Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Современная эстетико-педагогическая литература раскрывает сущность художественного воспитания, которая состоит в формировании у детей эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Взаимодействие ребёнка с искусством рассматривается как смысловое общение с опорой на «язык» искусства.
Формирование творческой личности, важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством её решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник. Всё необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. Развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец, нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, т.к. педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед рисованием.
Исследователи детского изобразительного творчества (Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина, Т.С. Комарова) неоднократно указывали на необходимость обучения детей карандашной технике рисования, подчёркивая при этом её роль не только как вспомогательного, начального этапа живописи, но и как самостоятельного вида графики. А вот педагоги-практики утверждали, что цветные карандаши не столь ярки и многоцветны как краски. Но проблема отпадёт, если вместо цветных карандашей предложить дошкольникам акварельные мелки.
Работу с акварельными мелками дошкольники осваивают быстрее, чем работу с красками, и она доставляет им больше удовольствия, чем рисование обычными карандашами, поскольку выразительность рисунков, выполненных мелками, гораздо выше, а возможность создания разных художественных образов неограниченна. Наиболее интересно в технике акварельных мелков выполнены рисунки на тему «Натюрморт», составленные из овощей, фруктов. Они позволили детям проявить все выразительные средства мелков.
Оригинальны и нетрадиционные техники: «рисование по клейстеру руками» и «рисование на песке», которые требуют точности и быстроты движения. Сам процесс экспериментирования, т.е. использование таких техник доставляет большое удовольствие и радость. Большие возможности открывают перед дошкольниками восковые карандаши, поэтому и техника работы с ними несколько иная. Им подходит шероховатая с крупной фактурой бумага. На одном листе сочетаются графические и живописные средства. Эта техника является переходной от рисования карандашами к письму акварельными красками.
Одним из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является печатка. Техника печатки поможет украсить костюм, игрушки, салфетки, пригласительные билеты и т.д.
Монотипия, что в переводе с греческого означает «один отпечаток». В работе с дошкольниками процесс получения оттиска целесообразно упростить – заменить металлические пластины кафельными плитками, а масляные краски – гуашевыми. Последовательность выполнения оттиска остаётся той же. Вначале дети делают рисунок гуашью на кафельной плитке по теме или замыслу. На готовый рисунок кладут влажный лист бумаги, а затем способом разглаживания получают оттиск. Готовые оттиски снимают и сушат под небольшим прессом. Сам процесс печати доставляет детям большое удовольствие. Им очень хочется увидеть, что получится в результате, и сравнить свой оттиск с работами других детей.
Для детей младшей и средней группы доступным способом изображения рябины, мимозы является техника печати. Создаётся игровая ситуация, при которой способ печати был незаменим. Обыгрывается отсутствие кисточки. Веточка, которую так хочется нарисовать есть, а кисточки исчезли. Как быть в этом случае? Если дети самостоятельно не смогут найти ответ, порадуйте их «неожиданным» открытием. (Приложение) Нетрадиционный подход в рисовании дал большой толчок развитию детского интеллекта, подтолкнул творческую активность детей, научил их нестандартно мыслить. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков.
Детское творчество, по своей сути – подлинное, только находится в начальной стадии своего развития. Не случайно Е.А.Флёрина назвала его «зёрнышком», а в «зёрнышке» заложено всё, что появляется в зрелом растении, только вырастить надо.
Автор: Сорокина Ольга Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Детский сад общеразвивающего вида, г. Волгоград. Педагогический стаж 22 года.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Ольга Анатольевна! Нетрадиционные приёмы рисования, представленные Вами в статье, позволяют судить об их разнообразии, доказывают интерес к ним детей. Однако, на мой взгляд, недостаточен объём Приложения №2, он не даёт широкого представления о результатах рисования, нет подписи под фотографиями, не всегда, глядя на них, можно определить, в какой технике выполнен рисунок. Желаю Вам успехов в эстетическом развитии детей.
Уважаемая Ольга Анатольевна! Вы - молодец, что обучаете детей разным техникам рисования, развиваете воображение, творчество, самостоятельность.Но еще бы хотелось на всероссийском конкурсе видеть систему работы,ее результаты.Желаю Вам творческих успехов!
Уважаемая Ольга Анатольевна! К сожалению, присоединяюсь к коллегам - материал недостаточен для оценивания.