НАЧАЛО ПУТИ
«Направо пойдешь – карточками одарен будешь,
Налево пойдешь – о кубики спотыкнешься,
Прямо пойдешь – азбуку найдешь…»
Нелегкий выбор мам
Когда у меня родился Лёвкин, мне, честно говоря, было не до разных систем обучения. Вопрос в голове был только один: «Что с ним делать?», а так же «Как это делать?» и «А что это за маленькое пятнышко на правой пяточке?». Я искала косметику для новорожденных, детские смеси, лекарста и другие средства ухода за младенцем
Продолжалось это недолго, но именно в этот период, прогуливаясь по парку, я встретила любовь всего своего детства, мою первую воспитательницу – Зою Архиповну (до сих пор помню с каким трудом нам, детям, давалось её имя). Мы разговаривали с ней всю прогулку, и именно от неё я впервые так подробно услышала о системе раннего развития Глена Домана. Зоя Архиповна переквалифицировалась из воспитателя в няню и, как человек творческий, тут же нашла чем заниматься со своим новоиспеченным подопечным.
«Света, это просто чудо! Мы в два года уже читали!» – эти слова поразили меня.
Ведь когда у меня ещё не было ребенка, я много раз задавала себе вопрос – почему современные дети так не любят читать? Ведь в наше время это было неотъемлемой частью школы и дружбы – кто, что читает, дай почитать, и т.д.
Я пришла к выводу, что нам просто не хватало впечатлений – ведь ни компьютерных игр (разве что электроники), ни мультиков когда захочешь (кинопроектор, работающий при свете дня, был для нас чудом) не было. И у нас просто не было выбора – книга заменяла нам все это…
Современные же дети уже в 1,5 года знают, как включить себе му-му (мультик) когда захочется (реальный случай: Лёва достал диск со своими любимыми смешариками, встал на табуретку, вставил диск в видик, взял пульты, включил телевизор и нажал кнопочку play). «Как хорошо уметь читать» – уже не актуально. Поэтому я сделала для себя вывод – чем раньше и безболезненнее чадо научится читать, тем вероятнее, что он полюбит это делать.
Обычные методики предлагают начинать заниматься с трех лет. Я подумала, что при таком темпе развития интереса к технике (в два года сына уже знал самые азы работы с буком), в три года предлагать ему чтение будет как-то поздновато. Поэтому слова моей любимой воспитательницы посеяли во мне интерес к такой методике раннего развития.
Когда мой книжно-лавочный период прогулок с сыном плавно перетек в песочно-скамеечный, я провела свое мини исследование на тему «Чем вы занимаетесь со своим ребенком?», и вот что я выяснила:
- Семь из 21-ой мамочки удивленно посмотрели на меня и сказали, что их ребятёнок напоен, накормлен, а у них и без того забот хватает.
- Девять мамочек из 21-ой поделились со мной «замечательными» книжками типа «1000 и 1 игра для развития мелкой моторики» и т.п. – их очень-очень много на современном книжном рынке, но, на мой взгляд, к ним надо подходить очень критично. Обычно, там описывается штук 30 толковых игр, а остальные просто усовершенствованные эти же 30. Может, стоит купить одну комплексную (подвижные, для мелкой моторики, познавательные…) – почитать, осознать и дальше творить самой? Чтобы не получалось так, что мама поглощена изучением 1000 и 1 книги, а ребёнок рядышком ползает.
- Пять мамочек с диким блеском в глазах начали вещать мне о центрах раннего развития (иногда у меня складывалось впечатление, что в этих центрах их именно этому и учат). Да, я согласна, прекрасно, что несмотря ни на что они стали возникать у нас и даже успешно плодиться. Но не кажется ли вам, уважаемые мамы, что к такому событию в своей жизни ребёночек должен быть готов? Практически все, с кем я разговаривала, почему-то свято уверенны, что как только малышу исполнился годик, нужно бежать искать ему ПОДХОДЯЩИЙ центр. Причем подходящий в их понимании это тот, где нормальные педагоги смогут сделать так, что бы ребёнок не плакал и не просился домой (они его никак не могут найти, но упорно ищут, видимо в надежде на то, что кто-то будет развивать их СОБСТВЕННОГО ребенка). Я была в шоке от такой моды. Вы представляете себе годовалого ребенка? Я твердо уверена, что такой козявочке нужен рядом прежде всего родной и близкий человек, желательно мама, которая и объяснит, и расскажет, и покажет, и даст попробовать. И уж никак не «общение в среде сверстников» (как убеждала меня одна моя собеседница). Я не отрицаю, что есть дети, являющиеся исключениями, но вы уверенны, что ваше чудо именно такое исключение? (особенно если он рыдает на занятиях). Ведь, в конце концов, не так уж и много времени ребёнок проводит с мамой в их собственном мире – года два, три, а уж потом ему и общение, и сверстники становятся необходимыми. Так куда вы торопитесь?!
