Конкурс «Педагогическое вдохновение – 2011»
Раннее августовское утро. Здесь, на Севере, почти осеннее. Моросит нудный дождь. По узкой тропинке мимо вросших в землю балков[1] спешит на работу Мария Витальевна Орлова.
Балки, казавшиеся ей страшными и уродливыми в первые дни её жизни здесь, за последние лет пять-семь несколько преобразились, стали более походить на жилые дома. Хозяева, многие из которых вселились ещё лет 20-25 назад, наконец-то перестали считать их временным жильём и начали потихоньку обустраивать. На Большую землю не уедешь: здесь хоть какая-то зарплата (выручают 50% северных и 70% районного коэффициента). Другое жильё можно только купить, а стоит оно столько же, сколько в Москве.
На учительскую зарплату, имея троих детей, квартиру не купишь, не приходится даже мечтать об этом. Муж недавно устроился в хорошую организацию, которая раньше помогала своим работникам приобрести капитальное жильё, но сейчас в коллективный договор внесли изменения, согласно которым помощь может заключаться лишь в погашении части процентов за ипотеку. А брать ипотеку, считает Мария Витальевна, - отчасти приравнять себя к Богу: быть уверенным, что проживёшь ещё не менее десяти лет и будешь при этом получать приличную зарплату.
Одна знакомая Марии Витальевны, тоже учительница, понадеялась на зарплату мужа, взяла ипотеку. Два с лишним года жила впроголодь, но исправно платила, а потом с мужем случилось несчастье. Осталась эта женщина на улице с двумя малолетними детьми. И никто не помог, кроме родственников, которые временно её приютили. Как сложится её жизнь дальше, одному Богу известно. Банки, как затаившиеся в кустах хищники, ожидают свою добычу, а поймав, уже не выпускают из цепких когтей.
Вот и живёт семья Орловых семнадцатый год в вагоне и ни на что не надеется. А льготы бюджетникам и многодетным остаются на бумаге да на словах красноречивых депутатов. Правда, детей из многодетных семей в школе кормят бесплатно не один раз, как всех остальных, а два. И на том спасибо.
Идёт Мария Витальевна под этим нудным дождём, мимо всей этой житейской серости, а в душе её поют соловьи. Не только потому, что дети с утра расцеловали все по очереди (даже четырнадцатилетний старший сын) и наперебой поблагодарили за сваренную манную кашу (Мария Витальевна всегда удивляется, почему в других семьях дети отказываются есть манную кашу. В семье, где она выросла, тоже было трое детей, и все они очень любили это блюдо. И её дети просто обожают «кашу всмятку», как назвал её однажды кто-то из малышей). Расцеловали, заверили, что, пока мама с папой на работе, будут хорошо себя вести, и пожелали удачного дня. Да и муж, уходя на работу, шепнул на ухо ласковое слово. Такое утро в этой семье, к счастью, было не редкостью, а нормой.
Что же тогда стало причиной приподнятого настроения Марии Витальевны? Телефонный звонок зазвенел соловьиной трелью в душе учительницы. Звонил выпускник. Он долго искренне благодарил Марию Витальевну за её «нелёгкий и неблагодарный», как он выразился, труд, делясь своей радостью от известия о поступлении в один из престижнейших вузов страны.
«Нелёгкий? Да. Но разве можно считать наш труд неблагодарным? – рассуждает Мария Витальевна. – Этот звонок и есть благодарность. И даже не звонок, а сам факт поступления. Вот результат, к которому стремится учитель. Ради которого все бессонные ночи подготовки к урокам, кучи перелопаченной литературы в поисках новых технологий, форм, методов и приёмов работы, потраченные в спорах с консервативным начальством нервы, украденное у близких внимание и время. Вернее, это часть результата. Главное-то, чтобы жизнь у детей-выпускников сложилась. А состоит эта жизнь из набора разных критических ситуаций. Зачастую, ситуаций нравственного выбора. И нужно, чтобы человек не ударил в грязь лицом, выбрал верный путь, не ошибся. Не бывает незначительных ошибок. За каждую приходится платить. И недёшево».
