Мое знакомство с Толкиеном произошло в кинотеатре, тогда шла премьера фильма «Властелин Колец. Возвращение Короля». Я получила огромное удовольствие от фильма, массу разных эмоций. Я решила познакомиться с остальными частями. Купила диск и просмотрела все фильмы в один день. Этого было мало.
Дома я нашла три книги Толкина: «Хоббит, или Туда и Обратно», «Властелин Колец. Содружество Кольца», «Властелин Колец. Две твердыни». Сначала я прочитала «Властелин Колец», третью часть взяла в библиотеке.
К моему сожалению, в книге не хватало нескольких страниц. Тогда я решила приобрести книгу в магазине. Пока я искала ее, успела прочитать и «Хоббита». Конечно, на книгу я наткнулась нечаянно, и, не раздумывая, сразу ее купила. Ну, я ее и прочитала с самого начала. Меня взволновала личность создателя этих книг, и я решила узнать о нем подробнее. Особый интерес вызывала у меня невероятная популярность книг писателя Толкина.
Многие авторы писали произведения в жанре фэнтези и до Толкина. Однако из-за большой популярности и сильного влияния на жанр многие называют Толкина «отцом» современной фэнтези-литературы.
После Второй Мировой войной в Европе и Америке прокатилась волна общего увлечения сказкой – «толкиномании». Исследователи его творчества говорят, что можно даже установить точную дату начала «толкиномании»: лето 1965 года. Тогда американской аудитории не хватило миллионного тиража «Властелина колец». Студенты Гарварда обзавелись значками: «Да здравствует Фродо!», «Гэндальфа – в президенты!»
А вот что я узнала о самом Толкиене, о его жизни, истоках его творчества и о любимой книге «Хоббит».
В 1900 Толкин поступает в школу короля Эдварда, где он выучил древнеанглийский язык и начал изучать другие – валлийский, древненорвежский, финский, готский. У него рано обнаружился лингвистический талант, после изучения староваллийского и финского языков он начал разрабатывать «эльфийские» языки.
Толкин с ранних лет много читал, ему нравилась «Алиса в стране чудес» Люьиса Кэрролла, истории про индейцев, произведения в стиле фэнтези и «Книга Фей» Эндрю Лэнга.
К пятнадцати годам поражает учителей школы одержимостью филологией. Он вчитывается в древнеанглийскую поэму Беовульф, возвращается к средневековым преданиям о рыцарях Круглого стола. Вскоре он самостоятельно приступает к изучению древнеисландского языка, затем добирается и до немецких книг по филологии. Радость познания древних языков так его увлекает, что он даже придумывает собственный язык «невбош», то есть «новую чушь», который творит в соавторстве со своей кузиной Мэри. Продолжая изучать староанглийский, древнегерманский, а немного позже древнефинский, исландский и готский языки, Джон «поглощает в безмерном количестве» их сказки и легенды.
В 1908 он встречает свою первую и последнюю любовь – Эдит Мари Бретт, оказавшую большое влияние на его творчество. Влюблённость помешала Толкину сразу поступить в колледж, к тому же Эдит была протестанткой и на три года старше его.
В 1910 году со второй попытки Толкиен поступает в Оксфорд с блестящими экзаменационными результатами и получает возможность учиться бесплатно.
Вечером в тот же день, когда Толкину исполнился 21 год, он написал Эдит письмо, где объяснялся в любви и предлагал руку и сердце. «Легенда о Берене и Лутиэн» – одна из самых любимых автором. Он создал эту поэтичную историю о любви и верности, вдохновленный собственными чувствами к молодой и очень любимой жене.
Их союз с Эдит Бретт оказался долгим и счастливым. Супруги прожили вместе 56 лет и воспитали 3 сыновей: Джона Фрэнсиса Руэла (1917), Майкла Хилари Руэла (1920), Кристофера Руэла (1924), и дочь Присциллу Мэри Руэл (1929).
В 1914 начинается Первая мировая война. Толкиен спешит поскорее получить степень в Оксфорде, чтобы отправиться добровольцем в армию.
