Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Наблюдая за жизнью современных дошколят, мы, педагоги с большим опытом и стажем работы, невольно сравниваем их с детьми прошлых лет и видим значительные различия. Они выражаются и в восприятии окружающего мира, и в отношении к разным сторонам жизненной действительности. И это связано во многом с возрастающим потоком информации, которую получает ребёнок.
Известно, что современный трёхлетний малыш уже может спокойно нажимать кнопки смартфона и не просто нажимать, а следуя смыслу игры, заложенной в нём. В то же время шестилетний ребёнок зачастую не способен завязать шнурки на своих ботинках. Достаточное ли внимание уделяют взрослые приобщению ребёнка к трудовым процессам? Считаю, что нет. И мы в детском саду стараемся восполнить этот пробел.
Наш детский сад работает по программе «Детство» (А.Г. Гогоберидзе, З.А.Михайлова), где немаловажное место отводится ознакомлению детей с трудом взрослых. Поддерживать желание детей отражать мир трудовой деятельности взрослых в разных видах детской деятельности – вот в чём мы, педагоги, работающие с дошкольниками, видим свою задачу.
Я работаю музыкальным руководителем и мне близка прежде всего музыкально-художественная деятельность детей: пение, ритмика, театрализация, слушание музыки.
Реализуя тематическое планирование, я тесно взаимодействую с воспитателями групп и мы стараемся, чтобы дети усвоили тему во всём богатстве её содержания, соблюдая один из главных принципов образования дошкольников – амплификацию (обогащение) детского развития.
В связи с этим хотелось бы поделиться опытом разработки проведения тематической недели в подготовительной группе «Как вырастили и испекли хлеб». Мы с воспитателями подготовительной группы поставили перед собой цель – показать детям значимость труда людей, благодаря которым мы обеспечены самым важным продуктом питания – хлебом. Нами было определено образовательное содержание, которое выражалось в следующих задачах:
1. Сформировать у детей представления о том, откуда на столах у людей появляется хлеб: его пекут из муки, муку производят из зерен, зёрна вырастают в колосьях на полях из семян, которые весной сеют в землю.
2. Познакомить детей с земледельческими обрядами, отражением их в культуре русского народа.
3. Предоставить детям возможность проявить свои танцевальные и певческие способности, приобретённые в музыкальной деятельности, отразить усвоенный материал в играх.
4. Научить бережному отношению к хлебу.
5. Воспитывать ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.
Прежде чем начать осваивать музыкальный репертуар, необходимо было ввести детей в тему, объяснить им, что труд хлебороба очень почётен и нужен всем людям.
Воспитатели провели с детьми беседу «Откуда хлеб пришёл» с использованием в качестве наглядности мультимедийных презентаций, в результате которой дети узнали, что муку получают из зерна, зерно растёт в поле: спелое зерно везут на мельницу, здесь его мелют. Из муки в пекарне пекут хлеб, шофёры на машинах везут его в магазины, продавцы продают.
Была организована экскурсия на пищеблок детского сада с целью наблюдения за трудом повара: как замешивает тесто, делает булочки, печёт их.
Когда у детей сформировались определённые представления о труде хлеборобов, я перешла к разучиванию песен, русских народных прибауток о хлебе, музыкально-ритмических движений. Это сопровождалось рассматриванием иллюстраций с изображением полей, труда тракториста, пашущего землю, труда комбайнера, убирающего урожай. Я знакомила детей с изображением сельскохозяйственной техники (трактор, плуг, сеялка, борона, комбайн), мельницы (элеватора). Мы рассматривали репродукции картин Ерышева «Хлебное поле», А.Пластова «Ужин трактористов», А. Бубнова «На поле», И. Машкова «Натюрморт с самоваром».
Расширяя разнообразие тематического содержания, воспитатели занимались с детьми художественно-творческой деятельностью: лепили батоны и булочки для последующей сюжетно-ролевой игры «Хлебный магазин», рисовали спелые колосья, читали художественную литературу: «Прости меня, хлеб» (О.Глинская), «Лисичкин хлеб» (М.Пришвин), «Тёплый хлеб» (К.Паустовский), «Чем пахнут ремёсла» и «Какого цвета ремёсла» (Дж.Родари).
Во время музыкальной деятельности дети пели песни о хлебе («Песенка о хлебе» В. Витлина, русская народная прибаутка «Патока с имбирём»), разучили танцы «Колоски» и «Прянички». С удовольствием участвовали в постановке театрализованных композиций «Каравай», «В поле», отражающих особенности труда тружеников полей и пекарей.
