Регистрация

«Волшебный голос флейты»: Активная форма слушания музыки в ДОУ

  • 14 февраля 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

В нашем мире постоянно звучит музыка: в кино, на радио, и даже в звонке мобильного телефона. Часто ли мы задумываемся – какая это музыка? Как она влияет и что она формирует в нас, в наших детях? Многие современные дети воспринимают музыку как лишний повод побаловаться и подвигаться. А назначение музыки совсем не в этом. Ведь музыка несёт в себе мысль, и чтобы её понять, нужно думать...

Меня как современного музыкального руководителя всегда волновал вопрос о том, как познакомить детей с «полезной» классической музыкой и увлечь их в её прекрасный мир – живой, откровенный, чистый...

Я предположила, что недостаточный интерес детей к музыкальной деятельности нуждается в дополнительных приёмах. И стала работать в этом направлении, отбирая необычные и яркие формы знакомства дошколят с классикой.

В комплексе с методом символизации, принципами К.Орфа «Шульверк», формами работы пластической школы Э.Жак-Далькроза, с учётом целевых ориентиров ФГОС и традиционных особенностей работы по разделу «Слушание музыки», сложился мой собственный авторский метод активного слушания музыки.

Этот метод интегрирует области музыки, коммуникации, социализации, познания и художественного творчества с целью: Приобщение дошкольников к шедеврам музыкальной классики, а также достижения следующих образовательных ориентиров:

  • овладение навыками активного слушания и восприятия различных произведений классического репертуара;
  • развитие творческого воображения, реализуемого в разных видах непосредственной музыкальной и игровой деятельности; 
  • проявление самостоятельности в выборе средств и самоконтроля при самовыражении в музыке (музыкальные движения, импровизированная музыкальная игра, музицирование на детских шумовых инструментах, творческое изображение);
  • свободное владение устной описательной речью, с целью выразить свои впечатления, эмоции и чувства, связанные с тем или иным музыкальным произведением;
  • создание мотивации и предпосылок к учебной деятельности в музыкальной школе (ознакомление с творчеством различных музыкантов-исполнителей, музыкальными инструментами, биографией композиторов, первичный анализ музыки, элементы нотной грамоты).

Чтобы сделать процесс слушания музыки ненавязчивым, интересным и деятельностным, на разных этапах я применяю как стандартные, так и нетрадиционные педагогические методы, среди которых: 

  • Проблемный (поисковый) метод, в результате чего ребенок начинает сам чувствовать потребность в получении новых знаний, начинает думать и находить пути решения поставленных перед ним задач. Ребёнок должен «сделать открытие». 
  • Эксперименты. Главным образом это поиски различного звукоизвлечения, создание шумовых инструментов своими руками. 
  • Практический метод (музицирование, пение, танец, игра). 
  • Словесный метод (беседа, монолог, рассуждение), художественное слово. 
  • Символизация (нотная грамота, схемы-символы, карточки, знаки). 
  • Но самым необходимым и самым действенным при этом методом в моей практике стала активная совместная деятельность с моими детьми. 

Для эффективной работы были использованы традиционные и современные технические средства. Богатая фонотека классических произведений позволяла выбирать для прослушивания самые разнообразные произведения.

С помощью средств мультимедиа детям предоставлялся широчайший иллюстративный ряд (портреты, репродукции, символы); было разработано множество интерактивных презентаций (игры, кроссворды) для мультимедиа.

Наличие детских шумовых инструментов позволяло детям экспериментировать со звуком и музицировать. 

Огромный ассортимент художественного материала был полезен в детском творчестве. Немаловажным стало изобилие игровых и сказочных сюжетов, эмоциональный, доброжелательный и недирективный подход к детям.

Все вышеизложенные элементы методики активного слушания музыки дали прекрасные возможности для формирования интереса к музыкальной деятельности моих воспитанников.

Одним из образцов моей работы с детьми стала интегрированная образовательная деятельность «Волшебный голос флейты», рассчитанная на возраст 6-7 лет.

Приложение 1. «Волшебный голос флейты».

Автор: Салдина Ольга Вячеславовна, музыкальный руководитель I категории МАДОУ ЦРР - Д/сада №113 г. Тюмени. Творческий педагог, активный участник и лауреат международных конкурсов педагогического мастерства «Педагогический праздник», «Лучший мастер-класс педагога ДОУ», «Электронный помощник», «Музыкальный мир», «Педагогический проект», «Методическая копилка», «Педагогический альбом»и др.

5 из 5 звезд
(голосов: 7, сумма баллов: 35)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (10)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ануфриева Ирина Викторовна 14.02.2014 в 23:35

Уважаемая Ольга Вячеславовна, вы, действительно, творческий неравнодушный музыкальный руководитель. Нетрадиционная форма занятия с выраженным авторским подходом заставило меня перечитать его несколько раз. Грамотность и логичность изложения, культура цитирования – всё налицо. Совершенно верно вы подметили, что недостаточный интерес детей к музыкальной деятельности нуждается в дополнительных приёмах. Большой плюс в достижении вашей цели, что вы используете наряду с традиционными и нетрадиционные методы, а также ИКТ. Всё это даст прекрасные возможности для формирования интереса к музыкальной деятельности и, конечно, вы сможете заинтересовать детей классической музыкой и «увлечь их в её прекрасный мир – живой, откровенный, чистый...».

Римма Хасимовна 15.02.2014 в 10:38

Ольга Вячеславовна, какое замечательное занятие, а на фотографии это вы в костюме Моцарта? Фотографировать тоже родители не разрешают (смотрю, мало фото). 5 +!

Ольга 15.02.2014 в 11:01

В костюме Моцарта действительно я. Периодически надеваю его, но дети ни разу меня не узнали, хоть и пристально заглядывали в глаза.

Олеся Викторовна 15.02.2014 в 17:07

Уважаемая Ольга Вячеславовна. Замечательное занятие. все на уроке и творцы, и исследователи, и актеры, и слушатели. Роли меняются, а это побуждает интерес. Повторюсь, очень интересно. Спасибо за работу. Удачи!

Кустова Наталья Павловна 16.02.2014 в 16:34

Ольга Вячеславовна, желаю доброго пути в этом направлении. Безусловно, чтобы слушать и понимать серьезную музыку, нужна подготовка, что и составляет основу работы музыканта - дошкольника. Ваша форма преподнесения материала увлекает детей. Успехов!

Цырен-Жаб Доржиевна 22.02.2014 в 17:44

Уважаемая Ольга Вячеславовна, спасибо за работу! Вы совершенно правильно отметили, что с малых лет необходимо развивать интерес к музыке. Ваш выбор направления свой дальнейшей работы я полностью одобряю! Удачи вам!

Светлана 24.02.2014 в 16:40

Ольга Вячеславовна, замечательное занятие у вас получилось. Успехов вам и удачи!

Ануфриева Ирина Викторовна 03.03.2014 в 23:22

Уважаемая Ольга Вячеславовна, поздравляю с выходом в финал, душевно рада за Вас!

Ольга 04.03.2014 в 20:48

Спасибо, уважаемые коллеги, эксперты. Я очень рада, что этот труд оценили не только мои дошколята!

Ольга Николаевна 06.03.2014 в 19:15

Уважаемая Ольга Вячеславовна, спасибо за работу! Вы совершенно пправы, что с малых лет необходимо развивать интерес к музыке. Вы используете необычные и яркие формы знакомства дошкольников с классикой. Удачи!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!