Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Детям 6-7 лет предлагается пофантазировать над характеристикой услышанных музыкальных образов зимы в произведении А. Вивальди «Времена года». Концерт №4 фа минор «Зима» ч.1 Allegro non molto. Им надо вспомнить предыдущие занятия по выразительному языку музыки и собрать свое восприятие в единую образную картину.
Высказывания детей:
Чтобы собрать образы и ощущения воедино – призываем на помощь свое воображение.
Начинается музыка с завывания зимних ветров. Отрывистое звучание мелодии и напряженный ритм создают тревожное настроение. Внезапно мы слышим резкую смену в звучании: стремительный темп и усиление динамики, силы звука. Это порывы ветра. Так повторяется несколько раз.
Мороз крепчает, сковывает ледяной холод и разыгрывается стихия: метель, пурга, вьюга. Постепенно музыка успокаивается. Темп музыки замедляется, ритм становится ровным – это делает мелодию плавной и мягкой, сразу изменяется характер звучания.
Есть фрагмент, где музыка звучит спокойно, напоминая о тепле домашнего очага. Затем короткое затишье вновь сменяется нарастающим порывом ветра и морозным холодом. Темп мелодии ускоряется, а от скорости движения изменяется характер и настроение музыки. Нарастает и увеличивается сила звука, прерывистый ритм сразу придает мелодии взволнованность, напряженность и все повторяется с новой силой.
В заключении музыкального произведения зимние стихии, объединенные леденящим порывом ветра, стремительно кружатся в вихре. Свирепствует лютая буря, но все заканчивается, как всегда, на солнечной ноте: торжеством Добра и Света. Вот какую образную картину мы постарается изобразить для вас.
Материал адресован педагогам дошкольных учреждений, музыкальных и образовательных школ, центров эстетического развития.
Литература:
Учебная программа дошкольного образования. Министерство образования Республики Беларусь. / Научно – методическое учреждение «Национальный институт образования», – Минск: НМУ « Национальный институт образования», 2012. – 416 с.
Фрагменты: праздника с пластическим развитием музыкального образа, занятия с этапом рефлексии детей. Видеофильм.
Автор: Кустова Наталья Павловна, музыкальный руководитель высшей категории ГУО Ясли – сад № 426, г. Минск. Республика Беларусь. Педагогический стаж - 30 лет. Выражаю большую благодарность воспитателю высшей квалификационной категории Аксененко Галине Леонидовне за помощь и создание условий в группе при работе с детьми по восприятию классической музыки.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Наталья Павловна, спасибо вам за конкурсную работу, она у меня проассоциировалась с огромной жирной позитивной точкой на этом конкурсе в данной номинации! По четырём показателям экспертного оценивания у меня нет замечаний!
На своём интегрированном занятии вы хорошо показали детям выразительные средства (образные сравнения-мелодия, ритм, сила звука-мазки кистью, цветовая гамма), которыми пользуются поэты, композиторы, художники для выражения своих чувств. Все они «не только слышат, но и видят язык зимы» и каждый из них по-своему передают нам ощущение холода, вьюги, порывы ветра и т.п. Дети, которые посещают ваши «фантазийные занятия», не могут не любить прекрасное (стихи, музыку, живопись).
А попробуйте на своём занятии ввести интеграцию с другими видами деятельности. Это реально? Удачи вам!
Уважаемая Ирина Викторовна, большое спасибо за отзыв, интерес к работе и диалогу. Это занятие вижу только так, но варианты могут быть разные, в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки. Можно ввести познавательно - исследовательскую и игровую деятельность, что я и делаю в средней группе. Дети воспринимают не только звуковую, визуальную информацию о зиме, но и тактильные ощущения (берем в руки холодный снег). Наблюдаем "эффект снежной бури": потрясти руками баночки с водой, в которых мелко нарезан "дождик"или блестки. Изображаем порыв ветра: с разной силой подуть на распушенный кусочек ваты, который лежит на ладони. Все это для развития процесса восприятия музыки А. Вивальди. И, конечно, зимние подвижные игры, с демонстрацией картины Моравова А.В. "Зимний спорт". Это то, что помню, а придумать - то завтра. С благодарностью!
С позволения, уточню: познавательно - практическая и игровая деятельность. Экпериментирование (снег-вода-лед) и художественное экспериментирование детей с гуашевыми красками ( синяя, белая) для получения разных оттенков. Рисовать вьюгу - завируху - зимний ветер, который поднимается и кружит снег, будто танцует.
Уважаемая Наталья Павловна, у вас получилось замечательное занятие, достойное Всероссийского конкурса и, конечно же, победы!
