В сказке, как в любом другом фольклорном жанре, заключен опыт народа, копившийся многие годы. Для того чтобы ребенок мог стать частью национальной культуры, впитать в себя и проявить особенности менталитета, ему необходимо знакомиться с народной культурой. Русская сказка, несмотря на всю свою занимательность и доминирующую установку на развлечение, обладает серьезным воспитательным и образовательным потенциалом.
Откуда еще, как не из сказки, современные дети могут узнать о забытом сейчас овоще репе, который у наших предков был основным блюдом на столе. Ребенок, выросший в городе, через сказку может познакомиться с тем, как живут люди в деревне, что занимает их умы.
Узнать и уяснить, чем жили крестьяне на Руси, их быт и нравы легче из занимательных, забавных рассказов, а не из учебника истории. Получить информацию о природных закономерностях, естественных процессах и мире флоры и фауны можно и на уроках биологии, но подкрепленная переживаниями после прочтения сказок, эта информация станет настоящим знанием.
Овладение грамотной и связной речью невозможно без чтения. Для формирования у детей объемного словарного запаса, совершенствования звуковой и интонационной стороны речи, приобщения к грамматическим особенностям русского языка важно читать правильные тексты. Русские народные сказки будут в этом случае отличным образовательным средством.
В первую очередь, изучение связных текстов, напечатанных крупным шрифтом и выстроенных в строгом соответствии с логической структурой, дает ребенку образец для изложения собственных мыслей. Пытаясь рассказать о чем-либо, он не будет путаться, а логически представит события от начала до конца.
Обилие выразительных средств, используемых в фольклорном жанре, обогатит речь ребенка и расширит его словарный запас.
Каждый из нас является членом общества, в социуме мы учимся, работаем, живем. Без понимания и умения ориентироваться в нормах морали, которые приняты коллективом, невозможна социализация. Источником знания о нравственных нормах является, в том числе, сказка. Первые знания о том, как поступать правильно, а как нет, где «правда», а где «кривда» ребенок получит из этого фольклорного жанра.
Становление системы ценностей и приобщение к духовной культуре пройдет наиболее безболезненно и вызовет наименьшее сопротивление именно в такой форме. Нравственные уроки, которые могут быть вынесены из чтения, останутся с читателем навсегда. Возможно они будут переосмыслены позднее, но зафиксируются в сознании и станут неотъемлемой частью личности.
Честность, доброта, трудолюбие, ум и смекалка, терпение и отзывчивость – те качества, которые в сказке имеют однозначную оценку. Читатель усваивает их положительное значение и действует в соответствии с этими нравственными ориентирами.
Научит сказка и житейской мудрости. Из нее ребенок узнает, что опасно уходить далеко от дома, не стоит открывать дверь незнакомцам, обязательно слушать старших.
Самыми простыми для восприятия являются сказки о животных («Коза и волк», «Кот, петух и лиса», «Кочеток и курочка», «Маша и медведь»). Конкретность образов и ситуаций, представленных в них, соответствует уровню развития ребенка младенческого возраста. Русские народные сказки о животных приходят на смену более простым фольклорным жанрам – колыбельным, пестушкам, потешкам, которыми развлекали малыша еще в колыбели.
Сказки пока еще читают детям родители, сопровождая их показом иллюстраций (как правило, в книжках для малышей они очень красочны и наглядны), разнообразными интонациями для того, чтобы каждый образ истории стал для ребенка более понятным. В результате чтение сказки с картинками превращается в мини спектакль и полностью захватывает внимание слушателя.
Опыт восприятия сказок о животных поможет детям подготовиться к пониманию более сложного жанрового вида сказки – волшебной («Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Василиса Прекрасная», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка»).
Чтение этих захватывающих историй со сложными сюжетными ходами и символическим подтекстом сопровождает переход ребенка из младенческого возраста в отрочество. Основной этический акцент в них на непростых взаимоотношениях персонажей. Герои волшебных сказок сталкиваются с ситуацией нравственного выбора. Для ребенка эти рассказы в определенный период взросления станут основным источником формирования ценностных установок.
Бытовые сказки содержат в себе образцы, которые подойдут и для самых маленьких читателей, например: «Фома и Ерема», «Самоцветный камень» и др. Но больший отклик их содержание будет иметь в подростковом сознании. Авантюрные бытовые истории («Семь Симеонов»), сатирические рассказы со своеобразным народным юмором («Худая жена»), сказки на остросоциальные темы («Царь, старик и бояре») детям младшего возраста будут непонятны.
Сказка имеет не только безусловную воспитательную пользу, в ней заложен глубокий психологический потенциал. Последнее время все больше психологов в работе с детьми прибегают к технике сказкотерапии.
Сказка помогает ребенку регулировать собственные эмоциональные состояния за счет проживания воображаемых ситуаций, связанных с реальной жизнью.
Сказка дает возможность справиться со страхами, тревогами, найти выход из сложного положения – ведь в волшебных историях герои сталкиваются с проблемами, которые возникают и в обычной жизни. Их опыт может стать для маленького читателя примером для выстраивания собственной стратегии поведения.
Агрессия, злость и гнев, накопившиеся в ребенке, найдут выход и выльются на сказочных злодеев, притесняющих положительных героев.
Еще одним психологическим эффектом от чтения сказки является сам характер подобного времяпрепровождения. Если ребенок слушает сказку или читает ее вместе с родителями, он включен в совместную деятельность, которая сближает, укрепляет семейные отношения и способствует формированию у ребенка чувства защищенности и безопасности.
Благодаря этому сказка становится универсальным средством работы, как с интеллектуальной, так и с эмоциональной сферой детей.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо за статью! Прочел с довольствием! Я тоже считаю, что сказка - кладезь народной мудрости, психологическая база для обсуждения. Ведь судить о взаимоотношениях между людьми малыши начинают только, глядя на своих родителей, бабушек, дедушек, на всех взрослых, которых встречают, а еще слушая сказки. С самого раннего детства, не умея читать и писать, малыши уже могут отличать добро и зло, оценивать разные характеры и так далее. Именно поэтому и я в своем проекте по развитию детей от 2 до 6 лет использовал форму сказки для обучения малышей. Мы разрабатываем мобильное приложение. В нем есть сказочник. Его озвучивает известный актер Вадим Демчог. И в нем есть сказочный сюжет, на который нанизываются и задания по математике, и по чтению. Так что давайте дружить! Мы за сказку! Мы - Сказбука! Я автор этого проекта.