Там он потерял практически всех своих школьных друзей – потери английской армии составили около 60 тысяч человек. Толкин остался жив и вышел невредимым. Его не задели пули, но не пощадил сыпной тиф (окопное заболевание). Познав все «ужасы и мерзости чудовищной бойни», Джон до конца дней возненавидел войну. Вместе с тем, младший лейтенант Толкиен навсегда сохранил восхищение перед своими товарищами по оружию – «Рядовыми британцами. Упорными, немногословными и насмешливыми.» Пройдут годы, и Джон Рональд запишет в своем дневнике: «… возможно без солдат, рядом с которыми я воевал, не стало бы страны Хоббитшира. А без Хоббитшира и Хоббитов не было бы Властелина колец …».
В 1925 году в Оксфордском Университете освободилась должность профессора англосаксонского языка. Толкин выдержал конкурс и уже навсегда вернулся в alma mater.
Среди студентов он считался хорошим лектором. Стать отличным ему мешала неважная дикция. Зато он ухитрялся подавать учебный материал в весьма изысканной и вместе с тем научно строгой форме. Это умение рассказывать об умных вещах занимательно – разве оно не обязательно для хорошего рассказчика? А от рассказчика недалеко и до писателя. И Толкин им стал.
В свои последние годы Толкин окружен всеобщим признанием. В июне 1972 он получил звание доктора литературы от Оксфордского университета, а в 1973 в Букингемском дворце Королева Елизавета вручила писателю орден Британской империи второй степени. Толкин умер 2 сентября 1973, в Борнемаусе в возрасте восьмидесяти одного года.
Фольклорно-эпическая традиция, сказки, мифы, легенды Северной Европы были использованы Толкином-писателем. Все его произведения основаны на различных сюжетах, мотивах, образах кельтского, скандинавского и германского, частью которого является англосаксонский, фольклора. В самом факте такого использования нет ничего необычного – с конца XVIII в. литература постоянно обращается к фольклору в поисках сюжетных и образных структур. Как и многие до него, Толкин использовал образы, мотивы фольклорных произведений для сочинения собственных.
Одно из этих первых сочинений – сказка о маленьком и забавном существе – хоббите, которую Толкин начал придумывать для развлечения своих детей, принесла ему значительную известность, когда увидела свет.
«Хоббит, или Туда и Обратно» (1937) построен в соответствии со всеми канонами литературной сказки. Он насыщен фольклорными элементами. Сюжет «Хоббита» основан на наиболее популярных мотивах народных волшебных сказок: путешествие героя в поисках богатства и так называемый мотив «змееборства». Добропорядочный Бильбо Бэггинс втянут гномами и волшебником Гэндальфом в полный приключений поход за сокровищами, кульминацией которого становится сражение с драконом.
На страницах повести мы встречаем героев народных сказок – гномов, эльфов, гоблинов, троллей, не говоря уже о драконе. Автор сохранил и «набор ролей», «атрибуты» и функции фольклорных персонажей. Гномы добывают и хранят сокровища подземного мира, тролли, порождение скал, превращаются в камень при первых лучах солнца, эльфы капризны, но добры, животные, обладающие даром речи, приходят на помощь людям в трудный момент. Вместе с тем все фольклорные персонажи представлены как бы чуть отстраненными, с шутливостью, которая принадлежит нашему времени, нам, не очень верящим в чудеса. Подобное «отчуждение» чудесного можно найти и в «Алисе в стране чудес» Л. Кэрролла, и в «Винни-Пухе» А. Милна, и в произведениях А. Линдгрен, и в сказках К. Чуковского.
Толкин создал хоббитов – «невысокликов» – обаятельных, подкупающе достоверных существ, похожих на детей, сочетающих в себе стойкость и легкомыслие, любознательность и ребяческую лень, невероятную изобретательность с простодушием, хитрость и доверчивость, отвагу и мужество с умением избегать неприятности. Слово хоббит – сращение двух слов: ho(mo) [лат.], «человек», + (ra)bbit [англ.], «кролик». В первую очередь, именно хоббиты придают такую достоверность толкиновскому миру.
Именно образ хоббита Бильбо Бэггинса привлекает внимание читателя прежде всего.
