«Где, кто, какой ученный выбирал,
путь что попротоптанней и легче…»
Что же увидела я, открыв чемоданчик? Я увидела приятную моему взору систематичность и порядок.
Во-первых, книга Андрея Маниченко «Как научить ребенка читать». Книга, которая в свое время ни на одной полке книжного магазина мне не попалась. Сейчас зайдя в магазин, я то и дело наталкиваюсь на подобные книжки, где подробно описываются разные системы обучения чтению. Могу сказать, что сравнение они выдерживают с трудом и их цель скорее критично описать методики, а не научить по ним работать, такие книжки полезно почитать когда только определяешься с методикой.
Во-вторых, карточки со словами. Мне показалось, что их очень много, маленькие и большие, с красным шрифтом и черным. Целых 800 штук! Не обольщайтесь, нам их хватило ровно на три месяца. И дело не в нашей скорости изучения карточек (ведь нам было уже 1,5 года, когда мы начали).
В эти 800 карточек входят: почти 100-предлоги, окончания, приставки, которые малышу отдельно показывать не будешь; 60-потешки и сказка, которые тоже в «слова» не включишь; еще штук 50, которые вы просто не дадите своему ребенку, т.к. они не входят в его словарь (ползуночки, пинетки, морщины, незнакомые имена). Таким образом, осталось уже где-то 600 штук.
Когда я поняла, что слова на исходе, пришлось срочно что-то придумывать. А что? Вспоминать и записывать – долго и неудобно, ведь их надо систематизировать по частям речи и темам. Пришлось брать словарь Ожегова и читать, выписывать, разбирать по группам. Мне помогло.
В-третьих, компакт-диск «Развитие интеллекта с пеленок». Здесь полное разочарование. Я надеялась, что это дополнение к системе, какие-то разработки, данные. А это просто реклама других комплектов, тоже самое вы можете увидеть на официальном сайте развития с пеленок.
И, в-четвертых, комплект «BABY». Это для желающих заниматься английским языком, первоначальный старт – 100 карточек с английскими словами.
Прочитав книжку, воодушевившись приятными отзывами, мы наконец-то начали наши незабываемые занятия. С чем же мы столкнулись?
Самая важная часть этой программы. В книге Маниченко приводит замечательный пример «Задача на засыпку» (стр70). Самый главный вопрос этой задачи: у какой мамы ребенок начнет читать? У той, которая не спит, не ест, смотрит на часы, чтоб не пропустить занятие, показывает карточки строго в указанном количестве, ни больше и не меньше, падает в обморок при одном упоминании о сбое программы? Или у той, которая внимательно прислушивается к настроению ребенка, не видит ничего страшного, чтобы пропустить занятие, переиначить его, подстроить под ребенка, не заниматься, когда ей не хочется? Вот и попробуйте определить, какая вы мама? Первому типу очень сложно, я сама такая. А быть такой нельзя, надо понимать, что все, что дано в книге – лишь костяк, на который вы добавляете все, исходя из интересов, возможностей, предпочтений именно вашего ребенка.
«Если у вас есть хотя бы десять минут в день, эта методика для вас». Не верьте. Да, я не спорю на реализацию самого процесса не больше 5 минут в день. Но ведь к этим минутам вы должны быть готовы. Вам необходимо менять карточки, склеивать необходимые слова в предложения, составлять примерную программу хотя бы на неделю (что на что менять, какие предложения составлять). У меня на это все уходило каждый вечер по часу.
Когда заниматься с ребенком? Когда он сыт, доволен, выспат, не занимается своими делами – вобщем время довольно ограниченно. Когда мы не ходили в садик, мы занимались первым блоком до завтрака, пока умывались, пока заправлялись, пока одевались… Вторым блоком после дневного сна, по той же программе, а третий раз сразу после ужина, или во время, что тоже удобно. Когда мы пошли в садик, пришлось все уместить в один час, сразу после возвращения домой.
Не бойтесь делать перерывы. Это не вредит, а наоборот, стимулирует, дает возможность отдохнуть. Мы занимаемся в будни, а в выходные отдыхаем. Иначе вы рискуете устать клеить, показывать, придумывать до такой степени, что все бросите.
Это, наверное, самый сложный момент. Необходимо выявить опытным путем сколько карточек может посмотреть ребенок, не утомляясь. Ведь одно занятие – это пять карточек. В книге их советуют объединить, и давать блоком в пять занятий. Но при этом надо остановиться до того, как устал ребенок. Может вашему ребенку требуются три занятия в блоке по четыре карточки? Или два занятия в блоке по шесть карточек? Кто ответит? Только мама.
Сколько карточек менять каждый день? Сколько ребенок запоминает? Пять или десять, пятнадцать или двадцать? Необходимо внимательно следить за ребенком, причем если график занятий существенно не меняется, то программа будет все время меняться, иначе она не будет развивающей. Значит, внимание к ребенку должно быть постоянно, ребенку стало не интересно, он не смотрит на карточки, так может, он их уже запомнил и требует повысить скорость смены карточек? Мы начали так, как написано в книжке, а пришли к четырем комплектам слов по шесть слов в каждом, одна книжка. Каждый день мы меняем 8-10 слов, а книгу – раз в три дня. Но это еще не конечный вариант…
Вот уж где может порадоваться ваша фантазия, все, что угодно подходит, лишь бы радовало вас и ребенка. Самым нашим любимым способом показа карточек был поиск. Я обклеивала карточками весь дом (в одной комнате – одно занятие), брала ребенка на руки и мы, изображая какой-нибудь транспорт, отправлялись на поиски, причем ребенок – настоящий рулевой, который четко должен определять курс (сразу можно и направления изучить). Единственное, на что стоит обратить внимание – это что бы ребенок вне занятий не видел эти расклеенные карточки (я поднимала их обратной стороной наружу), иначе интерес может ослабнуть.
