Регистрация

«По следам волка»

  • 2 октября 2010

Ирина Викторовна Корякина

Дорогие ребята! Многие из вас на уроках музыки слушали знаменитую сказку для оркестра Сергея Прокофьев «Петя и волк» и познакомились с ее главными героями мальчиком Петей, птичкой, уткой, кошкой, дедушкой охотниками и волком. А знаете ли вы, что эта увлекательная история совсем недавно получила продолжение? Нет? Тогда я вам сейчас про это расскажу.

В 2004 году в номинации «Альбом для детей в разговорном жанре» премию Grammy выиграла музыкальная сказка «Петя и Волк» Сергея Сергеевича Прокофьева и современное продолжение этого знаменитого произведения «По следам волка», написанное французским композитором Жаном-Паскалем Бейнтусом на либретто американского литератора Уолта Кремера.

Этот уникальный проект был создан по заказу Российского национального оркестра (автор идеи – американский дирижер и член дирижерской коллегии РНО – Кент Нагано). Проект уникален и тем, что его озвучивали экс-президент бывшего СССР М.С. Горбачев, экс-президент США Билл Клинтон и итальянская актриса Софи Лорен. В чтецы эти люди были приглашены не случайно. По мнению Кента Нагано, все эти «люди обладают особенными коммуникативными способностями», а также представляют солидные благотворительные организации, что особо важно.

Итак, практически через 70 лет после создания произведения молодой композитор пишет его продолжение, а к проекту привлечены знаменитейшие личности современности? Что это? Рекламный трюк или дань моде? Зачем в начале XXI века писать продолжение сказки про пионера Петю, когда эпоха красных галстуков уже давно прошла? И какова же тогда художественная идея этого смелого проекта? Ответ на этот вопрос стал целью моего исследования.

Сначала обратим внимание на музыкальное произведение, которое инициировало появление нового проекта.

Сказка «Петя и Волк» для оркестра и чтеца написана Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в 1936 году по заказу Центрального детского театра Наталии Сац (ныне РАМТ) и соединила в себе музыку и читаемый текст, написанный также самим композитором. Чтец представляет инструменты оркестра и объясняет, какой персонаж чем изображается.

Мальчика-пионера Петю «играют» струнные инструменты (преимущественно скрипки), порхающую птичку – флейта в высоком регистре, крякающую утку – гобой, грациозную и мягкую поступь кошки – кларнет, старого и ворчливого дедушку – фагот, волка – три валторны, охотников – литавры и большой барабан (изображение выстрелов), духовые инструменты (финальный марш).

Каждому персонажу выделена еще и специальная тема, рисующая его характер. Это произведение было создано для того, чтобы облегчить детям знакомство со сложной, трудной и не сразу понятной симфонической музыкой. На примере этого произведения легко можно объяснить – что такое тема, а маленькие слушатели легко начинают различать звучание инструментов в оркестре, следить за развитием сюжета внутри произведения.

Чтец же становится неким «переводчиком» с музыкального языка на язык детский. Таким образом, основная идея этого произведения – знакомство детей с инструментами симфонического оркестра, их техническими и выразительными возможностями.

Почему же именно это произведение становится столь интересным в наше время?

Не одно десятилетие симфоническая сказка «Петя и волк» будоражит умы, причем не только детские. Свой взор к этому произведению в течение XX века обращали многие творческие люди. И в основном на Западе. Казалось бы, всего-то за несколько лет до написания «Пети и Волка» С.С. Прокофьев вернулся в СССР. Вернулся, чтобы стать главным советским композитором, чтобы участвовать в весьма нагруженных идеологически культурных проектах. Здесь и музыка к фильмам Эйзенштейна, была еще и «Здравица», чествующая лично вождя народов, «Кантата к 20-летию Октября»… Казалось бы, для западной культурной жизни композитор был потерян. Кому там интересно высшее достижение советской музыкальной педагогики – музыкальная сказочка про пионера Петю?

Оказалось, страшно нужна и интересна. Ее исполняли повсеместно, и всюду взрослые тащили в концертные залы детей в надежде открыть им тайны симфонического оркестра. Это произведение стало особо популярным и на Западе. Начинаются его «переделки» и многочисленные озвучивания.

Первым оказался не безызвестный Уолт Дисней. В 1946 г. он делает по «Пете и Волку» мультфильм – с музыкой Сергея Сергеевича Прокофьева, естественно. Мультик становится весьма популярным. В начале 1930-х самого Прокофьева тоже звали работать в студию Диснея композитором, и его даже заинтересовало это предложение, хотя композитор предпочел вернуться на родину. Уже будучи в СССР, композитор очень внимательно просматривал диснеевские мультики, знал он и «своего» «Петю и волка».

Впрочем, на Западе «Петя и Волк» довольно быстро вышел за рамки детского произведения и с легкостью «встроился» во вполне взрослую «красивую жизнь». Уже в 1960-е Оливер Нелсон сочинил джазовые аранжировки музыки Прокофьева. Тут уж, конечно, никакого пионерского галстука на главном герое. В заключении всей эпопеи юный Питер играет блюз.

