Регистрация

Интегрированное занятие для детей 6-7 лет «Услышать голос зимы»

  • 24 февраля 2014

Конкурс «Моя педагогическая инициатива - 2013»

Номинация «Методическая работа в ДОУ» 

Детям 6-7 лет предлагается пофантазировать над характеристикой услышанных музыкальных образов зимы в произведении А. Вивальди «Времена года». Концерт №4 фа минор «Зима» ч.1 Allegro non molto. Им надо вспомнить предыдущие занятия по выразительному языку музыки и собрать свое восприятие в единую образную картину.

Высказывания детей:

  • «Зима призывает огромную бурю (Соня);
  • зима бурная, все поднимается и поднимается (Вера);
  • зима скачет на снежной лошади (Карина);
  • от ветра птицы испугались и взлетели, им было очень трудно (Поля);
  • у зимы ветреный голос (Федор);зима какая – то буйная (Ваня);
  • нет, она просто грозная (Юля); ветер становится сильным (Вера);
  • ветер набирается смелости (Владик);
  • ритм такой колючий (Юля);
  • думаю, он сердитый (Соня);
  • какой-то строгий (Варя);
  • ритм неровный, потому, что сбивается (Полина);
  • музыка ветрящая (Артем);
  • мелодия летает, потом отдыхает и опять полетела (Женя);
  • темп резко набирает скорость (Тимур);
  • быстрость большая (Саша);
  • динамики тихие и громкие (Камилла);
  • музыка улетает и возвращается (Света);
  • сначала музыка звучала, как солдат, а потом, как балерина (Зенон);
  • буря быстро закружилась, а в конце – рассыпалась (София);
  • зима сказала, что закружит меня вьюгой, а я ответила, что ее не боюсь (Виолетта);
  • заканчивалась очень круто» (Паша).

Чтобы собрать образы и ощущения воедино – призываем на помощь свое воображение.

Начинается музыка с завывания зимних ветров. Отрывистое звучание мелодии и напряженный ритм создают тревожное настроение. Внезапно мы слышим резкую смену в звучании: стремительный темп и усиление динамики, силы звука. Это порывы ветра. Так повторяется несколько раз.

Мороз крепчает, сковывает ледяной холод и разыгрывается стихия: метель, пурга, вьюга. Постепенно музыка успокаивается. Темп музыки замедляется, ритм становится ровным – это делает мелодию плавной и мягкой, сразу изменяется характер звучания.

Есть фрагмент, где музыка звучит спокойно, напоминая о тепле домашнего очага. Затем короткое затишье вновь сменяется нарастающим порывом ветра и морозным холодом. Темп мелодии ускоряется, а от скорости движения изменяется характер и настроение музыки. Нарастает и увеличивается сила звука, прерывистый ритм сразу придает мелодии взволнованность, напряженность и все повторяется с новой силой. 

В заключении музыкального произведения зимние стихии, объединенные леденящим порывом ветра, стремительно кружатся в вихре. Свирепствует лютая буря, но все заканчивается, как всегда, на солнечной ноте: торжеством Добра и Света. Вот какую образную картину мы постарается изобразить для вас.

Материал адресован педагогам дошкольных учреждений, музыкальных и образовательных школ, центров эстетического развития.

Литература:

Учебная программа дошкольного образования. Министерство образования Республики Беларусь. / Научно – методическое учреждение «Национальный институт образования», – Минск: НМУ « Национальный институт образования», 2012. – 416 с.

Фрагменты: праздника с пластическим развитием музыкального образа, занятия с этапом рефлексии детей. Видеофильм.

Приложение 1: Конспект занятия.

Автор: Кустова Наталья Павловна, музыкальный руководитель высшей категории ГУО Ясли – сад № 426, г. Минск. Республика Беларусь. Педагогический стаж - 30 лет. Выражаю большую благодарность воспитателю высшей квалификационной категории Аксененко Галине Леонидовне за помощь и создание условий в группе при работе с детьми по восприятию классической музыки.

4.8 из 5 звезд
(голосов: 17, сумма баллов: 81)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (36)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Ануфриева Ирина Викторовна

Ануфриева Ирина Викторовна 25.02.2014 в 00:07

Уважаемая Наталья Павловна, спасибо вам за конкурсную работу, она у меня проассоциировалась с огромной жирной позитивной точкой на этом конкурсе в данной номинации! По четырём показателям экспертного оценивания у меня нет замечаний!
На своём интегрированном занятии вы хорошо показали детям выразительные средства (образные сравнения-мелодия, ритм, сила звука-мазки кистью, цветовая гамма), которыми пользуются поэты, композиторы, художники для выражения своих чувств. Все они «не только слышат, но и видят язык зимы» и каждый из них по-своему передают нам ощущение холода, вьюги, порывы ветра и т.п. Дети, которые посещают ваши «фантазийные занятия», не могут не любить прекрасное (стихи, музыку, живопись).
А попробуйте на своём занятии ввести интеграцию с другими видами деятельности. Это реально? Удачи вам!

