В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами система воспитания, понимание целей воспитания, задачи и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Могут быть выделены четыре наиболее общие тактики воспитания в семье: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства других его членов.
Родители могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Это формирует убеждения и их влияние на личный успех.
Однако некоторые родители предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство на ощущении зависимости другого, более слабого существа. Как результат – они сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью.
Даже если сопротивление ребенка оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.
Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, принуждение, а в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое насилие над ним, издевательство, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, – все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.
Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома, именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.
По данным психологических наблюдений, именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте, как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Невмешательство – система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.
Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями, учиться родительству.
Причем такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях (семьях алкоголиков, где родителям совершенно наплевать на детей), так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях. В таких семьях родители достигли высоких результатов в своей профессиональной сфере, в карьере, они желают обеспечить будущее материальное благополучие и своих детей С этой целью ребенка с раннего возраста приучают к будущей, иногда выбранной самими родителями, профессии. Из-за этого ребенок разлучается с родителями, оказывается предоставлен самому себе, а после того,как он «встанет на ноги», практически всякая забота о нем прекращается.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает общение родителей и детей «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Это такие отношения, когда каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь. Такое взаимодействие возможно в семье на основе общих целей и задач совместной деятельности. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
По материалам книги О.Г.Прохоровой «Мы и наши дети»
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.