Регистрация

НОД для детей старшей группы ДОУ «Рукотворная береста»

  • 8 июля 2016

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цели и задачи НОД: 

  • расширить представления детей об образе берёзы;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость.
  • знакомить детей с разновидностью коры – берестой;
  • учить простейшим приемам работы с бумагой – обрезанию по выкройке;
  • формировать умение строить схему поэтапного изготовления туеска;
  • укреплять интерес к работе, доброжелательные отношения детей во время совместных действий;
  • расширять и пополнять словарный запас (береста, короб, туесок, чечевички).

Планируемые результаты: дошкольник интересуется берестяными изделиями (изготавливает туесок из бересты), поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение).

Материалы и оборудование: картины с изображением берез, изделия из бересты; бумага белая раскрашена под бересту, сектор круга из тонкого картона; ножницы, клей, каран­даш.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята сегодня мы будем говорить о красоте русской природы. А сейчас отгадайте загадку.

Стоит Аленка. Платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.

О каком дереве говорится? Это дерево ещё является символом России.

Дети: Береза.

2. Работа по теме.

Воспитатель: Я предлагаю послушать рассказ о березе детей луговского детского сада.

– Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора.

Чем необычна кора березы? (Ответы детей). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.

Воспитатель: Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из березы. (Дети рассматривают берестяные изделия).

Воспитатель: Из природного материала березы изготавливают самые разнообразные предметы – это шкатулки, замечательные сувениры: роза, свистульки, женские украшения. Деревянную посуду: ложки, тарелки, корзины, туески.

Туесок – это короб с крышкой, который применяется для хранения продуктов. Благодаря особым свойствам бересты, продукты в туеске долго сохраняются свежие. Их использовали для хранения грибов, ягод, яиц и т.д.

Береза нам дает в баню березовый веник и полезный для нашего организма сок.

Посмотрите, ребята, это та самая береста. Рассмотрите ее белую кору и черные черточки – чечевички. Береста, как нечто среднее между бумагой и деревом, благополучно сочетает в себе отдельные свойства этих материалов. Она гибка и податлива как бумага, но в то же время отличается высокой прочностью и водонепроницаемостью. Береста может использоваться вместо бумаги, но и на ней можно вырезать разные узоры.

Какая береста на ощупь? (Ответы детей: Мягкая, бархатистая поверхность бересты очень приятна на ощупь, а её цвет от темно-шоколадного до золотистого и кремового белого).

3. Динамическая пауза «Березовый лес»

Воспитатель: Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии, набрать грибов на зиму. Давайте с вами вместе отправимся в осенний лес. Посмотрите сколько здесь грибов.

  1. Какие грибы полезные вы знаете?
  2. А не полезные?

Тогда мы с вами должны собрать только съедобные грибы.

Игра «Собери съедобные грибы» (Под музыку дети собирают грибы).

Воспитатель: Давайте в туесок соберем грибы. Ребята, всем хочется набрать грибов, но туесок наш очень маленький и весь урожай в нем не поместится. Я предлагаю вам отправится в нашу творческую мастерскую и каждый для себя сделает туесок.

4. Изготовление туеска.

Воспитатель: Нам надо будет работать с выкройкой.

Педагог показывает туесокДети рассматривают его, ощупывают поверхность материала, отмечают характерные особенности размера, формы, рассказывают, как им можно пользоваться в быту. Затем педагог объясняет, как мастерят туесок, а дети по ходу объяснения строят схему его поэтапного изготовления.

Воспитатель: Для поделки я выбираю бумагу, раскрашенную под бересту. По заранее приготовленному шаблону (выкройке) из бумаги вырезаю сектор круга и полоску. Затем сектору круга придаю форму воронки. При этом один край накладываю на другой, после чего эти края склеиваем. Теперь остается только прикрепить ручку из полоски бересты к краям туеска. Ее приклеиваем клеем ПВА.

После разрешения неясных вопросов приступают к изготовлению поделки. В ходе работы воспитатель помогает детям, учит их проявлять доброжелательность к товарищам, готовность оказывать помощь.

5. Рефлексия.

  • О каком дереве мы говорили?
  • Какие изделия люди научились делать из бересты?
  • Какой материал использовали для изготовления этих изделий?

Воспитатель: Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.

На земле мы живем с тобой.
Нет прекрасней земли родной.
Так давайте беречь и любить.
Не губить её, не губить.

Список литературы.

1. http://rusbirchbark.ru/rus/birch_bark/o_bereste

2. http://podelki-sr.ru/podgotovitelnaya-k-shkole-gruppa.html?start=16

Автор: Лаушкина В.А., воспитатель МБДОУ детский сад №9 «Улыбка», п. Луговое, Калининградская область.

0 из 5 звезд
(голосов: 0, сумма баллов: 0)

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (2)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Елена Елена Елена 15.09.2020 в 11:33

Такой подробный конспект мероприятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!

Елена Елена Елена 17.03.2021 в 07:33

Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!