Конкурс «Педагогическое вдохновение - 2014»
Номинация «О педагогике – с любовью»
Прочитав отрывок из педагогического сочинения великого французского писателя, мыслителя Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза», я стала размышлять, а что же такое разумная родительская любовь? Какой она должна быть?
Чувство любви в общении родителей и детей выражается через жесты, интонацию, мимику, эмоции, слова. Очень важно нам, взрослым, научиться произносить эти слова так, чтобы ребёнок понял и почувствовал, что он любим. А как часто происходит совсем наоборот!
Мы взрослые, считаем, что выражаем свою любовь и понимание ребёнку, а он видит другое и не чувствует любви. Поэтому родительская любовь должна быть разумной! Она не допускает осуждения, обсуждения, сравнения ребёнка с другими. Такая любовь предполагает принятие малыша таким, какой он есть. Если малыш чувствует, что он любим окружающими, ему доверяют, то он сам будет стараться расположить к себе взрослых, начинает сам их любить. Именно такая взаимная разумная любовь, доверие воспитает в нём много добрых качеств.
А как же быть, если на любовь не хватает сил? Ведь эмоции детей часто необычны для взрослых.
Нужно просто «погрузиться» в своё, давно забытое детство, обратиться к памяти детских переживаний, обид, первой неразделённой любви, можно вместе со своими детьми перечитать произведения русских детских писателей, чтобы опять проникнуться теми эмоциями, настроением, общими переживаниями с детьми за того зайку, которого бросила хозяйка, или за того мишку, которому оторвали лапу.
Бывает и, наоборот, когда дети не могут противостоять нашей «гипер» любви и «гипер» заботе, не знают, как от неё защититься. Не надо говорить ребёнку: «Я сделаю тебя счастливым!». Надо «поселить» в малыше уверенность в вашей любви и не заниматься мелочной опекой! Тем более, что это бесполезно, потому что последствия могут быть очень плачевными – озлобленность, различные неврозы, равнодушие. Просто не надо ничего упрощать. Ребёнок естественен в своих проявлениях, чувствах, эмоциях, поэтому его нужно принять таким, какой он есть.
Одни считают, что запреты несут пользу, другие – наоборот. Как же запреты, ограничения – ведь это необходимые атрибуты воспитания? Моя позиция по этому вопросу такова: запреты и ограничения помимо пользы приносят много вреда для ребёнка. Они порождают непонимание, мешают развитию личности малыша, это благодатная почва для появления множества комплексов, от которых потом непросто избавиться.
Как же необходимо применять запреты и ограничения, чтобы они не тормозили развитие малыша? Детские психологи предлагают использовать конструктивные запреты: 1) применение профилактических мер; 2) развитие взаимопонимания с ребёнком; 3) психологические приёмы.
На самом деле разнообразных приёмов много, и мы, родители, должны определить, понять, почувствовать, какие из них примет наш ребёнок.
Проанализировав своё отношение к собственным детям, хочется согласиться с мнением психолога Л. Стрелковой, что «любви, как и всякому искусству, необходимо учиться и учиться. Не ленясь душой, преодолевая немоту и невыраженность настоящей и будущей любви к детям. Ведь это так важно для их жизни, для построения семьи и дома, для их утверждения, продвижения и успехов».
Автор: Лобко Наталия Валериевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Бархатовский детский сад», с. Бархатово Берёзовского района Красноярского края. Педагогический стаж 15 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Наталия Валериевна, Вы поднимаете очень большую, сложную и, постоянно, актуальную тему. Похвально, что Вы обращаетесь к трудам психологов, замечательно, что высказываете свое мнение. Интересно, хочется обсудить, высказать свою точку зрения, выслушать других. Спасибо за работу. Удачи Вам в конкурсе.
Галина Михайловна, большое спасибо за Ваше профессиональное мнение. Для меня это очень ценно.
Ваши размышления близки всем педагогам да и родителям, но в жизни получается как ... Удачи Вам в конкурсе и в работе! От меня Вам 5 баллов!
Елена Ивановна, спасибо за тёплые, добрые пожелания. Отдельное спасибо за 5 баллов!
Уважаемая Наталия Валериевна у Вас получилась очень интересная статья. Ведь многие родители сталкиваются с проблемой как же правильно им воспитывать своих детей и какие им использовать методы? Я думаю Ваша статья поможет многим родителям! Удачи в конкурсе!
Надежда, спасибо за Ваше мнение. Удача мне сейчас не помешает!!