Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»
Воспитывая всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Музыка постоянный спутник человека во всей его жизни. Она, по выражению Стендаля, является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживание его дум.
От природы каждый ребенок имеет музыкальные задатки. Любого ребенка стоит учить музыке. Ритмическое восприятие является одной из основ музыкального развития. Ритм – элемент развития интеллекта. В переводе с греческого, ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии. Мелодия образуется в том случае, если звуки организованы ритмично, то есть обладают определенными длительностями; чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия.
На музыкальных занятиях необходимо считаться с тем, что все дети с различными задатками и уровнем развития. Здесь необходимо знать каждого ребенка: его музыкальные способности, темперамент, склонности.Доказано, что если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой, слитной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.На своих занятиях большое внимание уделяю метроритмическому воспитанию.
Взаимосвязь метроритмического воспитания:
Обязательным элементом занятий становятся движения под музыку, которые способствуют развитию:
Для этого использую:
Одновременно развиваю у детей вокальный слух, дыхание, дикцию, добиваюсь выразительности исполнения, формирую навыки, которые в первую очередь приобретаются детьми в ансамблевом пении.
Психологами доказано, что «немузыкальных» детей не существует. Поэтому работу необходимо начать с элементарного музицирования, с простых движений под музыку, главная задача – добиться у ребят быстрой реакции на сильную и слабую долю в музыке. Разученные по слуху простейшие песни, ребята способны не только пропеть, используя метра – ритм, со словами, но и проанализировать ее.
Так, в знакомой песне они должны уметь:
Проработав ритм отдельных слов и словосочетаний, перехожу к считалкам и прибауткам. В итоге дети в состоянии сами отхлопывать ритм отдельных фраз знакомых песен естественными, ненапряженными движениями, уверенно, выразительно, пропевая мелодию вслух или про себя.
Наряду с этим даю понятия – длинный и короткий звук. Для малышей помощь оказывают дидактические игры. Для детей среднего возраста короткие и длинные звуки преобразуются в большие и маленькие фигурки – картинки со своими именами.
Огромную помощь в работе оказывают рифмы ритмического восприятия (с хлопком, с инструментом, с голосом), и особенный интерес у детей вызывает использование их во всех возможных формах.
Большое значение придаю ритмическим канонам, которые исполняются двумя группами детей. Этот прием особенно радует их, за раскрытие совсем необычного звучания, казалось бы, обычной попевки. Благодаря таким приемам дети своими силами создают ансамбль.
Дети способны создавать простейшие мелодии к заданным словам, ритму, названию прослушанного произведения, рисунку, иллюстрации, движению и т. д. Особенно виден значительный рост в развитии умений двигаться под музыку ритмично, раскованно, непринужденно.
Вывод очевиден: Для того чтобы воспитанники раскрыли свои таланты, благодаря полученным в детском саду навыкам, просто необходимо продолжать работу по этой интересной, увлекательной теме и дальше. Ведь как сказал в 1910г. швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз – ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
Автор: Божок Светлана Вячеславовна, музыкальный руководитель МКДОУ детский сад № 26, п.г.т. Ярославский, Хорольский район Приморского края.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Светлана Вячеславовна! Спасибо за возможность познакомиться с Вашим опытом работы по музыкальному развитию детей. Уверена, что Вы добьётесь ещё больших положительных результатов!
Огромное спасибо за ваши комментарии! Буду рада прислушаться к любым рекомендациям!
Полновесная, методически обоснованная работа, удачи автору,+5!
Уважаемая Светлана Вячеславовна!Спасибо Вам за то,что вы развиваете детей, а не только готовите их к утренникам.Я увидела интересные игры, систему работы по развитию навыков музыкальной деятельности. Творческих успехов Вам!
Очень хорошая работа. Мне кажется, что с таким педагогом дети раскроют все свои музыкальные таланты. Так держать!
Уважаемая Светлана Вячеславовна, Вы очень грамотный творческий специалист и через всю вашу публикацию проходит незримой нитью любовь к детям... Удачи Вам!
Уважаемая Светлана Вячеславовна, вы - настоящий специалист, и это доказывают результаты. Очень интересно, что у самых младших получился таки скачок в развитии ритмики - больше чем в два раз. Это лишний раз доказывает, что вы все делаете правильно и, если вовремя и со знанием дела взяться за работу, можно достигнуть великолепных результатов. Удачи в конкурсе! +5
Уважаемая Светлана Вячеславовна! Спасибо за возможность познакомиться с Вашим опытом работы. Вами представлена большая система работы по развитию ритма, вокального слуха, дыхания, дикции. Удачи и творческих успехов!