25.02.2014 в 02:47

Уважаемая Ирина Викторовна, большое спасибо за отзыв, интерес к работе и диалогу. Это занятие вижу только так, но варианты могут быть разные, в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки. Можно ввести познавательно - исследовательскую и игровую деятельность, что я и делаю в средней группе. Дети воспринимают не только звуковую, визуальную информацию о зиме, но и тактильные ощущения (берем в руки холодный снег). Наблюдаем "эффект снежной бури": потрясти руками баночки с водой, в которых мелко нарезан "дождик"или блестки. Изображаем порыв ветра: с разной силой подуть на распушенный кусочек ваты, который лежит на ладони. Все это для развития процесса восприятия музыки А. Вивальди. И, конечно, зимние подвижные игры, с демонстрацией картины Моравова А.В. "Зимний спорт". Это то, что помню, а придумать - то завтра. С благодарностью!

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 25.02.2014 в 02:48

авторизация

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 25.02.2014 в 20:45

С позволения, уточню: познавательно - практическая и игровая деятельность. Экпериментирование (снег-вода-лед) и художественное экспериментирование детей с гуашевыми красками ( синяя, белая) для получения разных оттенков. Рисовать вьюгу - завируху - зимний ветер, который поднимается и кружит снег, будто танцует.

Светлана

Светлана 25.02.2014 в 06:48

Уважаемая Наталья Павловна, у вас получилось замечательное занятие, достойное Всероссийского конкурса и, конечно же, победы!

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 25.02.2014 в 20:33

Уважаемая Светлана Николаевна, спасибо за комментарий! Всегда рада, когда серьезная музыка занимает достойное место в системе образования.

Цырен-Жаб Доржиевна

Цырен-Жаб Доржиевна 26.02.2014 в 04:02

Уважаемая Наталья Павловна, отличное занятие! Конспект соответствует всем критериям конкурса, вам мои +5! Какая сильная мотивация с первых минут: "сегодня, в утренней тишине, я шла по дороге и слушала голос зимы"! Интригует. Знаете, если честно признаться, мне так захотелось выйти с малышами на улицу и попытаться услышать голос..."Дети, вы слышали зиму?" Ведь это почти было у вас!
Удачи вам!

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 26.02.2014 в 21:07

Уважаемая Цырен-Жаб Доржиевна, спасибо за осознанное восприятие работы и высокую оценку. Благодарю!

Яна Артуровна

Яна Артуровна 26.02.2014 в 09:27

Божественно! 5. Удачи!

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 26.02.2014 в 21:11

Уважаемая Яна Артуровна, спасибо за внимание! Детское восприятие образца возносит наши чувства на определенную высоту.

Олеся Викторовна

Олеся Викторовна 26.02.2014 в 20:34

Уважаемая Наталья Павловна!Браво! Ваши работы восхищают и поражают своей тонкостью и мастерством. Вы очень талантливый человек, увлеченный своим делом. И не просто его делаете, а с душой! А для детей это главное. Огромное спасибо за работу, за удовольствие от ее просмотра. Удачи!

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 26.02.2014 в 21:14

Уважаемая Олеся Викторовна, большое спасибо за добрые слова! Рада, что зерна упали на благодатную почву.

Светлана Александровна

Светлана Александровна 26.02.2014 в 20:39

И от меня конечно 5! Удачи!

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 26.02.2014 в 21:19

Уважаемая Светлана Александровна, спасибо! Ваши комментарии всегда созвучны авторской задумке. Благодарю!

Шахова Ольга Вячеславовна

Шахова Ольга Вячеславовна 28.02.2014 в 20:59

Наталья Павловна, позвольте добавить Вам еще одну пятерочку. Она Вами заслужена вполне. Удачи в конкурсе!

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 28.02.2014 в 22:52

Уважаемая Ольга Вячеславовна, благодарю! Желаю медоносной пчелке чистых лугов и лесных угодий.

Анастасия Павловна

Анастасия Павловна 28.02.2014 в 21:10

Необычно, высокопрофессионально!!!

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 28.02.2014 в 23:00

Уважаемая Анастасия Павловна, спасибо! Профессия, правда, необычная:) Примите от меня импульс добра и мира.

