Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении - 2014»
Музыкальная культура – наиболее благодатный материал для развития «движения души» формирующейся личности (Сл.№2), и в дошкольном возрасте мы знакомим детей с высокохудожественными образцами музыкального искусства (Сл.№3).
Но в самостоятельной деятельности и дома дети не вспоминают об услышанном на занятии, а живут в окружении эстрадных песен. В подсознании ребёнка закрепляется представление, что «есть музыка для занятий», а есть «для жизни».
Как же сделать классическую музыку близкой и понятной для ребёнка? Мы предположили, что наиболее привлекательным для этого является балет. Интересный сюжет, яркие танцы и декорации в балете позволяют дополнить слуховые ощущения зрительными и сделать музыку более доступной для восприятия.
Изучив опыт знакомства детей с балетом, мы выяснили, что многие педагоги сделают это в игровой форме, используя элементы творчества.
Особенно нас заинтересовала работа Т. Ф. Кореневой [10,11]. Мы решили использовать её идеи в своей работе, но выбрать такой метод, который бы обеспечил самостоятельность детей в этой деятельности.
Метод проектов ориентирован на осознание детьми своих интересов и формирование умения их реализовывать..
В нашем случае проект даст возможность детям стать участниками игры, сюжетом которой будет создание балета и обеспечит использование творческих форм интеграции детей в культуру. Было решено организовать исследовательскую деятельность на базе нашего детского сада.
Были выбраны:
В соответствии с гипотезой, целью, объектом и предметом исследования нами были поставлены задачи, выбраны методы и определены этапы исследования (Сл. №11).
База исследования – дети двух подготовительных групп МБДОУ №7 по 17 человек в каждой.
Для определения эффективности выбранного метода было проведено педагогическое обследование. В соответствии с программой [1] были определены критерии оценки качества представлений детей о балете (Сл №12) и характеристики уровней развития.
На начальном этапе исследования дети находились примерно на одном уровне развития (Сл №13).
Создание балета как результата исследования проектного метода осуществлялся путём составления либретто на предлагаемую нами музыку (Сл№14).
Дети, слушая музыку из «Детского альбома», импровизировали под сюжетную музыку, придумывая свои танцы-импровизации (Сл№15). На вопрос: «Как можно объединить эти произведения?», - мы пришли к общему мнению, что это игрушки и их можно купить, подарить на день рождения.
Так возникла идея по объединению некоторых произведений П.И. Чайковского в балет «День рождения Оли» (Сл. №16).
Тема проекта была выбрана: поставить балет «День рождения Оли» на музыку П. И. Чайковского. Сам проект получил название «Волшебный мир балета». Теперь необходимо было спланировать работу над спектаклем (Сл №17).
Дети предлагали свои пути решения этой задачи, их предложения фиксировались на ватмане, что вы и видите на слайде №18. Для более точного составления плана своих действий дети использовали схему (Сл. №19), которую сами заполняли с помощью картинок и символов.
На слайде №20 представлена паутинка проекта «Волшебный мир балета».
Реализация проекта осуществлялась не только музыкальным руководителем на музыкальных занятиях (Сл.№21), но и другими специалистами МБДОУ (Сл. №21, 23, 24).
Для определения результативности используемого метода было проведено повторное педагогическое обследование, которое показало, что у детей испытуемой группы в развитии представлений о балете видна положительная динамика (Сл. №25).
Эти дети при слушании музыки из балета определяли её как часть спектакля: «это танец, сцена из балета». Тогда как дети контрольной группы любой фрагмент из балета называли одним словом «балет».
Проанализировав работу детей в этом проекте, мы пришли к выводу что дети стали:
Таким образом, ясно видно, что заявленная гипотеза – верна.
Этот проект – долгосрочный. Его реализация заняла три месяца. Итогом стал спектакль, который дети подарили мамам на 8 марта (Сл. №26-34).
Перспективность этого метода заключается в том, что его можно применить и для ознакомления старших дошкольников с другими жанрами классической музыки, например с оперой (Сл. №35).
Литература:
1. Костина Э.П. «Камертон» .- Нижний Новгород: Нижегородский гуманистический центр, 2001.
2. Выгодский Л. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М – 1990.
3. Карп. П. Младшая муза. - М: «Детская литература», 1986.
