Регистрация

Школа послушания для взрослых и детей

  • 29 декабря 2010

Конкурс «Педагогическое вдохновение»

Светлана Николаевна Чалая.

Об авторе

Светлана Николаевна Чалая – учитель филиала МОУ «СОШ № 6» станицы Воскресенская Ставропольского края, ее педагогический стаж – 9 лет.

Светлана Николаевна увлекается такими разделами психологии: «Психология человека», «Психология развития», «Педагогическая психология», «Психология учебной деятельности», «Социальная психология», «Психология и педагогика межнациональных отношений», «Психодиагностика».

«Школа послушания для взрослых и детей»

Надо учиться делать свою судьбу, ведь от нее
зависят судьбы других людей и, особенно детей.

Г. Стоцкий

Очень часто звучит вопрос родителей к педагогам: «Почему дети не слушают нас? Как научить ребенка все сразу выполнять, а не откладывать на потом?»

Для полной ясности надо вспомнить свое детство – всегда ли мы сразу выполняли задания своих родителей? Почему нам в детстве не хотелось выполнять элементарные поручения, вовремя делать уроки?

Если кто-либо из родителей рассматривает своего ребенка как собственность, а не как Личность, то ему придется очень трудно. Никто не может научить – как заставить детей быть послушными.

А вот научиться признавать чувства детей – вполне возможно. Дети всегда более послушны, если чувствуют, что их понимают. Признавая чувства ребенка, мы даем ему понять, что его мнение важно для нас. Необходимо узнать, что именно хочет ребенок и почему ему не хочется выполнять то или иное задание. Тогда, более чем вероятно, что ребенок действительно услышит Вас.

Довольно часто дети из-за властного тона не улавливают суть поручений, очень эмоционально реагируя на грубость, а родителям кажется, что он игнорирует, хитрит, ленится и т.д.

Никогда не начинайте свое обращение к ребенку со слов, которые вполне можно назвать запрещенными – «Если ты…», «Почему ты…».

Представьте, себя на месте детей, и прочувствуйте – что несут обращения, начинающиеся с этих слов?

«Если ты» – ребенком воспринимается как угроза, «почему ты» – требует объяснить свое поведение.

Если уважительно относиться к ребенку, то ему самому интересно будет понять и Ваши чувства, желания.

Например, родитель, может выразить свои чувства следующими словами: «Я действительно рассержен(а). Мне не нравится, что учитель говорит при встрече со мной о невыученных тобой уроках, недисциплинированности. Мне действительно нужна твоя помощь. Давай поговорим…».

Если родители спохватываются только после родительского собрания, не интересуются или им некогда ежедневно просматривать дневник, то ребенок привыкнет (молча будет выслушивать, опустив глаза, понимая, что этот разбор полетов нужно переждать до следующего родительского собрания).

Не стесняйтесь у ребенка попросить в чем-то совета. Ведь тогда он начнет чувствовать и понимать, что его мнение важно для Вас. Это могут быть, как бытовые вопросы, так и проблемы взаимоотношений с коллегой по работе, с подчиненными или руководителем (естественно в доступной форме для понимания ребенка). Внимательно выслушайте советы Вашего ребенка, не стоит поправлять его высказывания, заканчивать за него фразы.

Точно также будьте внимательны к выслушиванию просьб, проблем со стороны Вашего ребенка.

Слушание, как говорится, «улица с двусторонним движением» – покажите ребенку пример, перестав заниматься своими делами, выслушайте, когда он что-то говорит, спрашивает.

Можно возразить – сейчас такой темп жизни, нужно думать о том, как одеть, обуть, накормить вкусненьким своего чада, а его задача – быть послушным и хорошо учиться. Действительно, в силу различных жизненных обстоятельств бывает невозможно сию минуту выслушать ребенка. Но если его попросить подождать немного, тогда и он не будет требовать от Вас что-либо сиюминутно.

Приведу пример из личной практики: мать, ведущая богемную жизнь, а это постоянные гости, вечеринки, пожаловалась на восьмилетнюю дочь. Я спросила ее: Ваши гости важнее дочки? Нет! – ответила мать. Так, кто бы ни пришел к Вам, отзывайтесь дочке по ее просьбе. Она ревнует. – Сказала я. – Пройдут годы, и будет обидно, когда Вы окажетесь на заднем плане, как сейчас она. Прошло пару недель, и удивленная мать пришла меня благодарить: «Вы знаете, вчера дочка подошла ко мне, обняла и сказала: «Мамочка, я так тебя люблю, и больше не буду подходить к тебе при гостях».

Когда ребенок видит, что в семье, действительно, считаются с его чувствами и желаниями, мнениями и точкой зрения, тогда он становится послушным.

