Зваться большим, знаться с меньшим.
Русская пословица.
Именно так началась наша дружба.
В девятом классе мы пришли к новому для нас учителю физики Гункевичу Леониду Ивановичу. После первого урока в нашем дружном классе началась паника. Методы преподавания были для нас очень неожиданными, мы не понимали абсолютно ничего, полились слёзы, начались конфликты с учителем. Тогда он попросил написать ему письмо с перечислением того, что нам не нравится и почему, а чтобы не читать все 34 письма, Леонид Иванович сказал сделать это мне: всё обобщить и передать ему одно, как он выразился, «Письмо – Турецкому султану».
Мы были единственным классом, высказавшим своё недовольство и предложения (остальные злились молча), и это было оценено учителем, а мы стали ценить его.
Учиться всё равно было сложно, но ни разу никто из нас не слышал в ответ на какой-либо вопрос «разбирайся сам» или «мне некогда».
Бывало, что у нас оставалось на уроке время, и Леонид Иванович рассказывал нам о себе.
До Лицея он преподавал в Екатеринбургском Суворовском военном училище (ЕкСВУ). Будучи человеком военным, он знал, что такое мужская честь и достоинство, очень требовательно относился к нашим мальчишкам, часто напоминал им, что «пустая банка громче гремит». Так невольно и я стала замечать в людях то, чего раньше не видела.
В десятом классе 19 октября по традиции нас должны были посвятить в лицеисты, но зал не был отремонтирован, поэтому руководство Лицея договорилось с ЕкСВУ, и посвящение прошло в его стенах. Там же я познакомилась с моим самым дорогим и любимым человеком на свете…
Сначала мне с ним было трудно. Часто у него не было времени, чтобы поговорить, я не понимала, обижалась, иногда мне казалось, что он просто странный – он совсем не был похож на моих одноклассников и друзей.
Всё чаще я стала расспрашивать Леонида Ивановича об особенностях военной службы, о том, как он преподавал суворовцам. Однажды голос учителя дрогнул. Он рассказал, как хоронил своего выпускника…
В конце года у нас состоялся урок «вопросов и ответов». Тогда прозвучало: «Леонид Иванович, а с кем Вам было интереснее работать: с нами или с суворовцами?». Он ответил: «Знаете, ребята, вас нельзя сравнивать. Вы – ученики, а они, в первую очередь, воины».
Я бы сказала, что и из нас он делал воинов, но других. На его уроках с первого дня мы преодолевали тысячи трудностей: физических, моральных, умственных. Никогда так остро я не чувствовала, что всё зависит исключительно от меня. Я не была сильна в физике, но выучивала все билеты к зачёту, решала горы вариативов, писала конспекты, но не ради моей медали – я не хотела и не могла подвести человека, который так уважал и ценил меня.
Близилось окончание школы. Леонид Иванович спрашивал нас, кто куда собирается поступать. Дошла очередь до меня, и у нас состоялся такой разговор:
– Я закончила художественную школу и собираюсь в архитектурный.
– Знаешь, Даша, сейчас очень трудно найти работу в этой сфере…
– Вообще-то, если честно (я замялась).
– Ты надеешься на чью-то помощь?
– Нет, если честно, то я очень хочу быть учителем начальных классов, очень хочу, но против абсолютно все, и я боюсь…
– Не откладывай эту идею далеко, потому что…
Выходя в тот день из класса, я ни секунды больше не сомневалась в том, где я буду учиться дальше.
Родные удивлялись, друзья не понимали. Приходилось объяснять свой выбор. И сейчас приходится… но не только выбор профессии.
С Колей мы продружили два года до его выпуска из ЕкСВУ, сейчас он учится в военной академии Санкт-Петербурга, а я учусь здесь, жду его и работаю с малышами, но ни в том, ни в другом я не вижу повода для удивления.
Просто Леонид Иванович научил меня узнавать то, что по-настоящему ценно, научил преодолевать трудности и верить в свои силы, во многом своим примером.
В прошлом году он стал Учителем Года.
Я благодарна за всё, что он для меня сделал. На каждый праздник я захожу в Лицей, чтобы повидаться с ним и поздравить.
Когда мы пришли в ВУЗ, нам сказали: «… здесь учителей нет, есть преподаватели, а слово «учитель» употребляется лишь в каком-то высоком значении, с большой буквы»…
Для меня Леонид Иванович стал таким Учителем, дорогим Учителем моей жизни.
Автор: Дарья
На фото: учитель Гункевич Л.И.
Фото автора
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Спасибо Дашеньке за столь искренний рассказ! Меня он по-настоящему тронул. Очень бы хотелось, чтобы его прочитал Учитель и порадовался за автора. А Дашеньке желаю столь же благодарных и умных учеников.
Замечательный рассказ!
Такие Учителя не часто попадаются на жизненном пути. Но от этого такие встречи только ценнее.
Мне кажется, редко кто сегодня идет в учителя так осознанно. Автору - респект!
Думать о душе ребенка - сегодня в школе некогда: планы, отчеты, портфолио, деньги на учебники и ремонт... Как хорошо, что автору попался такой душевный педагог! И здорово - если она таким станет...
Дарья Вам очень повезло встретить и учиться у такого учителя! Отличная статья 5 баллов.
Да, таких учителей нам в школах надо больше. Мы с внуком девятиклассником прочитали ваш рассказ и благодарны вам за то, что вы его написали. Это нравственная повесть, это и патриотическое воспитание для моего внука, а мне воспитателю детского сада, работающей с детьми 40- вой год, это все близко и понятно. Я благодарю вам за то, что ВЫ педагог хороший и детей научите своим примером. 5!!!