Очень нравится Леве строить дорожку из карточек и ехать по ней на машине (большой верхом). Проехал, оглянулся, я в это время переворачиваю карточку и читаю ему, и дальше в путь!
Соорудила я много различных коробок. Например, одна – почтовый ящик, сверху кладем карточку, а она падает вниз и мы её читаем. Другая – барабан, но не потому, что по ней можно стучать, а потому, что у неё внутри большой круг вертится, на нем я закрепляю карточки, сын крутит, и в одном единственном окошечке появляются слова. Минус этой коробки – сложно следить за сменой слов, но приспособиться можно, и также когда мы не занимаемся, я поверх карточек прикрепляю картинки. И вообще дети любят, когда что-то в движении, выскакивает, появляется – это самый верный способ привлечь внимание.
Когда вы перейдете на этап словосочетаний, а затем предложений там вообще ничего придумывать не надо, кроме самых смешных, необычных, абсурдных предложений и словосочетаний. Чем веселее, тем лучше, тем охотнее занимается ребенок.
Конечно это очень сильное слово, просто небольшой контроль, который помогает маме скорректировать программу занятий. Нашу первая проверка прошла как полагается, я показала Леве две карточки, попросила помочь найти слово «трактор». Очень бурно радовалась, когда ребенок, подумав, показал мне это слово, стоящее справа. Но видно я слишком бурно радовалась. Во все наши последующие проверки Львенок тут же тыкал в правую карточку и начинал смеяться. И только когда я перестала брать карточки в руки, а просто стала класть их рядом с сыном, он вновь начал их разглядывать и давать правильные ответы. Вывод: все хорошо в меру и радость тоже.
Заводить дневник надо сразу, за пару дней до начала занятий. Записать какие слова были в занятиях, какие слова убираете, какие вставляете. Я начинала без дневника, из-за этого уходило много времени на смену карточек. У меня в дневнике на одной тетрадной странице три колонки. Одна колонка – один день, каждый день разделен на пять групп, куда я уже вписываю слова, словосочетания, предложения. Новые единицы подчеркиваю и рядом ставлю их порядковый номер, чтоб при смене не надо было каждый раз заглядывать в список слов. Слова уже пройденные я храню отдельно, так удобнее искать. Придя к такой системе, я поняла, что каждый раз отмечать на обратной стороне карточки сколько раз её показали вовсе не обязательно. Просто когда составляете программу на какой-то срок надо помечать в списке слов, что это слово уже числится в программе. Ведь пока у вас мало слов, вы точно можете сказать, какое слово уже было, а какое нужно показывать, а когда их уже хорошо за 500?
Так же в дневник можно где-нибудь в конце записывать все наблюдения за ребенком, результаты проверок, вобщем все, что поможет вам улучшить свою программу.
К этапу книжек нужно накопить как можно больше открыток, вырезок из журналов (не обязательно детских), рисунков, чтоб у вас было из чего составлять книжки. Я купила обычные тетрадки и из них делала книжки.
На карточки я разрезала бумагу для черчения, она плотная и недорогая, из 24 листов в среднем получается 96 карточек. Маркеры лучше брать с сечением, ими можно начертить самые четкие буквы. Как показала практика скотч лучше всего покупать самый узенький (чуть больше сантиметра) с надписью Germany Josef otten – он от всего отлипает, даже от чертежной бумаги, а так как вам одно и то же слово придется использовать не раз, зачем оставлять на карточке тонны скотча?
Самое главное – ВСЕ УБИРАТЬ КАК МОЖНО ДАЛЬШЕ, желательно, что бы ребенок не видел, где хранятся карточки. Это не значит, что нельзя давать поиграть ребенку карточками, можно даже нужно, если у него возникает такое желание. Но представьте картину: вы заходите в комнату, а там ребенок валяется среди карточек довольный и счастливый ведь вся комната в карточках, где пройденные, где новые – все придется раскладывать по номерам и порядку. А их как минимум 800. Зачем вам мартышкин труд?
Наверное, это еще далеко не все, что можно сказать, но все, что я смогла вспомнить. Последняя проблема, которой мне хотелось бы озадачить всех героинь, решивших или уже занимающихся по данной программе, это то, что вы скажите своему ребенку, когда проезжая мимо очередного забора, он у вас спросит «Мама, а что это тут написано?»…
Автор: Светлана Кудряшова
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо автору за столь подробное, ясное, систематичное описание собственного родительского опыта. Уверена, он будет интересен как многим начинающим мамам, так и педагогам ДОУ. Добавлю еще: читать статьи Светланы - одно удовольствие!
Очень понравилась статья, у самой дети начали читать рано, но обучала их по традиционной азбуке. Автор- молодец, и написано интересно
Спасибо, Елена Вячеславовна, спасибо, Наташенька! Писать таким читателям - вот удовольствие!
Я сейчас занимаюсь с ребенком по данной методике. Сейчас нам 1,2 на этапе простые предложения. Хотелось бы узнать самый главный вопрос - Ваш ребенок научился читать?
Я бы задала вопрос по другому: на сколько развит мой ребенок? Как человек, близкий к педагогике и психологии могу вас уверить - он опережает своих сверстников в развитии.
Ведь вспомните, целью Г.Домана было развитие ребенка, а не обучение чтению.
Отвечая на ваш вопрос, скажу, что мы еще в процессе...