В стране Фантазий живут дети, которые много знают. Они любят задавать друг другу вопросы, думать, рассуждать. Им можно задать любой вопрос, и они непременно найдут на него ответ. Дети из страны Фантазий решили задать тебе несколько вопросов и посмотреть, что ты знаешь об окружающем нас мире. Может быть, ты знаешь больше, чем они?
Дети из страны Фантазий решили задать тебе несколько вопросов и посмотреть, как ты будешь доказывать свою точку зрения. Может быть, ты сообразительнее, чем они?
Игра «Узнай кто?»
Дети встают в круг, взявшись за руки, и выбирают ведущего. Он встаёт в центр круга. Ему платком завязывают глаза. По команде взрослого дети идут молча по кругу, пока взрослый жестом не покажет на одного из них. Тот, в свою очередь, должен окликнуть по имени водящего, а водящий с закрытыми глазами должен назвать того, кто его окликнул. Если водящий сказал верно, ребёнок становиться вместо него, игра продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не побывает в центре круга.
Вариант игры: Участник, стоящий в центре круга, вытягивает руку вперед и поворачивается по часовой стрелке. Дети поют любую песню, а когда ведущий говорит: «Стоп», – хоровод останавливается. Водящий с закрытыми глазами должен угадать ребенка, на которого указывала его рука при остановке хоровода.
Игра «Волшебный мешочек»
В мешочек кладутся различные вещи, которые знакомы детям. На первом этапе ребенок должен опустить руку в мешочек и на ощупь определить, что в нем находится. На втором этапе ребенок должен потрогать находящийся в мешочке предмет и описать его словами, а сверстники должны по описанию определить невидимый предмет.
Возьмите несколько старых открыток, разрежьте каждую на 6-7 частей. Ребенку необходимо сложить открытку, сопоставляя контур рисунка. Когда получится целая картинка, необходимо объяснить, что на ней изображено.
Игру можно усложнить, разрезав открытки на более мелки части. Высший уровень сложности заключается в том, что можно смешать части двух или даже трех открыток и ребенок должен сначала выделить детали каждой открытки, а потом сложить три открытки.
Задается пара слов. Нужно создать аналогичную пару из двух других слов, одно из которых известно, а второе нужно выбрать из предлагаемого ряда.
Огурец – овощ, гвоздика – … (сорняк, цветок, земля, сад).
Огород – морковь, сад – … (забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка).
Учитель – ученик, врач – … (очки, больница, палата, больной, лекарство).
Цветок – ваза, птица – … (клюв, чайка, гнездо, перья, хвост).
Перчатка – рука, сапог – … (чулки, подошва, кожа, нога, щетка).
Темный – светлый, мокрый – … (солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный).
Часы – время, градусник – … (стекло, больной, кровать, температура, врач).
Машина – мотор, лодка – … (река, маяк, парус, волна, берег).
Стол – скатерть, пол – … (мебель, ковер, пыль, доски, гвозди).
Стул – деревянный, игла – … (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная).
Художник – рисует, повар – … (кастрюля, суп, варит, кушает, мясо).
Книга – читать, альбом - … (краски, рисунок, рисовать, портрет, бумага).
Кукла – пластмассовая, мяч – … (футбольный, резиновый, красивый, коричневый, играть).
Поезд – рельсы, автобус – … (пассажиры, билеты, бензин, едет, дорога)
Газета – «Аргумента и факты», кино – … (интересное, комедия, «Приключения Электроника», телевизор, кинотеатр).
Велосипед – колеса, лодка – … (река, вода, грести, весла, берег).
Ручка – письмо, фломастер – … (рисовать, цветные, рисунок, альбом, краски).
Охотник – ружье, рыбак – … (рыба, лодка, червяк, удочка, уха).
Игра «Съедобное – несъедобное».
Ребенку кидают мячик, а он его ловит только в том случает, если ведущий называет слово, обозначающее продукт питания.
Детям читаются три слова, из которых они должны выбрать лишнее слово, объединив два других по общему признаку.