Галина Викторовна

Галина Викторовна 03.03.2014 в 14:12

Поздравляю Вас, Наталья Павловна с выходом в финал, желаю успеха в вашей творческой деятельности.

Шахова Ольга Вячеславовна

Шахова Ольга Вячеславовна 03.03.2014 в 21:11

Наталья Павловна, обе Ваши работы очень достойны. Желаю удачи!

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 05.03.2014 в 00:03

Уважаемые Галина Викторовна и Ольга Вячеславовна, спасибо!

Ануфриева Ирина Викторовна

Ануфриева Ирина Викторовна 03.03.2014 в 22:41

Уважаемая Наталья Павловна, поздравляю Вас с выходом в финал, душевно рада за Вас!

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 05.03.2014 в 00:11

Уважаемая Ирина Викторовна, большое спасибо!

Ольга Николаевна

Ольга Николаевна 04.03.2014 в 16:46

Уважаемая Наталья Павловна, прекрасное занятие! Разработка занятия соответствует всем критериям конкурса, +5! Методически грамотная. Вы очень хорошо показали детям выразительные средства, которыми выражаются чувства людей. Вашим воспитанникам очень повезло. Благодаря Вам они смогут понять и полюбить прекрасное -искусство. Поздравляю с выходом в финал. Победы в конкурсе!

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 04.03.2014 в 23:11

Уважаемая Ольга Николаевна, спасибо! Признательна за внимание, положительный отзыв и оценку. Благодарю!

Светлана Александровна

Светлана Александровна 04.03.2014 в 17:00

Искренне рада за выход работы в финал, автору дальнейшего успеха в творчестве и удачи!

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 05.03.2014 в 01:14

Уважаемая Светлана Александровна, признательна за внимание с особой благодарностью. Вспоминаю мою первую работу ( с философским шифром) на музыку И. С. Баха. На портале всего несколько дней, никого не знаю, но чувствую порядочность и достойный профессионализм подхода к организации. Конкурс закружил, как вихрь. И вот, первый положительный комментарий - Ваш! Без лишних слов - СПАСИБО!!!

Олеся Викторовна

Олеся Викторовна 11.03.2014 в 19:01

Уважаемая Наталья Павловна! Достойная победа! Спасибо за эстетическое наслаждение!! Здоровья и удачи!

Шахова Ольга Вячеславовна

Шахова Ольга Вячеславовна 11.03.2014 в 21:44

Наталья Павловна, от всей души поздравляю Вас с победой! Желаю успехов в творчестве и множество побед в дальнейшем!

Цырен-Жаб Доржиевна

Цырен-Жаб Доржиевна 12.03.2014 в 04:55

Уважаемая Наталья Павловна, поздравляю с победой!
Ваша работа выполнена на высоком профессиональном уровне и достойна такой победы! Дальнейших успехов вам!

13.03.2014 в 00:48

Уважаемые Олеся Викторовна, Ольга Вячеславовна, Цырен-Жаб Доржиевна Эрдынеева! Большое спасибо за поздравления и пожелания. Желаю всего доброго и светлого. Очень рада, что Вы со мной!

Светлана Аркадьевна

Светлана Аркадьевна 13.03.2014 в 07:15

Наталья Павловна, поздравляю с Победой с заглавной буквы этого слова. Получила огромнейшее удовольствие от просмотра видеоролика! Творите, творите и творите -Вы в своей стихии!

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 13.03.2014 в 22:51

Светлана Аркадьевна, большое спасибо за одобрение! Желаю всех благ! Афоризмы классиков в профиле всегда располагают к диалогу.
Думаю, что изолировать детей нельзя, но оградить - можно. "Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом" Ницше

Ануфриева Ирина Викторовна

Ануфриева Ирина Викторовна 13.03.2014 в 19:47

Наталья Павловна, спасибо огромное за вашу Благодарность. Как вы необычно выражаетесь: манера разговора, подача своих мыслей, красивый слог... Как песня, как белые стихи... Творите, творите, творите и радуйте нас своими шедеврами!.. Творческой удачи Вам, стабильности, мира и душевного равновесия!

Ануфриева Ирина Викторовна

Ануфриева Ирина Викторовна 13.03.2014 в 19:53

Когда написала Вам, посмотрела на комментарий предыдущий. Ну, надо же какое совпадение! Светлана Аркадьевна (МДОУ-Буратино) написала то же самое "Творите, творите и творите..." У нас от ваших работ одинаковые ассоциации, ощущения и - пожелания!

Кустова Наталья Павловна

Кустова Наталья Павловна 13.03.2014 в 23:02

Ирина Викторовна, спасибо на добром слове. Ваша душа имеет дар слышать голос моей души. В миру говор у меня обычный:)

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!