И в заключение работы над этой темой у детей прошёл праздник «Хвала рукам, что пахнут хлебом» с приглашением родителей, который послужил своеобразным итогом проделанной нами работы. Удачно подобранные костюмы, декорации к сценкам, эмоциональный подъём детей во время выступлений сделали его ярким и незабываемым. А главное, что наши дети теперь хорошо знают, как даётся хлеб и сколько людей трудятся для этого. И мы надеемся, что эти знания и полученные впечатления сохранятся у них и во взрослой жизни, а уважение к хлебу останется навсегда.
Автор: Панютина Татьяна Брониславовна, музыкальный руководитель муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения центр развития ребёнка детский сад №8 «Золотой ключик», г. Мирный, Архангельская область. Категория: высшая. Стаж работы: 27 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Хвала педагогам, которые в такой форме доносят до наших детишек простые, с одной стороны, и такие значимые, с другой, человеческие ценности!!!
Уважаемая Татьяна Брониславовна, в разработке Вашего праздника чувствуется разнонаправленная подготовка, что заслуживает высшего балла!!! +5!
Огромное спасибо за высокую оценку моей работы, Ирина! Творческих успехов Вам, послушных детей и удачи на нелёгком педагогическом поприще!
Уважаемая Татьяна Брониславовна, ваш конкурсный дебют на данном портале состоялся! Ознакомилась с вашей работой на одном дыхании! Вы её представили последовательно, логически грамотно. Вы выбрали правильную позицию: тесное взаимодействие воспитателей и специалистов. Только так дети прочно усвоят любую тему во всём богатстве её содержания. И как итог – замечательный праздник: разноплановый, яркий, интересный. А как будут рады музыкальные руководители, взяв себе в копилку сценарий праздника, потому что вы там указали даже движения в танцах… Спасибо вам и - Удачи!
Ирина Викторовна, спасибо Вам за оценку и пожелание удачи! С уважением, Татьяна.
Татьяна Брониславовна, ваши дети счастливые, что у них такие замечательные воспитатели, праздник удался! 5
Огромное спасибо, Мария Сергеевна, за тёплые слова! Мне в самом деле посчастливилось попасть в коллектив очень творческих педагогов и просто добрых замечательных людей, с которыми хочется творить и выдумывать вместе с детишками. Такой работой и подобными праздниками, мы ставим цель не только развить в наших детях чувство духовности, нравственности и патриотизма, но и элементарного уважения к взрослым и друг другу, чего сейчас очень не хватает в окружающем их мире. И Вам успехов!
татьяна Брониславовна, большое Вам спасибо за интереснейший материал. У нас нет музыкального руководителя, и мы -воспитатели сами составляем сценарии и готовим все мероприятия. Ваш праздник просто находка для нас, бери и проводи. Огромное Вам спасибо и 5!
Спасибо, Ольга Вячеславовна! Зная свою работу, представляю с каким трудом вам это даётся. Несмотря на изобилие на сегодняшний день книг и пособий, выбрать по душе бывает очень сложно. Поэтому, при Вашем желании с удовольствием поделюсь с вами своим наработанным материалом по любой теме. Углублённо занимаюсь хореографией и являюсь автором большого количества танцевальных композиций. Обращайтесь, всегда рада помочь! С уваженеим, Татьяна.
Уважаемая Татьяна Брониславовна! Спасибо за работу, грамотную и содержательную. На сегодняшний день дети не всегда умееют ценить чужой труд, поэтому тема очень актуальна. А праздник у вас получился яркий и красочный. Удачи!
Тема животрепещущая, я беру её практически каждый год в разных формах и часто - не бывает! Спасибо за праздник,Татьяна Брониславовна !
Уважаемая Татьяна Брониславовна, очень содержательная работа, увлекательная и яркая!!!
Уважаемая Татьяна Брониславовна! Спасибо вам за участие, за представленную работу! Материал у вас изложен грамотно, логично, имеется хорошее визуальное сопровождение. Все у вас соответствует требованиям конкурса! Удачи вам!
Татьяна Брониславовна, поздравляю Вас с выходом в финал!
Уважаемая Татьяна Брониславовна, поздравляю Вас с выходом в финал, душевно рада за Вас!
Уважаемая Татьяна Брониславовна! Хорошая, добротная работа работа! Материал изложен грамотно, логично, имеется хорошее визуальное сопровождение. Работа соответствует всем требованиям конкурса! Удачи вам!
Уважаемая Татьяна Брониславовна! Поздравляю с выходом в финал! Удачи!
Татьяна Брониславовна, замечательная тема! Познакомилась с большим интересом! Творческих Вам успехов!
С огромной благодарностью я обращаюсь ко всем, кто поддержал меня на этом конкурсе. Это мой дебют и первая ступенька к сильному желанию принимать участие дальше в последующих конкурсах портала "О детстве", представляя своим коллегам новые интересные работы и свой опыт. Спасибо за высокую оценку и звание Лауреата. Всем крепкого здоровья и творческих успехов!