Молоко, корова, кефир Ишак, индюк, гусь Книга, ученик, школьник Карандаш, фломастер, краски Гусь, гусыня, гусеница Голубой, красный, красивый Игрушка, мячик, кукла Голубой, красный, спелый Молоко, корова, кефир Ишак, индюк, гусь Книга, ученик, школьник Карандаш, фломастер, краски Гусь, гусыня, гусеница Голубой, красный, красивый Игрушка, мячик, кукла Голубой, красный, спелый Кабачок, огурец, лимон Лимон, апельсин, репа Редис, горох, помидор Понедельник, среда, осень Лето, весна, цветы Ишак, индюк, гусь Квакать, кукарекать, говорить Золотой, серебряный, железный |
Метро, автобус, трамвай Медведь, мед, пчела Москва, город, Екатеринбург Мак, подсолнух, тюльпан Пятница, неделя, понедельник Номер, телефон, звонок Пасмурно, ненастно, ясно Бежать, рисовать, летать Метро, автобус, трамвай Медведь, мед, пчела Москва, город, Екатеринбург Мак, подсолнух, тюльпан Пятница, неделя, понедельник Номер, телефон, звонок Пасмурно, ненастно, ясно Бежать, рисовать, летать Боль, больной, больница Море, морщины, морской Гора, гореть, пожар Дерево, деревянный, сосна Лес, лестница, лесник Хмурый, веселый, радостный Смелый, храбрый, трусливый Карандаш, фломастер, краски. |
Игра «Нос, пол, потолок»
Ведущий произносит слова: «Нос, пол, потолок», – и одновременно со словами показывает на нос, пол и потолок. Затем ведущий путает детей, показывая, например, на пол и говоря: «Потолок». Дети должны показывать именно то, что говорит ведущий.
Ведущий читает вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать количество ударов. Задание можно проводить с несколькими детьми в виде соревнования. В процессе занятий количество предложений увеличивается.
Игра «Корректурная проба»
Для игры подойдет любой текст из газеты или журнала с крупным шрифтом. Первичное задание звучит так: «По сигналу зачеркни все буквы «О» одной чертой». Хорошо, если и взрослый будет участвовать в игре и тоже займется вычеркиванием букв в своем тексте. Играя первый раз, взрослому необходимо приглядеться, правильно ли (слева – направо, сверху – вниз) ребенок движется взглядом по тексту. Если ребенок вычеркивает буквы хаотично или в любом другом порядке, ему нужно показать, как это делать, и по мере необходимости поправлять в течение игры.
Когда задание будет выполнено, ребенок и взрослый меняются текстами с тем, чтобы проверить работу друг друга. Помните, что развивающий эффект проверки выше простого выполнения задания, но такой вариант задания и более сложен для ребенка. Если ребенок с легкостью выполняет и само задание, и проверку, взрослым можно немного схитрить, специально допуская ошибки. Если ребенок самостоятельно не нашел ошибки, не нужно спешить с подсказкой. Направляющие фразы могут быть такие: «Посмотри-ка, по-моему, я где-то ошибся», «Проверь последние строчки, я к концу уже устал, вдруг там есть ошибка».
Когда первый уровень сложности освоен, можно постепенно усложнять задание: искать две буквы и отмечать их по-разному, например: перечеркивать «О» и подчеркивать «А»; искать три буквы; делать в тексте множество ошибок, пусть ребенок их обнаружит; играть с учетом времени.
Игра «Мы – детективы»
Внимание к мелким деталям и способность запоминать большое количество деталей – необходимое качество любого детектива. Для тренировки этих качеств группа разбивается на пары.
Два партнера становятся лицом друг к другу и в течение минуты пристально изучают один другого. После этого по сигналу ведущего они поворачиваются друг к другу спинами и меняют какие-то три детали своего внешнего вида. Так, можно расстегнуть верхнюю пуговицу рубашки, заправить свитер в брюки, снять значок или заколку … По сигналу ведущего партнеры поворачиваются лицом друг к другу и снова пристально изучают напарника. Выигрывает тот, кто быстрее обнаружит изменения во внешности.
Игра «Что изменилось?»