Вдруг вспоминает Мария Витальевна услышанное на днях сообщение о том, что подростки заживо сожгли бомжа. «А есть ли вина школы в случившемся? – думает она. – Безусловно. В чём? Сегодня школа в стране – первое место в жизни ребёнка, где он ощущает безнаказанность, а она-то и порождает его дальнейшие правонарушения и даже преступления. Чего ждать, если директор на каждой еженедельной планёрке говорит:
– Не ставьте двоек. Лишу премии. Помогу «завалить» аттестацию.
Потом поясняет:
– Вам хочется с этими обормотами лишний год возиться? Дотянули их до 9-го класса, и пусть катятся на все четыре стороны! А двойки ставить будете, родители на вас в суд подадут. Мне заявление напишут или в район. На аттестации всё отразится! Зачем вам эта головная боль?
И никого не волнует, комфортно ли в классе рядом с обнаглевшими от безнаказанности ещё детьми, но уже нелюдями другим ребятам. Имеющим способности и желающим учиться. За ними будущее страны, а школа такой позицией способствует тому, что в окружении обормотов, эти дети сами становятся обормотами. Зачастую против своей воли поначалу. С волками жить – по-волчьи выть.
Потом выработанный стиль поведения укореняется, избавиться от него становится трудно. Этим частично объясняется тот факт, что юные преступники, или отморозки, как теперь их называют, встречаются не только среди детей из неблагополучных семей, но и у вполне достойных родителей. Жаль. Как же жаль!» – настроение Марии Витальевны начинает падать.
Грустные размышления прерывает идущая навстречу женщина:
– Здравствуйте, Мария Витальевна! Как давно я Вас не видела. Вам огромный привет от Оли (это её дочь). Она три года назад закончила институт и теперь, как Вы, учит детей русскому языку и литературе. Любит свою работу. Довольна всем. Очень часто Вас вспоминает, говорит, что Вы привили ей любовь к родному слову.
– Здравствуйте, Ирина Николаевна! Я тоже рада нашей встрече. Спасибо за тёплые слова в мой адрес. Олечку Вашу я не смогу забыть никогда: она первая из моих учеников пошла по моим стопам. Привет ей большой. Удачи и здоровья: без него в этой жизни никак. И небольшой совет: учителем работать легко тому, кто любит своих подопечных, потому что их часто приходится прощать, а мы легко прощаем тех, кого любим. Думаю, за три года работы она и сама уже поняла эту истину.
– Спасибо. Вам и Вашей семье всего хорошего. До свидания.
Попрощавшись с Олиной мамой, Мария Витальевна погружается в воспоминания.
Оля Щетинина на уроках Марии Витальевны выделялась среди одноклассников: как-то по-особенному горели её глаза, когда рассказывала она о приключениях Насти и Митраши в лесу, о бедном Юшке, терпеливо сносящем насмешки и издевательства окружающих, о горькой жизни Валека и Маруси. Ещё отличало её постоянное стремление сделать что-нибудь сверх нормы: она писала замечательные сочинения (они до сих пор хранятся у Марии Витальевны), работала над рефератами, выступала с докладами, проводила исследования.
В памяти всплывает один случай. Олин одноклассник Шлыков Сашка, неплохой и неглупый, но очень ленивый парень, вдруг на уроке заявляет:
– Я бы уехал в Америку. Здесь нечего ловить. Там доллары.
Класс зашумел. Послышалось:
– Здесь безработица.
– Пьянство и наркомания.
– И законы не работают.
Вдруг встала Оля. Лицо её было залито румянцем. В глазах горькая обида и боль.
– Я хочу прочитать своё любимое стихотворение.
Класс притих.
– Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои…
Читала она так проникновенно, что замерли даже самые отъявленные нарушители дисциплины. У Марии Витальевны подкатил комок к горлу, на глаза навернулись слёзы.
Оля дочитала и молча села. Все удивлённо разглядывали её, словно перед ними был пришелец из космоса, а не девочка, с которой они проучились вместе уже почти семь лет. Сашка же не унимался:
– Подумаешь! А вот Вы, Мария Витальевна, сами, наверняка, мечтаете уехать за границу? Мои родственники отчалили навсегда в Германию и довольны. Правда, у них там пока прописки нет. На работу не могут устроиться.