4. Клёнов А.С. Там , где музыка живёт.- М: Педагогика, 1986.
5. Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио .- М: редакционный издательский отдел Московской консерватории, 2003.
6. Киселёва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения /. Киселёва Л.С. , Данилина Т.А.- М: АРКТИ, 2003.
7. Евдокимова Е. Проект, как мотивация к познанию./ Евдокимова Е.//Дошкольное воспитание. – 2003.- №3.- с.20.
8. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества.-. М: Аквариум, 1999.
9. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста./ Корененва Т.Ф .Часть 1-М : Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
10. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста./ Корененва Т.Ф .Часть 11 М : Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
11. Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста./ Коренева Т.Ф .Часть 1-М : Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
12. Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста./ Коренева Т.Ф . Часть 11-М : Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
Автор: Мигунова Людмила Васильевна, музыкальный руководитель МБДОУ детского сада комбинированного вида №7, г. Пенза. Высшая квалификационная категория. Стаж работы 38 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Людмила Васильевна, как хорошо, что Вы знакомите детей с классической музыкой . Благодаря Вам у детей развивается музыкальная культура, хороший вкус, появляется желание и дальше знакомиться с Великой музыкой.
Людмила Васильевна, вы профессиональный педагог, умеющий творчески мыслить; представляете на конкурс очень интересные материалы. Но данный проект не представлен по правилам оформления проектов, как такового -я его не увидела. А задумка- замечательная.
Спасибо за добрые слова в мой адрес и критику в отношении работы. Будем учиться. Кто не работает, тот не ошибается.
Очень интересно!Дети получают представление о балете, как синтетическом виде искусства и сами становятся создателями балетного спектакля.
Спасибо. Очень жалею, что не выставила видео ритмопластического спектакля в исполнении детей.
Людмила Васильевна!
Спасибо за нужный и полезный материал, очень пригодится в работе!
Уважаемые авторы! Спасибо за участие в конкурсе! С большим интересом познакомилась с вашим проектом! Отличный фотоматериал представлен в презентации, который демонстрирует проделанную работу! Думаю что оформление работы надо пересмотреть! Информацию о проекте до приложения оформить согласно требованиям, несмотря на то, что все это показано в презентации. В качестве образца вы можете посмотреть другие проекты, которые стали победителями или лауреатами. Успехов и удачи в конкурсе.
Уважаемая Людмила Васильевна! В оформлении проекта, действительно допущены недочеты. Не совсем верно сформулированы цель, задачи, гипотеза, объект и предмет исследования. В проекте отсутствует рабочий план реализации проекта, нет предполагаемых результатов и др. Но, несмотря на это, Вы много трудились. Поставить балет с детьми-дошкольниками – это огромное достижение. Жаль, что Вы не выложили подтверждающее видео. Судя по фотографиям, мероприятие очень красочное и интересное. Удачи в конкурсе!
Уважаемая Елена Валерьевна! Спасибо за замечания. Да, я жалею, что не выставила видео балета. Я попыталась сделать это в презентации, но увы,видео не отображается.
Людмила Васильевна! Очень интересный проект, спасибо за идеи! Удачи в конкурсе!
Людмила Васильевна, очень понравился ваш проект. Вы даёте детям возможность понять и полюбить классическую музыку. И видна заинтересованность детей. Спасибо, удачи вам!
Уважаемая Людмила Васильевна! С огромным интересом ознакомилась с Вашей работой. Вами выбрана такая интересная форма работы с детьми. Думаю, что коллективное творческое дело дети запомнят надолго, и уж тем более, что стали участниками балета. Отличные фотографии Вы представили, содержательную презентацию. Вступление к проекту оформлено не верно. И совет Вам, как от преподавателя информатики, в презентации не нужно использовать такое количество анимационных эффектов, это отвлекает от содержания. Удачи в конкурсе!
Уважаемая Людмила Васильевна! Спасибо за участие в конкурсе! Интересная задумка. Дети в ходе Вашего проекта, несомненно, получили много знаний и умений. Согласна с мнением экспертов по оформлению проекта. На мой взгляд, судя по фотографиям, обувь у детей не совсем подходящая: у кого чешки, у кого туфли. Успехов Вам в работе! Елена Ивановна Ликаренко
Людмила Васильевна, очень интересная, а главная познавательная работа. нужная для детей-дошкольников. спасибо!