Регистрация

Своеобразие фонопедического метода В.Емельянова

  • 13 января 2014

Введение

Данная тема была выбрана мной не случайно. Еще на практике в училище я наблюдала за работой педагога с детьми по данной методике.

В настоящее время я работаю в детском саду и уже третий год успешно применяю данную методику. Данный метод помогает мне систематически развивать у детей артикуляционный аппарат, иногда дети даже просят повторить некоторые упражнения, например «бронтозаврика»; улучшить интонацию; логопеду очень нравятся эти упражнения, а особенно чередование гласных; дети, у которых русский не родной язык, быстрее начинают его осваивать.

За период с 1984 года возникло неформальное объединение дирижеров-хормейстеров, учителей музыки, воспитателей дошкольных учреждений и вокальных педагогов, использующих в работе фонопедический метод развития голоса и обменивающихся опытом на соответствующих семинарах.

Метод постепенно становится «официальным», ибо преподается в ряде средних и высших учебных заведений, по нему пишут курсовые и дипломные работы, выступают и на научных конференциях. Коллективы и солисты, воспитанные на фонопедическом методе развития голоса выступают на конкурсах, получают призовые места, поступают в училища и консерватории, переходят к профессиональной работе. Это требует осмысления и выработки точки зрения.

Своеобразие фонопедического метода  В.Емельянова

Понятие «фонопедический метод»

Фонопедическое взаимодействие – процесс, происходящий исключительно в координационно-тренировочной сфере и не предусматривающий какую-либо «эмоциональную накачку». Официальное определение фонопедии обязательно включает коррекцию личности, т.е. психо-неврологическую сторону. Фонопедический метод развития голоса (далее – ФМРГ) также имеет и в группе принципов, и в группе приемов, и в группе упражнений творческий, эмоциональный, игровой компоненты.

К детям дошкольного и младшего школьного возраста фонопедическое взаимодействие неприменимо вообще, а только игровое.

ФМРГ стал применяться к детям не сразу. Термин «фонопедический» в заглавии названия метода имел целью подчеркнуть общеоздоровительную и профилактическую функцию метода, уважение автора к творческой музыкантской самостоятельности хормейстера, невмешательство автора метода в исполнительскую сторону работы с хором вообще и этапов включения комплексов упражнений ФМРГ в частности на координационно-тренировочный, эстетический и исполнительский.

Опыт и наблюдения показывают, что, чем точнее разведены это этапы в сознании педагога и в методе работы, – тем успешнее координационные, тренировочные, эстетические и исполнительские задачи решаются синхронно и комплексно.

Координационно-тренировочный этап

Координационно-тренировочный этап содержит в себе:

  • создание материальной базы, инструменты для решения музыкальных задач;
  • осознание действия мышц, участвующих в голосообразовании (прямое осознание скелетной и лицевой мускулатуры, косвенное-внутрнней дыхательной, гортанной, глоточной-через вибро-, баро- и проприорецепцию, через близлежащие взаимодействующие группы мышц, представленные в сознании);
  • осознание ощущений вибрации, давления, действия мышц отдельно от восприятия звука своего голоса;
  • осознание работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах) через разные ощущения;
  • осознание связи этих разных режимов с разными тембрами и разной силой голоса;
  • осознание связи этих разных режимов работы голосового аппарата с разными участками диапазона;
  • осознание связи действия разных режимов работы голосового аппарата, разных тембров и разной силы голоса с разными энергетическими затратами;
  • формирование связи представлений о разных режимов работы голосового аппарата с разными объемно-пространственными и эмоционально-образными представлениями;
  • формирование связи всего предыдущего со слуховыми представлениями о высоте отдельных тонов и об интервалах;
  • формирование навыков выбора режима работы гортани оптимального для реализации слухового представления о высоте тона;
  • формирование навыков выбора энергетических затрат, оптимальных для реализации слухового представления о высоте тона;
  • формирование навыков выбора режима работы гортани или их последовательности, оптимальных для реализации слухового представления об интервале;
  • формирование навыков выбора оптимальных энергетических затрат для реализации слухового представления об интервале, его ширине, преодолении этой ширины;
  • дозированную тренировочную нагрузку на разные группы мышц, участвующих в голосообразовании, имеющая целью устранение неравномерности развития и подготовку к решению звуковысотных, динамических и тембровых задач, которые могут возникнуть в музыкальных произведениях.

Представляется, что необходимым и достаточным условием первого приближения к академическому певческому тону является наличие четырех показателей:

  1. Целесообразное использование режимов работы гортани или регистров.
  2. Гголосообразующий выдох, многократно превышающий по длительности и интенсивности речевой и жизнеобеспечивающий.
  3. Певческое вибрато и произвольное управление его параметрами: частотой и амплитудой.
  4. Специфическая певческая акустика ротоглоточных полостей, специфическая артикуляция, существенно отличающаяся от речевой.

Кратко расшифрую каждый из показателей.

Под целесообразным использованием режимов работы гортани или регистров будем понимать соотношение звуковысотности или диапазона и использование того или иного регистра, в зависимости от возраста и пола поющих. Применительно к академическому пению предлагается такая схема. Регистры будем пока именовать традиционно: «грудной» и «фальцетный».

Детский и женский голос (детский-мальчики и девочки) в употребительном диапазоне:

  • от фа-соль малой октавы до ре-ми первой, но не выше – «грудной»режим
  • от ми-фа первой до ля-си второй-«фальцетный»режим
  • от ля-си второй до ми-фа третьей и выше – может бать «свистковый» режим, но это-сольный вариант.

