Когда в нашей семье появилась дочка, мы были молоды и немного неопытны в вопросах полноценного развития нашей малышки. Сначала я слишком много внимания уделила навыкам чтения: в полтора года дочь Лена знала все гласные буквы, и с лёгкостью находила их в текстах, в четыре года она уже читала.
Но я не акцентировала должного внимания на развитии мелкой моторики! Во-первых, потому что очень боялась, что дочь проглотит что-нибудь из «наглядных пособий», ну а во-вторых, гораздо проще развивать то, что у ребёнка и так на уровне! Книги она обожала, и мне казалось, что нужно работать именно в этом направлении. В итоге развитие мелкой моторики было упущено.
Сейчас этой «малышке» 10 лет, читает она великолепно, с удовольствием пишет сочинения, изложения, участвует в конкурсах чтецов, у неё богатый, недетский речевой запас, а вот моё упущение в развитии моторики сказывается до сих пор, тем более, что учится она в творческой гимназии «Арт-Этюд». Поскольку ее пальчики в детстве мы не приучили к мелкому, кропотливому труду, многое ей теперь даётся трудней, чем другим детям.
Через девять лет мы решились пополнить нашу семью маленьким озорником. У нас появился Влад, сейчас ему исполнилось полтора года. Читая Ленин детский дневник, я каждый раз убеждалась в том, что сын развивается иначе: он не болтлив, не знает букв и вообще крайне отрицательно относится к книгам. Все те книжки, которые дочь так трепетно перечитывала, он разрывал при первом же знакомстве. К тому ж предыдущий опыт подсказывал, что пришло время исправлять ошибки молодости…
На первых занятиях мы с сыном решили обойтись подручным материалом. В ход пошли разноцветные макароны, которые после предварительной демонстрации Влад перекладывал из одной ёмкости в другую, либо собирал их со стола и складывал в баночку (иногда давала горох и фасоль).
Такие упражнения продолжались минут 10, потом сынуля начинал грызть наглядные пособия и разбрасывать их. Я тут же меняла вид деятельности, например, рисовали фломастерами дождик, (т.к. ничего другого пока не умеем).
Позже я приобрела специальную массу для лепки, пластилин с формочками и скалкой, пальчиковые краски, водные раскраски и большую раскраску на клеёнчатой основе, по которой рисуем восковыми мелками, стираем и снова рисуем. Ещё у нас появилась досочка, на которой можно рисовать маркером, её он особенно любит, нарисует, сам же сотрёт (для этого есть приспособление в виде войлочной резинки).
Думаю, не лишним будет напомнить, что все занятия необходимо контролировать. Мой шустрик так и норовит облизать маркер или кисточку, а также, по возможности, закатать в волосы побольше массы для лепки (которую, кстати, в случае недогляда придётся состригать вместе с волосами).
1. Итак, старайтесь заниматься с детьми утром, до дневного сна. Хотя это требование, скорее индивидуально, бывают дети, которые по утрам ходят как сонные мухи, вплоть до самого вечера, и только к ночи у них появляется тяга к творчеству.
2. Каждый день мы занимаемся по-разному, например, рисуем пальчиковыми красками, для этого я расстилаю на полу огромную клеёнку, а уже на неё усаживаю малыша в «рабочей одежде» с листком бумаги А3. Кисточкой наношу на ладошки водные краски, и он с огромной радостью оставляет свои отпечатки на холсте. То же самое можно проделать и со ступнями ног, но после творчества такого рода, ребёнка придётся искупать.
3. Когда мы лепим из пластилина, я стараюсь задействовать формочки и инструменты, чтобы сын, что называется, «подключал мозги», ведь каждая формочка помогает создать ему определённую фигуру. Влад очень любит машины, на этой слабости и играем; если вырезаем формой только животных, то быстро надоедает, а когда штампуем различные машины, то занятие длится дольше. А ещё из пластилина можно просто катать шарики и ковыряться в нём пальчиками. Это очень полезное занятие.
4. К раскрашиванию восковыми мелками раскраски на клеёнке подключается старшая дочь, они ползают по ней вместе и создают привычный рисунок в новом цвете (как я уже говорила, раскраска многоразовая, рисунки стираю влажной тряпочкой). Таким образом у меня появляется 15-20 минут свободного времени.
5. В таком возрасте нет смысла рисовать акварелью, во-первых, это «грязное» занятие, во-вторых, ребёнок, как правило, старается слизывать краску с кисточки, а в-третьих, разнообразие цветов можно продемонстрировать на массе для лепки. Меня выручили водные раскраски, это такие, где при помощи кисточки и воды можно воссоздавать в цвете уже нарисованные картинки.
6. Существует такое приятное для малышей занятие, как рвать бумагу на мелкие кусочки, наш творец предпочитает рвать салфетки. Позвольте своему чаду искромсать пару упаковок, это полезно для развития моторики, да и малыш получит массу удовольствия. Одним словом, можно найти много интересных для ребёнка занятий, при помощи которых неумелые пальчики обретут ловкость. Народная мудрость гласит: «Ум на кончиках пальцев». А главное совместное творчество укрепит связь с Вами.
7. Кроме всего этого, я набрала сынишке книги, где изображения собраны в тематическом порядке: ну, например, книги с изображением домашних животных, посуды, одежды, легковых и грузовых машин и т.д. Можно купить не книги, а разрезные картинки, они дешевле.
Поскольку читать сын не любит, купили ему диски со сказками, стихами. Владик с удовольствием слушает Чуковского, Барто, сказки про всяких там козлят и колобков. Это я к тому, что нельзя забывать и о других видах полноценного развития. Но это уже совсем другая история…
На фото: Моя семья
Автор: Ольга Тимошенко
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо, Мастер! Этих очаровашек любить не трудно, трудно понять-как же их правильно любить. :-)
Молодец, Оля, вы сейчас тоже учитесь в Арт-этюд? Можно ли с вами переговорить?
Очень понравилась работа Ольги: хорошее знание и своих детей, и психологических особенностей детей дошкольного возоаста. Интересно было бы узнать и о "других видах полноценного развития", которые Оля использует в своей педагогической практике.
Спасибо, Психолог, за высокую оценку. Мнение профессионала всегда важно для меня в вопросах воспитания моих детей. А "другие виды полноценного развития" будут чуть позже. :-)