Уважаемая Светлана Николаевна, спасибо за комментарий! Всегда рада, когда серьезная музыка занимает достойное место в системе образования.
Уважаемая Наталья Павловна, отличное занятие! Конспект соответствует всем критериям конкурса, вам мои +5! Какая сильная мотивация с первых минут: "сегодня, в утренней тишине, я шла по дороге и слушала голос зимы"! Интригует. Знаете, если честно признаться, мне так захотелось выйти с малышами на улицу и попытаться услышать голос..."Дети, вы слышали зиму?" Ведь это почти было у вас!
Удачи вам!
Уважаемая Цырен-Жаб Доржиевна, спасибо за осознанное восприятие работы и высокую оценку. Благодарю!
Уважаемая Яна Артуровна, спасибо за внимание! Детское восприятие образца возносит наши чувства на определенную высоту.
Уважаемая Наталья Павловна!Браво! Ваши работы восхищают и поражают своей тонкостью и мастерством. Вы очень талантливый человек, увлеченный своим делом. И не просто его делаете, а с душой! А для детей это главное. Огромное спасибо за работу, за удовольствие от ее просмотра. Удачи!
Уважаемая Олеся Викторовна, большое спасибо за добрые слова! Рада, что зерна упали на благодатную почву.
Уважаемая Светлана Александровна, спасибо! Ваши комментарии всегда созвучны авторской задумке. Благодарю!
Наталья Павловна, позвольте добавить Вам еще одну пятерочку. Она Вами заслужена вполне. Удачи в конкурсе!
Уважаемая Ольга Вячеславовна, благодарю! Желаю медоносной пчелке чистых лугов и лесных угодий.
Уважаемая Анастасия Павловна, спасибо! Профессия, правда, необычная:) Примите от меня импульс добра и мира.
Поздравляю Вас, Наталья Павловна с выходом в финал, желаю успеха в вашей творческой деятельности.
Наталья Павловна, обе Ваши работы очень достойны. Желаю удачи!
Уважаемые Галина Викторовна и Ольга Вячеславовна, спасибо!
Уважаемая Наталья Павловна, поздравляю Вас с выходом в финал, душевно рада за Вас!
Уважаемая Наталья Павловна, прекрасное занятие! Разработка занятия соответствует всем критериям конкурса, +5! Методически грамотная. Вы очень хорошо показали детям выразительные средства, которыми выражаются чувства людей. Вашим воспитанникам очень повезло. Благодаря Вам они смогут понять и полюбить прекрасное -искусство. Поздравляю с выходом в финал. Победы в конкурсе!
Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо! Признательна за внимание, положительный отзыв и оценку. Благодарю!
Искренне рада за выход работы в финал, автору дальнейшего успеха в творчестве и удачи!
Уважаемая Светлана Александровна, признательна за внимание с особой благодарностью. Вспоминаю мою первую работу ( с философским шифром) на музыку И. С. Баха. На портале всего несколько дней, никого не знаю, но чувствую порядочность и достойный профессионализм подхода к организации. Конкурс закружил, как вихрь. И вот, первый положительный комментарий - Ваш! Без лишних слов - СПАСИБО!!!
Уважаемая Наталья Павловна! Достойная победа! Спасибо за эстетическое наслаждение!! Здоровья и удачи!
Наталья Павловна, от всей души поздравляю Вас с победой! Желаю успехов в творчестве и множество побед в дальнейшем!
Уважаемая Наталья Павловна, поздравляю с победой!
Ваша работа выполнена на высоком профессиональном уровне и достойна такой победы! Дальнейших успехов вам!
Наталья Павловна, поздравляю с Победой с заглавной буквы этого слова. Получила огромнейшее удовольствие от просмотра видеоролика! Творите, творите и творите -Вы в своей стихии!
Светлана Аркадьевна, большое спасибо за одобрение! Желаю всех благ! Афоризмы классиков в профиле всегда располагают к диалогу.
Думаю, что изолировать детей нельзя, но оградить - можно. "Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом" Ницше
Наталья Павловна, спасибо огромное за вашу Благодарность. Как вы необычно выражаетесь: манера разговора, подача своих мыслей, красивый слог... Как песня, как белые стихи... Творите, творите, творите и радуйте нас своими шедеврами!.. Творческой удачи Вам, стабильности, мира и душевного равновесия!
Когда написала Вам, посмотрела на комментарий предыдущий. Ну, надо же какое совпадение! Светлана Аркадьевна (МДОУ-Буратино) написала то же самое "Творите, творите и творите..." У нас от ваших работ одинаковые ассоциации, ощущения и - пожелания!
Ирина Викторовна, спасибо на добром слове. Ваша душа имеет дар слышать голос моей души. В миру говор у меня обычный:)