Мужской голос:

  • не зависимо от типа (бас, баритон, тенор) весь диапазон, употребляемый в современном хоровом и сольном пении (приблизительно, от ДО большой до ДО второй октав в реальном звучании), исполняется «грудным» режимом в его разных модификациях, по-разному именуемых в разных школах, традициях и системах
  • не зависимо от типа голоса может быть использован «фальцетный» режим преимущественно в первой октаве как специфическая «краска» в нюансе пиано и пианиссимо или для имитации женского голоса
  • не зависимо от природного типа голоса мужчиной-вокалистом может быть использован «фальцетный» режим как основной рабочий для пения по женской модели сопрано и меццо-сопрано. Диапазон и включение «грудного» и «фальцетного» режимов полностью совпадает с женской моделью академического пения.

Второй показатель – активный фонационный выдох имеет отношение к силе тона или «интенсивности звукового давления», что субъективно воспринимается как громкость.

Давно установлено, что сила тона находится в прямой связи с силой подскладочного давления, а проще – с силой выдоха.

Певческое вибрато и тем более управление им является в педагогике пения наиболее запретной «зоной» и считается чем-то непознавамым. Вибрато от природы у детей явление более редкое, чем у взрослых. Поэтому достаточно заслышать в пении ребенка вибрато, как он тут же выделит этого ребенка как «с голосом». У взрослых вибрато выступает как качество, делающее голос пригодным для восприятия но – не более.

У певцов самых разных жанров – от фольклора до рока – встречаются все три предыдущих показателя. Поют разными регистрами, весьма громко, не зависимо от наличия или от отсутствия электроусиления, используют вибрато самых разных параметров.

Решающим показателем, выделяющим академических вокалистов из певцов других, неакадемических, жанров является особая специфическая форма ротоглоточного рупора, выражающаяся в особом специфическом способе формирования гласных и особом способе произнесения согласных.

Принципы метода:

1. Биоакустическим фундаментом любых проявлений голосовой активности является механизмы голосообразования, возникшие в древний период эволюции человека и сохраняющиеся в первые месяцы жизни: голосовые сигналы доречевой коммуникации.

2. Принцип саморегуляции голосообразующей системы: создание оптимальных условий функционирования природной автоматики через точные действия голосового аппарата, использование некоторых явлений саморегуляции.

3. Принцип элементарных операций: формирование сложного двигательного навыка певческого голосообразования из последовательности и совокупности простейших далее неразложимых на сознательном уровне операций.

4. Принцип повторяемости: многократное повторение одинаковых операций, вызывающее оптимизацию деятельности всей системы в направлении биологической целесообразности и энергетической экономичности.

5. Принцип наблюдаемости-визуальный и осязательный.

6. Принцип самоимитации: повторение не чужого звука, воспринимаемого только слухом, а своего, со всем комплексом вокально-телесных ощущений.

7. Принцип эстетического негативизма: пение нарочито некрасивым голосом с целью переноса внимания с контроля тембра на контроль вибро-, баро-, проприорецепции и фонетики.

Фонопедический метод и элементарное музицирование

Несмотря на игровой характер работы с детьми, музицирование всегда будет процессом направляемым, организуемым, целенаправленным, а, значит, осознаваемым, и не только педагогом, а и детьми, естественно в той мере, на которую они способны в известном возрасте.

Элементарное голосовое музицирование (ЭГМ) предшествует спонтанное голосовое музицирование(СГМ). СГМ будем называть звуки неречевого характера спонтанно организуемые во времени или высоте. Это может бать повторение какого-либо звука, слога, слова, ритмичное произнесение слов, «мысли вслух» с напеванием и т.п.Материалом для СГМ могут выступать голосовые сигнал доречевой коммуникации. Они превращаются в СГМ в том случае, когда они издаются вне ситуации, вызывающей их.

СГМ можно рассматривать как сигнализацию самому себе о себе.

Проблему обучения вокальному музицированию, и не только детей, в т.ч. решение проблемы «гудошников», можно рассматривать как перевод СГМ на осознанный целенаправленный уровень, т.е.- в ЭГМ. Решить ее может помочь Фонопедический метод в ее игровом варианте. Упражнения построены на материале СГМ и служат для осознания его элементов, механики голосообразования, энергетических возможностей голоса. В этом аспекте фонопедические упражнения можно рассматривать как первые шаги ЭГМ.

Список литературы:

1. Емельянов В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб, 1997 г.

Автор: Кабак Елена Леонидовна, музыкальный руководитель ГБОУ НШ-ДС №624, г. Санкт - Петербург.

5 из 5 звезд
(голосов: 3, сумма баллов: 15)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Олеся Викторовна 13.01.2014 в 19:31

Уважаемая Елена Леонидовна. Интересная статья, особенно для муз. работников. Спасибо.

Елена Леонидовна 13.01.2014 в 22:19

Огромное спасибо!
уже 10 год работаю в детском саду и занимаюсь этим методом, используя его на распевках
мне кажется, это очень хорошо развивает артикуляционный аппарат детей

Кустова Наталья Павловна 14.01.2014 в 23:40

Уважаемая Елена Леонидовна! Радует поддержка ученого педагога В. В. Емельянова и акцент на необходимость изучения сущности метода для более глубокого понимания темы. Надеюсь, в дальнейшем это найдет свое плодотворное выражение в развивающих голосовых играх для дошкольников, что обеспечит развитие, охрану детского голоса и подготовку его к возможным нагрузкам. Успехов!

Геннадий 15.01.2014 в 22:36

Уважаемая Елена Леонидовна! Немного знаком с данной методикой, ваша работа очень интересная, почему не выставили на конкурс? От меня 5!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!