Хотя круг чтения младших школьников во многом определяется школьной программой (изучаются в основном классика детской литературы), тем не менее, детям 7-10 лет предлагается значительный но объему репертуар чтения, выходящий за рамки программного.
Трудно представить развитие ребенка этого возраста без произведений B. Крапивина, В. Медведева, Ю. Олеши, а также А. Толстого, М. Зощенко, Е. Шварца и др.
Для детей младшего школьного возраста непреходящую ценность имеют книги С. Лагерлеф «Приключения Нильса с дикими гусями», Пройслера «Маленькая Баба Яга», О. Уальда («Мальчик-звезда»), Д. Толкина («Властелин колец»), Р. Киплинга («Маугли»), А. Экзюпери («Маленький принц»), Я. Корчака («Король Матиуш I»).
Для этого возраста предназначено и большинство произведений Астрид Линдгрен, книги Э. Распе «Приключения Мюнхаузена», Д. Свифта «Путешествие Гулливера», Д. Дефо «Робинзон Крузо».
Многим детям младшего школьного возраста уже доступны повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий», а также отдельные произведения Ч. Диккенса.
Особое место в книжном собрании для детей младшего школьного возраста принадлежит Библии, а также «Мифам древней Греции», без чтения которых невозможно понять великие произведения искусства, созданные на их сюжеты. Для выборочного чтения можно рекомендовать младшим школьникам познакомиться с книгой Н. Куна «Легенды и мифы древней Греции» или книгой В. и Л. Успенских «Мифы древней Греции».
Особую ценность имеют переиздания детской Библии. Так, младшим школьникам адресована книга «Вавилонская башня и другие библейские предания».
Что касается отечественных энциклопедий для учащихся начальной школы, то самой лучшим и проверенным временем считается энциклопедический словарь «Что такое? Кто такой?» в 3-х томах.
Но абсолютным, стопроцентным лидерством могут похвастаться сегодня произведения в стиле фэнтези. И первое место здесь, безусловно, занимает «Гарри Поттер». У ребёнка существует огромная вдохновенная тяга к фантастическому, волшебному. Он горячо и искренне любит сказки и всякого рода художественные небылицы, «перевёртыши», дразнилки, страшилки, считалки.
При ответе на вопрос «Назовите свою любимую книгу» школьники часто называют книги «Гарри Поттер и кубок огня», «Гарри Поттер и принц-полукровка», «Хоббит», «Алиса в стране чудес», «Тайна третьей планеты».
Детские психологи считают: если ребенок запоем читает одни лишь детективы или книги в стиле фэнтези, на то есть причины. Возможно, ребенок лишь отдает дань моде, а может, в этих книжках он находит то, чего ему так не хватает в реальной жизни. Тем более что, выбирая фантастику, ребенок выбирает по-своему красивый мир: мир благородства, побед, рыцарства. И такая литература, несомненно, заслуживает внимания детей.
Взрослым тоже иногда хочется отвлечься от проблем, и мы обращаемся, скажем, к легким ироническим детективам. Это нормально и вполне объяснимо. Подробнее о современном дететктиве: http://books2you.ru/knigi/detektivy/zarubezhnye-detektivy/na-sluzhbe-zla-robert-gelbrejt/ Каждый ищет, что ему в данный момент ближе, что ему по душе. А библиотекари в свою очередь добавляют: интерес к фантастике и детективам был всегда, просто выбора сейчас стало больше.
Например, дети увлечены серией детективов «Черный котенок». Что поделать, веяние времени... В подобных произведениях авторы, как правило, пытаются сыграть на тяге детей к чему-то страшному и неизведанному. Кто не знает историй о красной руке или черном-черном человеке? Детский фольклор, подобный этому, существовал всегда. И тут, как и во взрослой литературе, очень много мусора. Гробы, морги, черно-белые рисунки застывших гримас мертвецов – это, конечно, страшно.
И если мы, взрослые, можем отсеять, забыть, обесценить подобную информацию, то дети, напротив, впитывают все. И очень часто, предлагая малышам пофантазировать, мы сталкиваемся с множеством мусорных героев: люди-пауки, черепашки-ниндзя, рейнджеры. Возможности этих героев во много раз превышают человеческие, но они не несут смысла, философии. Они стереотипны. И если у мальчиков это, как правило, всякого рода трансформеры, то у девочек безликие красавицы.
Детское восприятие не находит в них содержания, они не дают им фантазировать и творчески мыслить. И здесь нет психологической травмы, здесь просто огромное количество мусора. Его трудно убрать, и еще тяжелее чем-то его место заполнить.
В ответе за то, какую литературу читают наши дети и какие герои живут в их воображении, конечно, мы – родители. Ребенок не может купить книгу, он не зарабатывает денег. А потому ответственность лежит целиком и полностью на нашей совести.
Специалисты советуют: приобретая книгу, прежде всего ответьте на вопрос, для чего вы ее берете и что она даст вашему ребенку. Значение книги в жизни человека трудно переоценить, тем более в жизни ребенка. А потому и подходить к ее выбору надо серьезно.
Так, психологи советуют читать детям больше сказок. А еще лучше – сочиняйте их сами, и ребенок обязательно откликнется на игру и будет творить и фантазировать вместе с вами. Сказки – это кладезь народной мудрости, и мы питаемся ею до конца своих дней. А если, прочитав книжку, вы обсудите ее с малышом, то и сами услышите от него много нового.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.