Фигуры из спичек, пуговицы, любые предметы, игрушки или карточки с изображением предметов раскладывают перед ребенком. Он в течение минуты смотрит на них, затем отворачивается. Ведущий меняет карточки местами, ребенок поворачивается и воспроизводит первоначальный вариант расклада.
Предложите ребенку повторить предложения различной длины, которая измеряется количеством слогов. Начинают работу с нескольких предложений, продолжая до тех пор, пока ребенок не начнет пропускать или путать слова. Запомните последнее предложение, которое он повторяет без ошибок.
15 слогов Щенок – очень милое домашнее животное.
16 слогов Волк, хищное животное, питается другим зверем.
17 слогов Мама сходила сегодня в магазин и купила яблок.
18 слогов Ваня ходил на рыбалку и поймал четырех пескариков.
19 слогов Костя и Витюша хотят сегодня пойти в кино.
20 слогов Костя повесил на новогоднюю елку разноцветные шишки.
21 слог Мальчики ходили в лес гулять и видели там белку и восемь дроздов.
22 слога Маленькие котята целыми днями возятся и играют друг с другом.
23 слога Серая в яблоках лошадь весело бежит вдалеке, помахивая хвостом.
24 слога Дети в лесу набрали кучу еловых шишек и весело поспешили домой.
25 слогов Буйволы любят валяться на мелководье, если им никто из зверей не мешает.
26 слогов За окном белым-бело – это снег, вдруг неожиданно выпавший прошлой холодной ночью.
27 слогов Когда птенцы учатся летать на лугу, их заботливые родители летают рядом.
28 слогов Никто даже не может предположить, что как замечательно будет учиться наш ребенок в школе.
29 слогов Крокодилы – южные животные, и не надо бояться, что они могут приплыть в Москву-реку.
30 слогов Замечательная рождественская елка – веселая, увешанная игрушками и подарками !
31 слог На столе лежат четыре никем не прочитанных газеты и выгорают на солнце.
32 слога Лебеди учат маленьких и капризных лебедят плавать в реке, а они верещат и сопротивляются.
33 слога Осенью в лесу, шурша листьями, шишками и ветками, гуляют ежи, чувствующие свою безопасность.
34 слога Унылая и рассерженная крыса в норе размышляет о жизни и сопровождающих ее опасностях.
35 слогов В ноябре в лесу уже нет поганок, как, впрочем, вообще грибов, которые засыпают на время зимних холодов.
Для детей 6-7 лет превосходным считается показатель, если они воспроизводят предложение в 30-35 слогов, хорошим – 26-29 слогов, удовлетворительным – 20-25 слогов. Если ребенок может запомнить только до 20 слогов, необходимо чаще учить наизусть стихотворные и прозаические отрывки.
Автор: Емельянова М. Н.,
кандидат педагогических наук, доцент
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Игры интересные. Можно в какие-нибудь и попробовать поиграть со своим дитем.
Игры хорошие, можно многие использовать несколько раз как в домашних уловиях, так и в учебном процессе.
Замечательные игры! Развивающие! Только нам рано такие. Кто для двухлеток знае ткомандные игры? Подскажите, пожалуста, если не сложно!
Мои любимые упражнения "найди лишнее слово". Спасибо, что автор представил внушительную подборку таких троек. Тут бесконечно можно играть. Самое интересное начинается тогда, когда ребенок может доказать, почему, например, в ряду "редис, горох и помидор" лишним окажется не редис, как корнеплод в отличие от остальных, а горох, потому что зеленый или помидор, потому что он единственный в сказке записан в сеньоры! Главная отличительная черта таких занятий - это возможность ребенку вообще поразмышлять. Учиться думать - это тот навык, который необходим детям, когда бы они ни родились.
Интересно! Возьму себе в методическую копилочку и буду использовать в своей педагогической практике! Спасибо вам за такую полезную и содержательную методическую разработку! Она многим может быть очень полезна. Успехов в вашей образовательной деятельности! Здорово будет прочесть и другие ваши статьи!
Интересно! Спасибо вам за такую содержательную работу! Дальнейших вам успехов! Интересно будет прочесть и другие ваши статьи!