Регистрация

Как открыть своему ребенку мир чтения?

  • 13 января 2011

Конкурс «Педагогическое вдохновение»

Голенцева Ольга Витальевна

Об авторе

Ольга Витальевна Голенцева, учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии № 2 города Екатеринбурга. Ольга Витальевна большое внимание уделяет культуре чтения младших школьников. Она является членом Экспертного Совета 4 этапа Всероссийского педагогического конкурса «Волшебное перышко – 2010».

«Как открыть своему ребенку мир чтения?»

Главное для родителей – открыть маленькому
человеку чудо, которое несёт в себе книга.

Очень часто родители спрашивают, что делать, чтобы ребенок заинтересовался чтением? Как сделать так, чтобы чтение для детей стало личной необходимостью? Какие книги выбирать для чтения?

На одном из первых собраний, мы вместе пытаемся найти ответы на эти вопросы. Ведь только в тесной связи друг с другом, в единстве взглядов на детское чтение и согласованности действий мы можем достигнуть этой цели.             

Культура чтения закладывается в семье. Собственный пример, читающих родителей много значит.  Необходимо начинать читать вслух с раннего возраста, обязательно читать ребёнку перед сном.  Замечательно, когда семья вечером собирается не у телевизора, а все вместе по очереди вслух читают интересную книгу и обсуждают прочитанное. Оставляйте печатные издания везде, где ваш ребенок может их увидеть, дарите ему книги, разрешайте самому выбирать книги в магазине или библиотеке.

Запишите своего ребенка в районную или городскую библиотеку. Хорошо, если дома есть своя библиотека или хотя бы книжная полка детских книг.  Не заставляйте читать ребенка против воли, лучше предложите поиграть в настольные игры, связанные с чтением. Обязательно слушайте, как малыш читает сам, он должен чувствовать интерес старших. После просмотра художественного или мультипликационного фильма предложите прочесть книгу, по которой он снят.

Очень часто, когда ребенок начинает читать сам, родители перестают интересоваться чтением, разговаривать о прочитанном. Постепенно ребенок начинает взрослеть. У него возникает собственное отношение к действительности. Он приступает к серьезному чтению, которое толкает на необходимость вглядываться в окружающее и утверждаться  в каком-то собственном мнении обо всем, что он видит, слышит, узнает из книг. Именно сейчас ему особенно нужен внимательный собеседник, которому хочется доверить складывающиеся представления, взгляды, переживания, мысли, и о многом другом, связанном с процессом становления личности и с влиянием книги на течение этого процесса. И этим собеседником может стать родитель.

Чтобы вызвать у детей интерес к чтению книг необходимо соблюдать методические принципы отбора книг, рекомендуемых детям.

Во-первых, при отборе книг нужно руководствоваться воспитательными целями.             

Во-вторых, необходимо жанровое и тематическое разнообразие: проза и стихи; художественная и научно-популярная литература; книги о сегодняшнем дне и о прошедшем; произведения писателей-классиков и современных авторов; фольклор - сказки, загадки; книга и журнал, газета, произведения русских, белорусских авторов и переводы…

В-третьих, учет возрастных особенностей детей, принцип доступности.

Так, в 1 классе, рекомендуют рассказы, сказки, стихотворения на такие доступные детям темы, как Родина, труд, жизнь людей, животные и растения. Небольшие по размеру детские книги (хорошо иллюстрированные, с крупным шрифтом) русских писателей.

Во 2 классе - сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 140 до 400 слов. Тематика расширяется: о Родине, о подвигах, о животных и растениях, о детях, о приключениях и волшебстве.

В 3 классе – художественные и научно-познавательные произведения русских и зарубежных авторов объемом от 16 до 150 страниц, детские журналы и газеты, справочники из серии «Почемучкины книжки» - вся традиционная для младших школьников тематика чтения. Особо выделяются книги о ровесниках, о людях героических профессий, занимательная и приключенческая литература. Жанры: сказки, стихи, баллады, поэмы, повести, статьи.

В 4 классе – всемирная детская художественная литература. Научно-познавательная, справочная книга для детей младшего школьного возраста, собрания сочинений детских писателей, все виды изданий для детей, детская периодическая печать. Расширение читательского кругозора за счет исторических повестей и рассказов, автобиографической, документальной, очерковой литературы, приключенческой детской книги, книг о культуре и искусстве.

Четвертый принцип отбора книг для детей – принцип индивидуального интереса, самостоятельности учащегося в выборе книги.

Пятый принцип:  детям нужно рекомендовать только подлинно художественные, образцовые книги, отличающиеся высокими художественными достоинствами (те, которые выдержали проверку временем). Очень часто родители рассказывают детям о своих любимых книгах.

Следование этим принципам и советам позволит повысить интерес к чтению, к книге;  расширить кругозор детей и открыть ребенку захватывающий мир чтения.

Используемая литература:

  1. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: Теория формирования типа правильной читательской деятельности - М., 1993.
  2. Филкова Т. Заглянуть в волшебное окошко // Библиотека. – 2006. – № 9.

