Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Моя педагогическая инициатива: рассказать современным детям, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
C первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности.
Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него развиваются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.
С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Качество детских программ на TV оставляет желать лучшего: появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены, а еще – чтение сомнительного качества и содержания литературы, носящей разрушительный характер для детской психики.
Остается только удивляться, как все это выдерживает маленький ребенок. Дети перестали играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки – матери», «Гости пришли» и др.), их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.
Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.
Размышляя над этими проблемами, я пришла к выводу – помочь может народная кукла.
Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:
Все вышеизложенное позволило определить цель работы:
Цель: приобщать детей к народной культуре через совместное творчество с взрослыми.
В соответствии с целью были поставлены задачи:
Задачи: Привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства; развивать фантазию, вкус, творческое воображение; знакомить с элементарными приемами рукоделия.
Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
Литература:
Автор: Топанова Лариса Евгеньевна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР Д/с «Дружба», Качканарский городской округ Свердловской области.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо, за интересный материал. Приобщение детей к истокам русской народной культуры - актуальная на сегодняшний день тема. Продолжайте и дальше работать в этом направлении. УСПЕХОВ Вам и вашим детям!
Уважаемая Лариса Евгеньевна!Отличный материал на актуальную тему. Творческих успехов!
Уважаемая Лариса Евгеньевна! Очень интересный материал! Уже хочу себе куклу- домового! На самом деле очень много информации, яркая презентация. Хотя и работаю в школе, взяла материал в копилку. Он будет интересен и моим ученикам. Спасибо. От меня 5+
Приглашаю познакомиться моим опытом. Удачи!
Представленный материал скорее всего не для учеников, как пишет "Olesya770777", а отличный Мастер-класс для педагогов и ДОУ, и школы, после которого педагог на основе этого Мастер-класса может создать различные мероприятия для детей по данной теме. Лариса Евгеньевна, отличная публикация!!!
Отличный материал! Полностью с вами согласна. Успехов в вашей работе!