- Ноль мамочек, занимающихся по каким-либо методикам. Это, конечно, не показатель, но было все-таки обидно, что в наших дворах единомышленников я не нашла.
Следующим моим этапом стал штурм книжных магазинов и поиск всевозможной информации о методике Домана. Перечитав все, что только возможно, я сделала для себя следующие выводы:
- Я хочу попробовать. У меня есть и желание, и возможность, и вдохновение. Ведь «если ваше материнское сердце сжимается только от одной мысли о том, что вместо «козы-дерезы» или «ладушек» вам придется часами показывать ребенку карточки со словами, – никогда не делайте этого. Даже новорожденные понимают, что нравится их матерям, а что нет» (Лера Кириллова «Энциклопедия методов обучения чтению», далее оттуда же).
- Меня не пугают минусы методики… У методики есть недостатки методического характера, и на многие вопросы мамам придется дать ответ самостоятельно, исходя из опыта занятий и особенностей именно своего ребенка. Так же родителям придется рассказать уже читающему ребёнку о том, как и из каких частей образуются слова. Вообще-то мне даже понравились такие минусы, точнее понравилось то, что «родитель в данной системе не машина, слепо следующая методике, а творец, который всегда учитывает интересы и особенности собственного ребенка».
- А плюсы очень даже прельщают. Безусловно, это самый верный способ научить читать очень маленького ребенка. Причем малыш и не догадается, что вы проводите серьезные занятия. Все обучение будет для него игрой, возможностью пообщаться с мамой, узнать что-то новое и интересное. «Ваш ребенок научится без серьезных потерь выдерживать большие нагрузки, будет готов к требованиям и ритму современной жизни. У малыша будет развиваться феноменальная память. Он без труда будет запоминать и анализировать огромное количество информации». Здорово, не правда ли? Даже если у вас не хватит сил и вы не дойдете до финальной точки, все равно ваши занятия принесут несомненную пользу ребенку.
- Идеальный возраст для начала занятий – годик, полтора. Методика рассчитана для детей от 0 до 5 лет и при это родителей честно предупреждают, что начать никогда не поздно, но в 2 года заниматься легче, чем в 3, а в 3 легче, чем в 4 и т.д. Скажу честно, я просто не чувствовала в себе сил ни физических ни духовных начинать занятия с рождения. Даже скажу больше – я только через 6 месяцев после родов пришла в себя и начала думать, мыслить, читать для удовольствия, в конце концов. А первые полгода жизни моего ребенка я бы просто не смогла создать так необходимую для занятий радостную, непринужденную обстановку. Именно по этим причинам я для себя наметила такой идеальный возраст.
- Мне нужен комплект, т.е. тот самый заветный чемоданчик, который рекламируют практически все журналы для мамочек. Как я узнала из книжек, один из факторов, останавливающих занятия по данной системе является необходимость «клеить карточки день и ночь». Могу сразу посоветовать всем желающим приобрести комплект, что в магазинах его лучше не покупать – очень накладно. Сделать это можно через Интернет – поискать, кто продаст или отдаст в хорошие руки или, если так хочется новенький, свой (как мне), обратиться в центр «Умница», располагающийся на улице Фурманова 67. В это центре вам не только продадут комплект, но и помогут определиться с выбором, всё покажут, расскажут и ответят на все ваши вопросы.
Вот так начался наш с сыном путь в самый удивительный мир – мир чтения. Чемоданчик, с так понравившейся Лёвке лялькой, мы еле-еле дотащили до дома – очень тяжелый. Пришли домой, сели на наш любимый диван, сказали «В добрый путь!» и, затаив дыхание, открыли его…
Продолжение следует...
Автор: Светлана Кудряшова
Фото автора