Фото автора

Ольга Витальевна

4.8 из 5 звезд
(голосов: 26, сумма баллов: 125)
  • 13 января 2011
  • 11152
  • 12

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии (12)

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.


Галина Павловна 13.01.2011 в 19:39

Тема актуальна, материал полезный для родителей и педагогов. Спасибо, Ольга Витальевна!

Катя 14.01.2011 в 15:00

Да! Культура чтения закладывается в семье! Родителям нужно это напоминать.

Любовь Павловна 14.01.2011 в 19:03

Ольга Витальевна, спасибо за замечательную статью! Как всегда доступно и интересно о самом главном.

Маша Потапова 14.01.2011 в 19:15

Отличная статья! Я считаю, что любовь к чтению нужно прививать с детства, ведь книга большая ценность! 5 баллов!

Владислав Анатольевич 15.01.2011 в 15:41

Уважаемая Ольга Витальевна!
С величайшим удовольствием воспринял Вашу статью ‘Как открыть ребёнку мир чте-ния?’. Вы, как всегда, в доступном для восприятия виде, доносите до нас нетленные истины природы в виде методических принципов культуры чтения. Во-первых – это развитие прин-ципов самоанализа, самоконтроля и самосовершенствования. Во-вторых (самое главное) – это постоянное обучение умению реально оперировать фундаментальным триединством природы – аудио, видео и кинестическое восприятие, логический и абстрактный анализ и реализация в реальную действительность получаемой при чтении информации. А Ваш 4-ый и 5-ый принципы – просто душу греют.
В Вашей публикации имеется единственная микронеточность – это в первом принципе необходимость ‘руководствоваться воспитательными целями’. В природе не существует об-раза ‘Воспитание’. А в современной терминологии воспитание – это немотивированный бес-конечный процесс информационного давления на человека с плотностью информации, близ-кой к нулю, не имеющий конечной цели. Лично я заменяю его словом – обучение.
Моя оценка статьи – ПРЕВОСХОДНО. Жду следующих публикаций.
С уважением, Владислав.

Ольга Витальевна 16.01.2011 в 19:31

Владислав Анатольевич, спасибо за такой развернутый анализ статьи.
По поводу первого принципа. я имела в виду не сам процесс воспитания, в том смысле, как мы его понимаем. А воспитание (развитие) в себе определенных положительных качеств личности под воздействием книги.
С уважением , Ольга Витальевна.

Светлана Николаевна 16.01.2011 в 08:39

Здравствуйте, Ольга Витальевна! Поздравляю Вас с тем, что Вы тоже стали лауреатом в данной номинации! Ваша статья интересная и очень полезная; содержит практические рекомендации для родителей и учителей. Формирование культуры чтения - очень актуальная проблема для детей младшего школьного возраста. Родителям и учителям начальных классов я посоветовала прочитать Вашу статью. Желаю новых творческих успехов и достижений в Новом, 2011 году.
С уважением, Чалая Светлана Николаевна.

Ольга Витальевна 16.01.2011 в 19:39

Светлана Николаевна! Спасибо за поздравление и отзыв о статье.

Надежда Николаевна 24.01.2011 в 16:52

Для учителей-литераторов в последнее время это один из наболевших вопросов. Вроде бы все понятно, много раз переговорено с родителями, а дети не читают...Спасибо, что говорите о наболевшем.

Ольга Витальевна 30.01.2011 в 10:22

Спасибо всем за поддержку! Творческих успехов и терпения!

Людмила Викторовна 10.11.2014 в 17:52

Спасибо Ольга Витальевна! Статья полезна, вопрос очень волнительный. Меня волнует также тема приучения детей к чтению в семье. Потому как всё из семьи. Успехов Вам!!!

20.01.2021 в 23:58

Спасибо за полезную и информативную статью, прочитала на одном дыхании! Меня, как мать пятилетнего мальчика, сейчас особо интересует данная тема. Скоро пойдём в школу, поэтому стараюсь прививать любовь к чтению уже сейчас. Каждый день читаем книжечки, сын уже настолько привык, что сам часто просит почитать вместе с ним. В основном сам выбирает произведения. Ещё обязательно прислушаюсь к вашим советам, уверена, что помогут!

Всероссийские быстрые дистанционные он-лайн конкурсы

Орг.взнос всего 100 рублей. Электронный диплом сразу после оплаты орг.взноса!

Международные и Всероссийские дистанционные конкурсы

Участие в конкурсах БЕЗ оплаты орг.взноса! Ускоренные сроки подведения итогов.

Онлайн тестирование для детей и педагогов

Участие в онлайн тестировании БЕЗ оплаты орг.взноса! Наградные документы можно заказать сразу после объявления результатов.

Как стать экспертом наших конкурсов

Любой участник конкурсов нашего портала может стать экспертом конкурса и оформить бесплатную электронную Благодарность за свою работу!

Мы в социальных сетях

Подружитесь с нами и получите 15 бонусных рублей!