Существо чудесное, он обладает чертами очень «человеческими». Всем известно, что он любит хорошо поесть и посидеть у камина с кружкой пива и трубкой, превыше всего ценит покой и порядок и считает свой дом «своей крепостью». Благодаря литературе эти привычки и черты характера давно уже воспринимаются как основные признаки добропорядочного «среднего» англичанина. Писатель сознательно использует эти стереотипы, чтобы сделать своего героя узнаваемым с первого взгляда, вписать его в определенную литературную традицию. Но образ Бильбо связан и с другой традицией – фольклорной. Он, что называется, сказочный «герой, не подающий надежд», который в начале повествования представлен смешным и слабым, но в дальнейшем оказывается способен на многие подвиги и одерживает множество побед – прежде всего над самим собой.
Бильбо является своего рода связующим звеном между миром волшебной сказки и реальностью. В нем есть то, чего нет, и не может быть ни у одного фольклорного персонажа – неоднозначность характера. Он добр, но хитроват, ленив, но может стать деятельным, он превыше всего ценит покой, но способен очертя голову броситься в приключения, без шляпы, без трости, без денег и даже без носового платка!
Бильбо Бэггинс участвует в событиях, заметно изменяющих ситуацию в Средиземье, но эти события меняют и его самого, причем не внешне, а внутренне, чего тоже никогда не бывает с героями народных сказок. Иванушка-дурачок может выйти из котла прекрасным принцем, а лягушка – обернуться царевной. Такое преображение важно для сказки как итоговое подтверждение, что герой выполнил свою роль. С Бильбо же ничего подобного не происходит. Он возвращается домой внешне таким же, как был, но только мудрее, благороднее. Доставшуюся ему часть богатств он щедро тратит, не придавая сокровищам значения.
Неизменна и победа добра над злом. В «Хоббите», как и положено в сказке, добро побеждает зло: гномы возвращают свои сокровища, в Озерный город приходит благоденствие и мир, злые силы побеждены, справедливость восстановлена. Но высшее утверждение доброго начала, самый главный «урок» сказки Толкина все же приобретение не богатства, а способности от него отказаться.
Для фольклорной сказки характерно отсутствие указания на точное время и место события (все происходит «в незапамятные времена» и «за тридевять земель». События не имеют временной протяженности («долго ли, коротко ли»), а пространство представлено обычно лишь оппозицией двух мест – «дома», откуда герой отправляется в путешествие, и какого-то «тридевятого царства», где ему предстоит совершить предписанное деяние.
В «Хоббите» события разворачиваются во времени. Гномы и Бильбо отправились в путь в конце апреля, достигли цели в ноябре, а вернулся Бильбо домой 22 июня. Ощущение потока времени присуще человеку современности, а значит, и художественному произведению, создаваемому этим человеком. То же и с местом действия. Средиземье – тщательно описанная страна, имеющая свою карту, которой, кстати, пользуются и герои, разрабатывая маршрут путешествия.
Средиземье Толкиена – наш мир, наша Земля. Следовательно, в нем действуют практически все физические законы нашего мира. День сменяет ночь, весна – зиму, в положенное время идет снег и солнце освещает горы, леса, реки и долины... Правда, география не похожа на теперешнюю, но ведь речь идет о «предыдущей» эпохе. По этой же причине вероятно и реальное существование рядом с людьми таких созданий, как эльфы, гномы, драконы. Они наделены способностями и владеют предметами, которые чудесны на наш взгляд, но ведь речь идет о другой эпохе. Все чудеса как бы «вписаны» в достаточно знакомую нам обстановку.
Для современного человека, живущего в мире, где доминируют понятия относительности, непредсказуемости и даже непознаваемости всего сущего, оказались необычайно привлекательными старые как мир истины. Своеобразие творчества Джона Рональда Руэла Толкина в том, что он не только повторил эти истины, но на страницах своих произведений сотворил действительность, где эти истины непреложны и реальны.
При подготовке статьи использованы материалы сайтов:
http://ru.wikipedia.org/
http://www.bogoslov.ru/text/307484.html
http://revolution.allbest.ru/literature/00049656_0.html
http://www.litra.ru/
Автор: Катя Перезолова
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.