Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
Я окончила Институт иностранных языков в Иркутске. Изучая английский и немецкий, видела себя в роли гида на туристических тропах Байкала. Вот я рассказываю (конечно, на английском) о достопримечательностях этого удивительного озера с голубой водой. Под ногами плещутся волны, красоту летнего дня дополняют яркое солнце и остроконечные вершины Саян с зелеными склонами...
О том, что наши мечты частенько разбиваются о реальность действительности, не задумывалась.
Мой будущий муж, уроженец Красноярска и убежденный сторонник идеи, что на свете нет краше реки, чем Енисей, поставил условие: или я или Байкал. Поразмыслив на тему о женском счастье, я переместилась из Восточной Сибири в её Центральную часть. (Красноярцы любят повторять, что живут не где-нибудь в провинции, а в центре России).
По сибирским меркам от Байкала до Енисея всего-то ничего – тысяча километров. В 17 веке русские казаки торили тропу от Красного Яра до Иркутска 30 лет. Сегодня по железной дороге где-то 18 часов. Два моих мира – студенческий и взрослый – сомкнулись над Енисеем навсегда.
О русском казачестве, покорявшем просторы Сибири, рассказал мне студент Сергей Коркин. Предки его были из этих самых первопроходцев. Не из ссыльных или беглых, скромно подчеркивал он.
Учиться в Красноярск Сергей приехал с низовьев Енисея. Невысокого роста, с россыпью веснушек на скуластом лице, в глазах расплескалась синь русских северных поморцев. Вначале показался он мне подростком, случайно затесавшимся к студентам-информатикам.
К информатикам я сама попала случайно. В середине учебного года (я уже работала на кафедре иностранных языков в пединституте) перекроили расписание, и в нагрузку мне дали группу второкурсников. Ребята в основном из сел, выдержанные, с детства привыкшие добиваться успехов своим трудом. Сергей из этой же крепкой породы. Одно препятствие в учебе – с английский не в ладах.
Однажды на мое замечание по поводу этих неладов, явно ерничая, ответил: «А в нашей глухомани «англицкий» вроде был ни к чему, мы больше к «рассейским» матам привычные». По остальным предметам, я узнала, шел блестяще.
У моих студентов позади очередная зимняя сессия. Спешат домой, к родным гнездам. В коридоре неожиданно сталкиваюсь с Сергеем. «Я вас ждал, – делает он шаг навстречу. – В каникулы хочу на английский напроситься». «А как дом, родители?» – не вникнув в тему, удивляюсь я. Он немного смущается. Не думая, что ставлю человека в неловкое положение, продолжаю допытываться: «Хвосты остались, в учебе съехал?» В ответ слышу: «Денег на билеты не наскреб».
Я справилась со своим смущением и уже совсем некстати ляпнула: «Давай тебе одолжу». Взгляд его раскосых глаз вначале выразил удивление, потом просветлел: «В нашей деревне про таких, как вы, говорят – у нищего кошелек отбирать. Мать тоже учительницей работает, зарплату буханками хлеба получает». И со свойственной ему насмешливой веселостью добавил: «Я еще с осени на автостоянку ночным сторожем заступил. За уроки есть чем платить».
На первом нашем занятии не сразу, но я нашла нужные слова и тактично отказалась от денег «сторожа». Что-то с вдохновением говорила о преподавателях, для которых знания студентов превыше материальных благ. Примеры из истории привела для большей убедительности. Он поверил, а может, сделал вид.
Однажды, отвлекшись от перфектов и артиклей, я рассказала Сергею о своей студенческой мечте и Байкале. Рассказала с долей юмора, но он вдруг серьезно отнесся к моим воспоминаниям и заметил, что берега Енисея хранят такие истории, какие Байкалу в долгих снах не снились. Одни названия чего стоят: село Казачинское, деревня Атаманово, заимка Разбойничья, речка Караульная.
Мой студент увлеченно, где-то с излишней горячностью стал рассказывать о енисейских казаках. Мысленно мне не стоило труда перенестись в 17 век, почувствовать дуновение истории с запахом кострищ и услышать клич атаманов. Сергей пообещал: « Когда-нибудь я проведу вас по Енисею, покажу, как мои предки тянули суденышки вверх по реке, к монгольским границам под сопротивление кыргызов. Жили такие племена в Сибири».
В занятия по английскому Сергей впрягся с упорством тех же казаков.
Английский язык за второй курс Сергей сдал на четверку. Я поставила ему отлично, чтобы не портить общей статистики высоких баллов в зачетке.
Эту историю про потомственного казака с низовьев Енисея, увлеченного информатикой и мечтающего двигать науку вперед, хотелось бы закончить хеппи эндом, да не суждено. После второго курса Сергей в институт не вернулся. Пьяным утонул в Енисее его отец, с тяжелой болезнью слегла мать, две младших сестры нуждались в присмотре. Сергей впрягся в рабочую лямку, нанявшись в «черные» лесорубы. Студенты мне, как отсталому от современной жизни человеку, разъяснили, что в деревнях сегодня иначе не выжить.
Мои мечты об экскурсиях по Байкалу и по берегам Енисея остались неосуществленными. Хотя, кто знает, может быть, наведаюсь когда-нибудь в деревеньку под Енисейском, где живет мой талантливый студент, а ныне – «черный» лесоруб. Появилась такая профессия в Сибири. На английский язык ее переводить мне почему-то не хочется.
Автор: Толстикова Марина Владимировна, учитель английского языка МБОУ СОШ № 24, г. Красноярск. Педагогический стаж 9 лет.
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Марина Владимировна, у Вас очень интересная работа - из Вас получился бы отличный журналист. С удовольствием ставлю Вам первую пятёрку
До глубины души затронула меня ваша статья! Я, думаю, что если человек талантлив, он пробьется, во всяком случае, хочется в это верить. Спасибо за прекрасный рассказ!
Марина Владимировна, захватывающий рассказ!!!! Буду рада познакомиться с другими Вашими работами)) Мне верится что через пару лет выйдет в свет книга с Вашими очерками!!! Удачи Вам и творческого вдохновения!!! 5!!!
Марина Владимировна! История потрясла."Талантливому студенту" теперь не сладко. ВЫ трогательно написали и за это с удовольствием ставлю Вам только 5! Ваш стиль изложения привлекает: я прочитала ещё раз. Желаю Вам творческих успехов!
Марина Владимировна! Вы не только хороший педагог, но и мастер слова! Ставлю самые высокие баллы по всем критериям. Думаю, Вам стоит попробовать печататься.
Увлекательный рассказ,прочитала на одном дыхании.Спасибо.Удачи и победы!
Здравствуйте, Марина Владимировна! Интересный рассказ. Будем надеяться, что у Сергея всё будет хорошо, а Ваша мечта, обязательно, осуществиться и у Вас состоится экскурсия по Байкалу и по берегам Енисея. Удачи Вам!
Поддерживаю выбор вашей работы экспертной комиссией. Поздравляю.