Класс вопросительно смотрел на учителя.
– Думаю, у них будет ещё много разных проблем в чужой стране. Что касается меня: хотела бы – уехала, а раз не уехала, значит, не хочу. Похвально, что Оля читает и, очевидно, любит, раз знает наизусть, стихи Николая Рубцова. Я тоже хочу прочесть вам своё любимое стихотворение. Раньше его изучали в пятом классе. Сейчас, к сожалению, из школьной программы исключили.
Рассказав немного об авторе, Константине Симонове, она прочла стихотворение «Сын артиллериста». Дочитывала уже после звонка с урока. Началась перемена, но никто не перебивал, не стремился убежать из кабинета.
– Я верю, что и среди вас в подобной ситуации нашлись бы такие же Лёньки, способные защитить Родину и товарищей, вызвать огонь на себя. Вы ещё семиклассники и поэтому многого не понимаете. Вот уедете после окончания школы учиться в другой город лет на пять, тогда почувствуете, что такое родина и как плохо человеку вдали от тех мест, где он родился и вырос. Заметьте, что уедете вы не в другую страну, а лишь в другой город. Значит, вы лишитесь только общения с теми, к кому привыкли, кого любите. Только привычного пейзажа за окном. С вами останется ваш язык, ваша культура, законы, по которым вы привыкли жить. Человек, покинувший страну, навсегда расстаётся со всем, перечисленным выше. У Владимира Галактионовича Короленко есть произведение, которое называется «Без языка». Оно о том, как плохо человеку в чужой стране. Почитайте. Многое поймёте.
Года два назад Сашка Шлыков приходил к Марии Витальевне в гости. Сказал, что прочитал тогда «Без языка», но в душе долго ещё спорил с любимой учительницей. Однако, съездив на два месяца в гости к родственникам в Германию (они до сих пор живут там без прописки, российские дипломы о высшем образовании там не действительны, постоянной работы нет), он вдруг ощутил, находясь там, такую тоску по родным местам, что защемило сердце. Понял: родина у человека одна, слово это – не пустой звук.
И знает Мария Витальевна: ничто теперь не разрушит это чувство патриотизма в душе её воспитанника: ни соблазн лёгкой и богатой жизни за рубежом, ни телевидение и интернет (мощное оружие русских антипатриотов), ни современное искусство, напичканное однонотными песняками, силиконовыми красавицами, извращёнными фигурами в бронзе и мраморе и залитое кровью экранных героев.
Мария Витальевна прошла по зелёной ещё аллее и повернула направо. Знакомые тополя прошелестели вслед листвой, словно желая доброго дня.
Вот и школа. Тот особый мир, с которым связана жизнь каждого человека. Мир, наполненный взлётами и падениями, радостями и неудачами, детской доверчивой нежностью учеников и материнской мудрой любовью педагогов. Мир, расставание с которым 25 мая ежегодно оплакивает в душе каждый выпускник, даже самый отъявленный хулиган и двоечник. Мир, в который навсегда возвращаются, становясь учителями, те, кто не в состоянии пережить разлуки с ним.
[1]Балок – передвижной домик на полозьях для временного размещения людей (в Сибири, на Дальнем Востоке, в Арктике).Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой.
Автор: Курочкина Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории НРМОУ «Салымская СОШ №2», п. Салым Нефтеюганского района ХМАО. Стаж 20 лет. Лауреат журнала «Литература в школе». Работы публиковались в газетах «Русский язык» и «Литература» издательского дома «Первое сентября».
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Очень понравилась статья! Спасибо! Полностью разделяю ваши суждения. Восхищает смелость, правильность и правдивость: "А льготы бюджетникам и многодетным остаются на бумаге да на словах красноречивых депутатов"; "Сегодня школа в стране – первое место в жизни ребёнка, где он ощущает безнаказанность, а она-то и порождает его дальнейшие правонарушения и даже преступления." Ставлю первую 5!!! Жаль, что не могу больше!
