Приоритетной задачей образовательно-воспитательного процесса на современном этапе является развитие личности ребенка, его задатков, способностей, расширение его представлений об окружающем мире и определении своего места в нем, формирование ценностного опыта. Все образовательные области направлены на решение этой задачи. Педагоги стремятся определить оптимальные пути организации процесса личностного развития ребенка. Важнейшую роль в этом процессе играет искусство, имеющее возможность глубоко проникать в сознание и душу ребенка, формируя сквозь призму художественных образов его представления о действительности.
Решая основные задачи музыкального воспитания дошкольников, музыкальному руководителю важно помнить о том, что основой образовательной деятельности становится не столько формирование знаний, умений и навыков, сколько развитие музыкальных способностей детей и, в том числе, музыкального мышления.
В последние годы был опубликован целый ряд работ по музыкальной психологии (В.И.Петрушина, А.В.Ражникова, Г.С.Тарасова, Г.М.Цыпина), в которых затрагивались отдельные стороны музыкального мышления. Особую ценность представляют труды В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, М.С.Старчеус, связанные с вопросами становления и развития музыкального мышления человека. Вопросы формирования основ музыкального мышления детей дошкольного возраста освещаются в исследованиях К.В.Тарасовой, Э.П.Костиной, Г.А.Прасловой.
Словосочетание «музыкальное мышление» используется музыкантами давно, хотя точного определения этого понятия пока не существует. Многие исследователи (В.В.Медушевский, В.М.Подуровский, Н.В.Суслова) выделяют в качестве основных признаков рационально-логическое и эмоциональное в их неразрывной связи. В психологических словарях мышление рассматривается как познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности, понимаемая как «интеллект в действии». Основными мыслительными операциями в этом процессе являются: анализ – мысленное разделение целого на части, выделение их признаков; сравнение – установление сходства и различия; синтез – мысленное объединение частей, в единое целое; обобщение – объединение предметов или явлений по общим существенным признакам.
Автор: Непейвода Наталья Гермогеновна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Муниципального Автономного Дошкольного Учреждения общеразвивающего типа № 100, г. Сыктывкар, стаж работы 34 года. Мои увлечения: классическая музыка, люблю цветы домашние и садовые.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.