В 1966 году выходит альбом американского джазового органиста Джимми Смита «Петя и волк».

В 1975 году британские музыканты Брайан Ино, Фил Коллинз, Гари Мур, Манфред Мэнн исполнили «Петю и волка» в качестве рок-оперы.

В 2003 году рисунки по мотивам сказки «Петя и Волк», созданные Боно (Полом Девидом Хьюсоном) - ирландским рок-музыкантом, вокалистом рок-группы U2 и его дочерьми Ив и Джордан, собрали 368 000 долларов на аукционе Кристис в Нью-Йорке.

В этом же году Жан-Паскаль Бейнтус создает продолжение этой «истории», которое принесло молодому французскому композитору необычайный успех и славу.

Действие сказки происходит в наши дни. Но с тех пор «мир сильно изменился», поэтому встреча мальчика и волка протекает не так, как у С.С. Прокофьева. Если у С.С. Прокофьева мальчик Петя идет охотиться на волка и, в конце концов, убивает хищника (правда волк все-таки «оживает», и его уводят в зоопарк), то у Ж.-П. Бейнтуса бедный, загнанный волк бродит по лесу, который буквально пожирает современная цивилизация. «Лес был совсем не таким, как в книжке. Кроме Пети и двух птичек, в лесу не было ни души…» – звучат слова автора. Лес душит цивилизация, а волкам грозит неминуемая гибель. Волк очень грустный – это один из представителей худо-бедно выжившей особи. Он говорит «царю зверей», что надо беречь природу и волков в том числе. «И мы теперь понимаем, что надо жить в гармонии с природой», – такой вывод делает автор. Таким образом, сказке придано экологическое звучание. Это современная версия музыкальной сказки о взаимоотношениях человека и природы.

«Экологизм» идеи сказки доказывает и тот факт, что свои гонорары участники этого проекта решили перечислить на благотворительные цели. Софи Лорен направила деньги на поддержку детской музыкальной программы Русского национального оркестра «Волшебство музыки». Билл Клинтон причитающийся ему гонорар решил направить в Международный фонд борьбы со СПИДом, который он возглавляет вместе с Нельсоном Манделой, а Михаил Горбачев – в экологическую организацию Международный Зеленый Крест, председателем которой он является с момента ее основания в 1993 году. Часть средств, вырученных от продажи нового диска, были переданы благотворительным организациям, которые занимаются охраной дикой природы. Среди них – базирующийся в Нью-Йорке Центр сохранения волков, среди основателей которого пианистка Элен Гримо, тесно сотрудничающая с Российским национальным оркестром.

Вместе с тем, пресс-секретарь РНО Валентина Добахова в своем интервью «Известиям» называет еще одну немаловажную цель данного проекта: «Проект родился не случайно. В последние 20-25 лет стало заметно, что молодежь отдаляется от классической музыки. Проект РНО и Кента Нагано направлен на то, чтобы музыка вновь зазвучала в обычных семьях».

Таким образом, авторы данного проекта обращаются к наиважнейшим проблемам современности – охрана окружающей среды и сохранение редких видов животных, а также приобщение слушателей к высоким образцам классической музыки. Кроме того, нельзя забывать, что это произведение написано специально для детей, поэтому в эти проблемы становятся вовлечены уже самые маленькие слушатели, что особенно важно.

Думается, что это произведение прочно войдет в репертуар музыкальных оркестров и театров, будет изучаться в детских образовательных учреждениях, звучать на музыкальных площадках и радовать маленьких слушателей всего мира.

Фото автора

Об авторе: Ирина Викторовна Корякина – преподаватель Детской музыкальной школы № 5 города Екатеринбурга, ее стаж работы 21 год.

Ирина Корякина

3.4 из 5 звезд
(голосов: 17, сумма баллов: 57)
  • 2 октября 2010
  • 6778
  • 4

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (4)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Энглена Александровна 03.10.2010 в 09:47

Познавательно, спасибо!

10.10.2010 в 01:00

Ирина, материал, конечно, хороший, но ГДЕ ВАШЕ ВДОХНОВЕНИЕ? Или ВЫ АВТОР проекта???

Оксана Анатольевна Титаренко 17.10.2010 в 08:53

Ирина Викторовна!!! Большое спасибо за познавательную и интереснейшую статью!!! Прочитав статью, мне сразу захотелось послушать продолжение всеми любимой симфонической сказки Прокофьева, я нашла этот альбом в инете и с удовольствием послушала, сравнила с оригиналом. Вы меня вдохновили, за что огромное спасибо! То, что Вы ищете и доносите до детей такой интереснейший материал - и есть ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ!

Ирина Корякина 22.10.2010 в 06:15

Спасибо вам большое, на самом деле это очень интересно детям!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!