Обобщение из опыта работы музыкального руководителя МАДОУ: детский сад № 1 «Алёнушка» города Асино, Томской области Солдатовой Татьяны Леонидовны по теме «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста».
Сказка всегда, во все времена, имела огромную власть над детским сердцем. В сказках, устоявшихся, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них – основа национальной культуры. Есть целый ряд сказок о добре, которое всегда побеждает зло; сказок, которые непременно надо услышать в детстве. И как же хочется быть похожими на любимых героев, говорить их словами, совершать их подвиги, хоть немножко пожить их жизнью!
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети – одаренные, и задача педагога – раскрыть талант каждого ребенка, дать ему возможность поверить в себя, почувствовать свою успешность.
Целью работы является: развитие и воспитание каждого ребенка, раскрытие его творческого потенциала, индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание духовно богатой, творческой личности.
Посредством организации театральной деятельности, я решаю многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии:
Свою работу строю на следующих принципах: импровизационности; гуманности; систематизации знаний; учета индивидуальных способностей каждого ребенка.
Основными направлениями работы с детьми являются:
«Театральная игра». Направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела делятся на два вида:
1) Общеразвивающие игры.
2) Специальные театрализованные игры.
«Ритмопластика» – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые обеспечивают развитие естественных психомоторных способностей дошкольников. «Креативная гимнастика» – предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.
«Культура и техника речи» – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией.
«Музыкальное творчество» – включает в себя развитие свободы и выразительности телодвижений, способностей, ловкости и подвижности.
«Художественно-речевая деятельность» – объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, интонационной выразительности и логики речи.
Игры делятся на следующие виды:
1) Дыхательные и артикуляционные упражнения.
2) Дикционные и интонационные упражнения.
3) Творческие игры со словами.
4) Игры-превращения, образные упражнения
5) Упражнения на развитие детской пластики.
6) Театральные этюды.
7) Пальчиковый игротренинг.
8) Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы.
«Основы театральной культуры». Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.
«Работа над спектаклем» – базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля и включает в себя следующие этапы:
1 этап – выбор инсценировки и обсуждение её с детьми.
2 этап – деление пьесы на эпизоды.
3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4 этап – знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.
5 этап – это постепенный переход собственно к тексту пьесы. Один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями.
6 этап – работа над ролью.
7 этап – репетиция отдельных картин в разных составах.
8 этап – в этот период проходят репетиции всей пьесы целиком.
9 этап – премьера спектакля.
За время работы по театрализованной деятельности были поставлены следующие спектакли: «Чьи в лесу шишки?»; «Морозко»; «Новогоднее приключение сестрицы Аленушки и братца Иванушки»; «Репка»; «Теремок»; «Муха – цокотуха»; «Курочка ряба»; «Под грибом» и т. д.
Опыт работы по данной теме был представлен на заседании творческой группы музыкальных руководителей (2008 г.); заседании творческой группы «Модель непрерывного экологического образования» (2009 г.); областном семинаре «Роль методической службы в решении актуальных задач современной модели образования» (2010 г.).
Совместно с воспитателями проведены открытые мероприятия для родителей с просмотром театрализованных представлений: «На лесном перекрестке»; «Новогодний бал у Царя Гороха»; «Царевна – лягушка»; «Буквоед на Дне знаний».
Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.
Родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей.
Прилагаю усилия для того, чтобы родители освоили педагогические умения и навыки. Для реализаций этих направлений использую:
В работе по театрализованной деятельности использую метод проектов. Он позволяет развивать у детей творческое познавательное мышление, дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания.
Совместно с детьми, воспитателями групп, родителями реализовала проект: «Театр». Целью данного проекта является формирование у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах деятельности.
Для систематизации материала в 2009 году мною разработана модифицированная программа «Театральный калейдоскоп», целью которой является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Эффективность программы доказывает сравнительная диагностика, проведенная с детьми старшей группы в начале и конце года. Результаты диагностики показали положительную динамику в развитии творческих способностей. Дети стали эмоциональнее, раскрепощеннее, сформировались навыки и умения.
Программа «Театральный калейдоскоп» была представлена в ТОИПКРО на конкурс методических разработок, авторских программ дошкольных образовательных учреждений в 2009 году.
В 2011 году опубликована статья «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» в сборнике «Из опыта работы педагогов-инноваторов Томской области».
Для более глубокого развития творческих, театральных способностей детей была разработана модифицированная программа «Са-фи-дансе». Эффективность программы – в ее разностороннем воздействии на различные системы человека. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий.
Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает: музыкально-творческие игры и специальные задания.
Чтобы выяснить результативность проделанной работы, провела диагностическое обследование умений и навыков детей. Результаты диагностики показали, что у детей к концу года значительно более ярко проявились творческие способности, способности владеть своим телом, развилась гибкость, ритмическая четкость движений.
Программа «СА-фи-дансе» была представлена в 2011 году в ТОИПКРО на конкурс «Удивительный мир музыки», РЦРО на конкурс «Образовательные программы педагогов учреждений дошкольного образования». Опыт работы по данной теме представлен в рамках курсов повышения квалификации в 2011 году.
В рамках областной конференции «Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников: традиции и новаторство» в 2011 году проведен мастер-класс «Танцевально-игровая гимнастика «Са-фи-дансе»».
В заключении хочу отметить, детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты: художественные, актерские, музыкальные. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Недаром дети любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
Прекрасен сказок мир воздушный –
К нему с младенчества привык,
Мне мил и дорог простодушный,
Животворящий их язык. (К.М. Фофанов)
Использованная литература:
1. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.
2. Е.П. Букарина «Наши талантливые малыши» (сценарии праздников и театрализованных представлений для дошкольников) Ярославль «Академия Развития» 2006.
3. Н.В. Зарецкая «Музыкальные сценарии для детского сада по мотивам сказок» Москва «Школьная пресса» 2005.
4. М.Б. Зацепина «Культурно – досуговая деятельность в детском саду» Издательство «Мозаика – Синтез» Москва 2005.
5. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика», Санкт – Петербург 2000.
6. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «СА – ФИ – ДАНСЕ», Санкт – Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007.
7. Е.М. Гельфан «Игры и упражнения для маленьких и больших», Москва 1961.
Автор: Солдатова Татьяна Леонидовна, музыкальный руководитель, высшая категория, МАДОУ детский сад № 1 «Алёнушка», город Асино Томской области. Педагогический стаж 18 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Татьяна Леонидовна, спасибо за опыт работы, есть чему у вас поучиться.
Уважаемая Татьяна Леонидовна, с интересом ознакомилась с вашей работой. Есть чему поучиться.