И еще, пожалуйста, не доверяйте чужому мнению о своем ребенке, ведь взрослые (будь то бабушки или дедушки, соседи, друзья, учителя) часто, пусть и неосознанно, пытаются подделывать остальных под свою карту жизни. Поговорите и разберитесь с ребенком без посторонних. А главное – прочувствуйте и подумайте, что и как могло спровоцировать на очень нежелательное поведение со стороны Вашего ребенка.

Мой муж, когда я задавала детям вопросы, часто говорил: «Не хочешь, чтобы дети врали – не спрашивай». И, действительно, дети сами раскрываются, как на ладони, когда их не «достаешь».

Всего, Вам доброго!

Фото автора

Светик-1

4.9 из 5 звезд
(голосов: 16, сумма баллов: 79)
  • 29 декабря 2010
  • 6606
  • 8

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (8)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Лариса Георгиевна 01.01.2011 в 11:03

Здравствуйте, Светлана Николаевна! Впечатления от Вашей статьи самые приятные: 1. Чувствуется, что Вы настоящий педагог и психолог. 2. Отлично владеете русским языком, что важно для учителя. 3. Статья конструктивна, как для родителей, так и для педагогов. 4. С такими людьми, как Вы хочется общаться, т.к. это всегда духовно обогащает. С глубоким уважением, Лариса.

Светлана Николаевна 01.01.2011 в 13:05

Здравствуйте, Лариса! Благодарю Вас за хороший комментарий. Желаю всех благ в Новом году! С искренним уважением, Светлана.

Роман Сергеевич 09.01.2011 в 14:45

Здравствуйте Светлана Николаевна! Большое спасибо, за практические советы в воспитании подрастающего поколения. Желаем вам удачи и творческих успехов! С уважением, Роман.

Туманова Екатерина Леонидовна 16.01.2011 в 13:57

Добрый день, Светлана Николаевна! Примите и мои искренние поздравления с получением звания лауреата! Спасибо, что познакомились с моим творчеством. Ваша работа меня искренне заинтересовала, так как я на протяжении 15 лет искала и внедряла новые формы сотрудничества с семьями воспитанников. Буду Вам очень признательна, если Вы оцените мои работы на конкурсе "Моя педагогическая инициатива"-2 этап, номинация "Методическая работа в ДОУ", работы "День именинников в детском саду" и "Карлсон на Дне именинников".Спасибо. С уважением, Екатерина Леонидовна Туманова.

Ольга Витальевна 16.01.2011 в 22:38

Светлана Николаевна! От всей души поздравляю вас!Если вас заинтересовала тема "Культура чтения", то скоро в конкурсе "МПИ-2 этап" появится моя статья "Книжное дерево", где очень много памяток для детей. Вы затронули не менее важную тему, отношение между родителями и детьми. Ваши советы перекликаются с одним известным профессором Гиппенрейтер Ю.Б. Я думаю, что вам будет интересно почитать её книги. Желаю удачи! С уважением, Ольга Витальевна.

Светлана Николаевна 17.01.2011 в 22:39

Здравствуйте, Ольга Витальевна! Спасибо за искреннее поздравление. Тема «Культура чтения» меня интересует, обязательно выйду и прочту Вашу статью в конкурсе «МПИ-2 этап». В целом, меня интересует проблема обучения и усвоения.
В свое время, мне посчастливилось побывать на одной из лекций по общей психологии в МГУ у Юлии Борисовны. Буду признательна, если подскажите ссылки или просто названия работ Ю.Б. Гиппенрейтер, за последние лет 10 (можно на электронку: ge@kemtel.ru).
Данный портал, действительно, очень уникален. Столько информации о творческих наработках педагогов. При этом все в краткой содержательной форме представлено.
С уважением, Чалая Светлана Николаевна.

Галина Олеговна 22.01.2011 в 22:58

Здравствуйте, Светлана Николаевна! Статья Ваша очень понравилась точными наблюдениями, мудрыми выводами, вниманием к " речевым формулам",которые действительно работают, если их умело использовать.Рада, что Вы стали лауреатом конкурса.Желаю Вам дальнейших побед! На Ваши вопросы ответила на своей странице. С уважением, Дмитриева Галина Олеговна.

Туманова Екатерина Леонидовна 09.02.2011 в 11:42

Добрый день, дорогая Светлана Николаевна! Огромное спасибо Вам за поздравление! Искренне тронута тем, что Вы переживали за меня на конкурсе "МПИ"-2 этап. Я вчера оставила Вам ответ на своей странице, а только сегодня поняла, что он может быть не сгенерирован. Пишу на Вашей странице. Письмо от Вас получила и ответила по электронке. Спасибо ещё раз за предоставленную информацию!!! Спасибо за Ваше доверие и расположение ко мне. Очень надеюсь на сотрудничество! С уважением, Екатерина Леонидовна.

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!