Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Куклы в русских народных костюмах в гостях у детей».
Занятие о русских народных костюмах. В доступной для дошкольников форме идёт рассказ об истории русского сарафана из разных уголков нашей Родины: сарафана из Новгорода – расшитого яркими цветами и птицами и белоснежного сарафана из Гжели, расшитого бисером цвета неба.
Целью данного занятия является приобщение детей к народному декоративно-прикладному искусству; вызвать интерес к вышиванию и желание детей самим научиться вышивать.
Задачи занятия:
Ход занятия:
1. Игровой приём: приход нарядных кукол в русских национальных костюмах с разных уголков России.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть красивые сарафаны и кокошники гостей-кукол и послушать про них такой рассказ: Этих кукол зовут Машенька и Катюша. Они одеты в русские сарафаны. Но почему же они такие разные? Да потому, что Катя и Маша приехали из разных уголков нашей большой страны России.
Машеньке сарафан и кокошник подарили в небольшой подмосковной деревне Гжель. Там на заводах создают разные по форме фарфоровые вещи. И белоснежные фарфоровые чайники, подснежники, часы украшены, синей росписью. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор, а затем и на Машин сарафан. По белому фону ведёт рука художника кисточку с краской... То сильнее, то слабее нажимает на неё. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и трава, и птицы. Всего одна краска.… А какой нарядный и праздничный сарафан получился.
А в таких ярких сарафанах и кокошниках ходили девушки, которые жили в старинном русском городе Новгороде. И наша Катюша теперь в таком же сарафане красоваться будет. Небогатый гардероб был у наших предков – сарафан да белая рубаха. И вот взялась русская женщина за иголку, стала расшивать красивыми узорами рубахи, сарафаны, полотенца, скатерти. Не одну долгую зиму просиживали русские женщины за иглой. Зато одна краше другой выходили в праздник девушки на гулянье. С великим мастерством расшиты сарафаны, у парней рубашки вышивкой украшены. И до сих пор не вянут цветы на красивых русских сарафанах, таких как на наших куклах.
После рассказа воспитатель задаёт детям вопросы:
Детям предлагается рассмотреть работы, выполненные ранее другими детьми.
2. Воспитатель предлагает детям подумать и сказать, какие материалы и инструменты им понадобятся для работы. Дети перечисляют.
Воспитатель далее предлагает вспомнить правила работы с опасными предметами, которые дети будут использовать при вышивании.
Правила:
Игровой приём: Куклы хвалят детей за знания и прощаются с детьми.
Литература:
1. В.Н.Косарева. Народная культура и традиции. – Волгоград, 2012 г.
2. И.В.Новикова. Обучение вышивке в детском саду. – Ярославль: Академия развития, 2010 г.
3. Шитьё и рукоделие. Энциклопедия. / Под ред. И.Андреевой. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1991. №4.
4. Э.Н.Литвинец. Учись вышивать. – М.: Знание, 1991 г.
5. Коллекция «Куклы в народных костюмах». Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН и ООО Этноконсалтинг.
6. А.Ю.Андреева. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб: Паритет, 2005 г.
Автор: Драницына Марина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ Детский сад № 485 комбинированного вида, город Новосибирск. Педагогический стаж 24 года. Победитель фестиваля художественного творчества работников образования Новосибирской области «Признание 2011 год».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Марина Николаевна, такое у Вас было многообещающее красочное начало занятия, но потом я так и не поняла, для чего была пставлена задача: знакомство с правилами техники безопасности с инструментами для вышивания? Дети же не вышивали... И цель занятия непонятна: зачем "вызывать интерес к вышиванию и желание детей самим научиться вышивать", если они не будут вышивать? А костюмы у кукол очень хорошие.
После первого этого моего занятия с детьми старшей группы мои дети прекрасно вышивают и у них сохраняется интерес к вышивке.
Уважаемая Марина Николаевна!Полностью согласна с предыдущим комментарием.Не поняла зачем вы ставили цель вызвать желание самим научиться вышивать....
Детей наглядно надо заинтересовать. Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста вышевкой не один год. Они наглядно видят работы и сами очень стараются -дарят своим родным подарки сделанные своими руками
Согласна с Вами,что детей надо заинтересовать. Вам нужно было описать этапы работы по обучению детей вышиванию, проект, а знакомство с куклами сделать 1 занятием проекта.Тогда было бы понятнее.
Я написала, что это ознакомительное занятие,а вся работа с детьми опубликована в другой моей работе План- кружка по вышиванию с детьми старшего дошкольного возраста. У моих детей хорошие работы и они оценивались не один раз.
Марина Николаевна, я не нашла, где Вы написали, что это ознакомительное занятие... В тексте работы этого нет. Всё понятно, что "дети наглядно видят работы и сами очень стараются-дарят своим родным подарки сделанные своими руками". Но не понятно что это: занятие кружка или НОД? Даже это нигде не указано...
А то, что "где-то" "что-то" есть в другой работе, ну, извините это неправильно! Смотришь же и оцениваешь каждую работу отдельно...
Первый раз участвую в интернет-конкурсе. Спасибо за замечания. В следующий раз учту.
Такой подробный конспект занятия! Возьму его себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!
Замечательная статья! Она многим очень пригодится. Я лично для себя нашла очень много полезного. Буду использовать этот материал по мере необходимости. Спасибо за вашу отличную работу и предоставленный материал. Интересно будет прочитать другие ваши работы.