В каждой семье свои подходы к воспитанию, где-то ребенок все умеет и помогает, а где-то он ни к чему притронуться не может без указки родителей. Как развить самостоятельность у ребенка, как сделать так, чтобы он мог оценивать ситуацию и принимать верные решения? Как воспитать ребёнка таким образом, чтобы он не зависел от мнения окружающих, стал личностью?
Прежде чем говорить, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.
Определить, что такое самостоятельность, сложно по двум причинам. Первая заключается в том, что это понятие очень субъективно, вторая – самостоятельность часто путают с послушанием. Хуже всего то, что «послушание» и «самостоятельность» – понятия противоположные, и, требуя от ребенка одного, а подразумевая другое, мы сначала вводим ребенка в замешательство, а потом он и вовсе машет на нас рукой, как на безнадежных, точно так же, как это делаем мы в его сторону.
Нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социокультурного слоя.
Самостоятельность ребенка может проявляться от природы, в других случаях ее не плохо было бы развивать. В первую очередь, нельзя оценивать разных детей одними мерками, ведь у всех разное восприятие мира, разное психосоматическое развитие. Поэтому нельзя требовать от ребенка определенной самостоятельности, единых критериев поведения нет.
Кто-то из детей сам одевается и собираясь на прогулку берет любимые игрушки, а кто-то ждет пока все за него сделают другие. Но в то же время, тот который, ждет помощи при одевании, может быть более самостоятельным на умственных занятиях. Такое же деление бывает и при школьном обучении: кто-то готовится к урокам и ЕГЭ самостоятельно, а кто-то предпочтет квалифицированную помощь взрослых консультантов.
С 2020 года единый государственный экзамен по английскому языку будет обязательным для всех российских выпускников! Подготовка к ЕГЭ по английскому языку с учетом уровня знаний и личных предпочтений школьника. Изучая английский с удовольствием, школьник развивает свою самостоятельность и умение свободно общаться на английском языке!
«Самостоятельность» – понятие субъективное, и она может быть разной при оценке одного и того же действия.
Здесь имеется ввиду, что в разном возрасте у ребенка разные достижения. В 3 года похвалите ребенка за завязанные ботинки или за желание заправить постель, а в 13 уже совсем другие нормы самостоятельности, за умение выбирать друзей, за хороший доклад или сочинения, за успехи в дополнительных занятиях.
Можно сказать что, самостоятельность – не столько умение исполнять какое‑то действие без посторонней помощи, сколько способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения
Предоставляйте ребенку право выбора, пусть он сам решает, что ему интересно. Пусть самостоятельно добирается до школы или ходит на внеклассные занятия. Главное, чтобы ребенок усвоил, что самостоятельность с положительным исходом – это тот эффект, к которому надо стремиться.
Самостоятельность не означает полной свободы действий и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм.
Развивать самостоятельность лучше, не препятствуя творческому процессу. То есть если у ребенка появилось новое хобби или увлечение, которое приносит сор в квартиру, не спешите ругать ребенка, подождите пока он закончит начатое и затем сделайте внушение по поводу порядка.
Именно поэтому взрослому нужно наблюдать за ребенком и помочь ему делать самостоятельный выбор, давая малышу возможность развиваться органичным для него путем. Приведём простой бытовой пример. За обедом ребенок сообщает, что у него нет ложки. Для взрослого проще всего дать ее малышу, но можно и искренне удивиться, показав тем самым готовность помочь, оставив решение о способе за ребенком.
Малыш может:
Возможны, наверное, и другие варианты, но важно, чтобы была поощрена самостоятельность ребенка, ему было показано, что он вправе сам решать свои проблемы. Ему был предоставлен честный выбор и ребенок использовал эту ситуацию для того, чтобы приобрести что-то ему недостающее, научить себя чему-то новому.
Со временем ребенок усвоит главное – самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот «всеобщий результат» – непременное условие становления подлинной самостоятельности. С вашей стороны необходимы спокойствие, терпение и постоянные разъяснения, отчего черное не белое, – возможно даже, придется объяснять это ребенку изо дня в день. Детям свойственно проверять рамки, которые вы перед ними ставите, – это их способ познания.
1. Все перемены начинайте с себя.
2. Будьте настойчивы и последовательны в своем стремлении к цели.
3. Не бойтесь избаловать своих близких словами благодарности и восхищения.
4. Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам этого хотелось бы.
5. Основное правило, несоблюдение которого сведет на нет все ваши старания, даже если вы сделаете всё как по нотам. НИКОГДА не выполняйте за ребенка его обязанности! Даже из самых распрекрасных побуждений. Это одна из самых жутких бомб замедленного действия. Последствия нейтрализуются очень долго и тяжело.
«Человек к человеку»
Для игры необходимо нечетное число игроков. Все игроки свободно перемещаются, водящий произносит: «Рука к руке!». И все участники игры, в том числе ведущий, должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится, водящим. Ира продолжается. Команды могут быть разнообразными, например: «Мизинец к мизинцу», «Пятка к пятке», «Ухо к уху».
«Поздороваться носами»
За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.
«На одну букву»
Каждый желающий может предложить букву, начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислять предметы, находящиеся в этой комнате. Например, кто-то предложил букву «С». Все наперебой начинают говорить: «стул, стекло, стол» и т. д. Выигрывает тот, кто назвал последнее слово. В паузах предложивший букву может громко считать до 3.
«Поздороваться за руку с максимальным количеством людей»
Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: «Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?». Выявляются несколько лучших.
«Я никогда не…»
Все садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы.
«Представиться по-разному»
Каждый человек в кругу должен «представить себя»: изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.
Автор: Бабенко Ирина Вячеславовна, воспитатель бюджетного учреждения ХМАО – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Апрель».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо за интересную и, что немало важно, полезную статью! Практические советы и игры-помощники обязательно помогут преуспеть в воспитании самостоятельности у детей.