутренний психологический комфорт. Такой способ работы над восприятием музыки можно считать психологической работой с помощью музыки. При каждом последующем прослушивании ребёнок реагирует на разные характеристики музыки: на темп, ритмическую основу, на динамику, на общий характер произведения, его эмоциональную наполненность.
Конечно, такая работа требует времени и должна проводиться в системе. Я стараюсь регулярно, от занятия к занятию, уделять хоть немного времени восприятию музыки через движение. Могу сказать, что дети с удовольствием откликаются на возможность импровизировать под музыку. Они стали раскрепощённее, увереннее, внимательнее относятся к нюансам в музыке.
Импровизированное движение под музыку доставляет детям радость, формирует способность воспринимать музыку творчески.
Метроритмическое чувство – это основа музыкального развития детей. Его неразвитость у ребёнка закрывает ему возможность для самых разных форм совместного музицирования. Формирование чувства ритма требует времени, чтобы стать устойчивым навыком. Поэтому эта работа требует особого внимания. Движение является незаменимым средством для развития метроритмического чувства. Все его виды (на одном месте и с продвижением в пространстве), соединённые с речью, звучащими жестами, шумовыми инструментами, полезны в этой работе.
Методики и практический материал, наработанные Т. Э. Тютюнниковой, не просто обогатили мою работу, но и наполнили её новым смыслом.
Литература:
Автор: Фролова Светлана Анатольевна, музыкальный руководитель 1 категории ГБОУ 276 компенсирующего вида, г. Москва.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Интересные приемы для дошкольников. Дети любят различные игры на занятиях.