Конкурс «Педагогическое вдохновение - 2014»
Номинация «О педагогике – с любовью»
В своём эссе «Всякий, кто читает, в чтении силу знает» я затронула вопрос: как приучить детей читать. В нашей семье трое разновозрастных детей – Настя, ученица 4 класса, ей 9 лет; Диана – воспитанница детского сада № 48, ей 5 лет; Эмиль – воспитанник детского сада № 48, ему 3 года.
1. Личный пример. Читайте дома при детях и рассказывайте им прочитанное, это создает интерес к книге. Да, на просторах Интернета можно найти вся и всё, но живое общение с книгой не заменит никакой бездушный экран компьютера. Пусть это будет минут 20-30, но лучше так, чем никак.
2. Ограничьте доступ к Интернету для старших детей. Любую информацию можно найти в книгах, главное знать в какой. Для этой цели как нельзя лучше подходят разнообразные энциклопедии. У нет подходящей энциклопедии? Не беда! Сейчас все школьные библиотеки оснащены прекрасными собраниями этих полезных книг.
3. Запишите ребенка в библиотеку. У меня записаны все трое. Не беда, что двое не умеют читать. Сам факт посещения данного места, листание книг, рассматривание красочных картинок – создает мощный положительный фон у ребенка. Каждый из них (не читающих) выберет себе по книжечке, и Настя дома обязательно прочитает (Насте доставляет удовольствие читать сказки младшим). Не хотите идти в школьную библиотеку или не успеваете по времени – есть сельская, районная библиотека. Познакомьте ребенка с ней. Моя старшая дочь обожает ходить в сельскую библиотеку. «Мама, там так вкусно пахнет книгами!» – всегда восклицает она после её посещения, как будто она была не в библиотеке, а в пиццерии. И вот отсюда следует…
4. Введите дома «минутки чтения». Пусть это будет 20-30 минут, но каждый день. Старшая дочь усаживает младших на диван и читает. И не просто прочитает, а еще и спросит: что я прочитала? Расскажи, что ты запомнила? Последнюю книгу, которую они прочитали с удовольствием: Е. Чарушин «Никиткины друзья».
Если у неё по литературе задано читать, то всё равно – ребят на диван и читает. Если со средней дочерью понятно – ей уже 5 лет, она более усидчива, сговорчива, то вот младшего я откровенно подкупаю. Высидеть 20-30 минут ему сложно, поэтому разрешается и полежать и постоять, а после «урока» награда – конфетка или другая вкусняшка.
У нас дома с конфетами строго – их нет в свободном доступе. Покушал – получи конфету, выполнил мамино поручение – мама наградит, дослушал сказку до конца – вкусняшка. Скажите строго, но цель оправдывает средства: я никому не жалуюсь, что у меня дети дома не едят, а подруги сетают: не знаю, чем накормить. Потому и не едят, потому что питаются конфетами и печеньем, которые в свободном доступе.
5. Дарите книги. В СССР считалось, что книга – лучший подарок. Нет СССР, но книга, по-моему, мнению, всё равно лучший подарок. Так и папа мой считает, именно он привил мне любовь к чтению. Он всегда говорил: «Знаешь, почему я много знаю? Потому что я читаю книги». Ведь росли же мы без Интернета, и ничего с нами не случилось ущербного, наоборот, у нас было ДЕТСТВО. А сейчас посмотрите, 5-6 летний ребенок имеет планшет: играет в компьютерные игры и мультики смотрит, вроде никому не мешает. А детства нет… У нас в семье старший ребенок пользуется компьютером и сетью Интернет 30 минут в день, а младшим не разрешено пользоваться вообще. Всему своё время.
Надеюсь, мой опыт окажется полезным и поможет мамам решить проблему: как приучить детей читать.
Автор: Колобова Людмила Викторовна, учитель 1 квал. категории МКОУ СОШ №19, с. Новоипатово Сысертского района Свердловской области, стаж работы 16 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Уважаемая Людмила Викторовна, восхищает Ваше стремление приобщить к чтению печатной книги широкие слои общественности. Вы - истинный борец за чтение. Я думаю, что посетители сайта воспользуются Вашими советами, тем более, что изложены они планово, четко, обоснованно. Данная публикация - яркое подтверждение математической логики: сформулировал тезис - докажи. У Вас получилась памятка или алгоритм, или инструкция по привитию чтения печатной книги. Как - то очень четко, очень строго, без компромиссов. Но как замечательно, что у Вас читающая семья!
Уважаемая Галина Михайловна! По квалификации я учитель математики, поэтому и стремлюсь к математической логике, и в этом эссе постаралась "разложить всё по полочкам". Спасибо за поддержку!
Уважаемая Людмила Викторовна!
Работа на актуальную тему, педагогически значима. Чем чаще мы будем об этом не только говорить, но и делать, тем лучше будет результат. Спасибо Вам!
Уважаемая Людмила Викторовна! С большим интересом прочитала Ваше эссе. С большим, потому что и сама очень люблю читать. А книга и сейчас для меня - самый лучший подарок. Как же здорово, что есть у нас такие читающие семьи и такие мамы! Ваш опыт бесспорно будет полезен для всех нас. Желаю успехов в конкурсе!
Спасибо! Очень хочется, чтобы дети читали. Всё начинается с семьи: семья приучит, даст понимание того, что чтение значимо, значит потребность читать останется навсегда. Так и меня приучили, так и я приучаю. Спасибо за поддержку!!!
Людмила Викторовна, я в восхищении от вашей конкурсной работы, ценная информация, о которой, как бы, знаешь, но из-за сплошного Интернета постоянно забываешь о ней. Спасибо за опыт, памятку (алгоритм), воспользуемся! Вам - 5!
Спасибо уважаемая коллега! Очень признательна Вам за поддержку!
Познакомившись со статьёй Людмилы Викторовны, я невольно окунулась в детские воспоминания... 1995 год. Я пошла в первый класс. В один прекрасный день в нашей семье сломался телевизор. Один день поскучали, другой. Потом мама нас с братишкой повела в детскую библиотеку, которая находилась в соседнем дворе. Добрые тётеньки-библиотекари, уютная обстановка, книжки с картинками сделали своё дело: мы стали частными гостями в библиотеке...С тех пор прошло 20 лет. Тяга к чтению не прошла. До сих пор благодарна маме и тому старому чёрно-белому телевизору!
Людмила Викторовна, вы затронули очень важную тему. Удачи Вам во всех начинаниях!
В октябре 2016 года в нашем детском саду был организован фестиваль "Семейные чтения". В рамках фестиваля организован буккроссинг (свободный обмен книгами), выставка детских книг "Из бабушкиного сундучка". На общем родительском собрании семья Погадаевых поделилась семейным опытом приобщения детей к чтению. В фестивале приняло участие более 60 семей. Очень рада, что педагоги стараются поддерживать стремление детей к книге. Людмила Викторовна, те правила, которые Вы обозначили наш коллектив возьмет себе на заметку и обязательно познакомит с ними родителей наших воситанников. Спасибо Вам!
Замечательные рекомендации, всегда стараюсь их придерживаться. Особенно согласна, что нужно выделять время каждый день для "минуток чтения". Мы каждый день с малышом читаем книжечки, в основном перед сном, когда малыш уже более спокойный. А днём слушаем для разнообразия сказки в аудио формате. Благодаря этому ребёнок проявляет интерес к сказкам, потом сам просит, чтобы мы почитали вместе.