Очень приятные слова, большое спасибо, Наиля Фуатовна! И Ваши стихи замечательные (я их уже прочла и поставила "5")
Спасибо большое за поддержку моей работы, но баллы почему-то не изменились
Марина Викторовна, с удовольствием познакомилась с ещё одной Вашей работой. Впечатлена Вашим рассказом... Есть о чём задуматься... И грустно, и радостно, и тревожно, и солнечно. Такова наша профессия. Спасибо Вам за чудесный разговор по душам. "5 звёздочек"!!!
Марина Викторовна! Замечательное, трогательное, правдивое произведение. Великолепный учитель в рассказе! Как жаль, что ОН такой бесправный! В наше время бывают "счастливые нищие"
Марина Викторовна, очень жизненный рассказ, и несмотря на "горькую правду жизни", очень оптимистичный. Прочитала Ваш рассказ, а вспомнила своих дошколят-выпускников. Очень приятно встречать их повзрослевших в нашем небольшом городке, и слушать воспоминания о детском саде, о нашей группе.
Моя оценка ПЯТЬ! Вы пишите очень профессионально!
Спасибо, Ирина Валерьевна! Ваш видеоролик тоже замечателен.
Уважаемая Марина Викторовна, добрый вечер! Мне очень понравились и это Ваше произведение. Конечно, же 5+. Удачи Вам и победы в конкурсе!
Здравствуйте,Марина Викторовна! Жизненно, правдиво, трогательно! Размышления Марии Витальевны близки и понятны, каждому педагогу! Это первая ваша работа, с которой я познакомилась. Мне понравилось -5!
МАрина Викторовна, Спасибо!!! Мне очень понравилось. Это и есть "правда жизни"....
Марина Викторовна! Очень смелое, правдивое, трогательное рассуждение затронуло душу. Думаю, что никого не оставит равнодушным. Удачи вам и 5!
Марина Викторовна, Ваш рассказ (точнее, наверное, очерк) не оставляет равнодушным, дает повод к глубоким размышлениям. "Особый мир" - это и мир души героини очерка, и мир, в который вводит благодаря своей душевной щедрости и художественному слову Мария Витальевна своих учеников. Хочется равно отметить как высокую педагогическую ценность произведения, так и художественную. Спасибо Вам! И творческих успехов!
С уважением, Людмила Николаевна
Людмила Николаевна, большое спасибо Вам за тёплые слова. Мнение профессионала очень важно для меня. Согласна с тем, что это не совсем рассказ, а скорее,наверное, очерк. Буду работать над своими ошибками. Вам я тоже желаю успехов во всём!
Уважаемая Марина Викторовна, прочла Вашу работу на одном дыхании, просто потрясающе!И хочется поклониться таким учителям, как Ваша Мария Витальевна. Здоровья Вам, удачи, новых творческих находок!
Ваша работа замечательная, очень содержательная, ставлю +++5 !! Умница!!
Уважаемая Марина Викторовна! Очень трогательная проза нашей жизни. Моя оценка 5!
Кажется, кто-то поставил "единицу"... Обидно, но,наверное, заслужила...Хотелось бы,чтобы критические замечания в таких случаях оставляли: критика должна приносить пользу.
Уважаемая Марина Викторовна. Отличная работа. Есть о чем задуматься. Спасибо!
Марина Викторовна, как тонко вы сумели раскрыть состояние человека, влюблённого в свою профессию! Очень удачно передали настроение - "мимо всей этой житейской серости, а в душе её поют соловьи".Спасибо Вам, что затронули то, что в душе многих учителей, простых, скромных, интеллигентных,любящих школу и детей, верящих в ценность своего труда(не материального, а духовного). Искренние, взволнованные строки о судьбе УЧИТЕЛЯ интересно было читать! Удачи Вам и успехов, творческих находок!
Мария Викторовна, прочитала с удовольствием, понравилось. 5. Удачи и победы!
Жизненный рассказ! Теперь для детей школа - вся страна. И к сожалению, не во всех отношениях это школа лучшая! В любых условиях учитель должен оставаться учителем жизни. Особая благодарность за то, что поднимаете тему патриотического воспитания! Отмечаю педагогическую значимость конкурсной работы.
Без пафоса, но о важном. Поздравляю с выходом в полуфинал!